Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен кончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.
Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).
Делайте
лёгкую, танцующую присядь и
Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор.
5-е упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е упражнение «Большой
(«насос» + «обними меня»)
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад – руки обнимают плечи). Вдох.
Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е упражнение «Повороты
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е упражнение «Маятник
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл).
Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Приложение 3
Методика распевания В.В. Емельянова
Упражнения для разогрева голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова.
«Едем в зоопарк»
Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз).
Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
Упражнение 2.
- Теперь
дорога расчищена, надо
Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель.
Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание.
«Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...».
Упражнение 3.
- Мы с
вами приехали в зоопарк.
Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).
Упражнение 4.
- А это – вольер с лошадкам. Лошадки скачут по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
- А лошадки все разбежались.
Дети цокают на разные гласные: «Е», «У», «А».
- Снова лошадки побежали по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика
Упражнение 1
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
Упражнение 2
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упражнение 3
Пощелкайте
языком, изменяя форму рта. Обратите
внимание на изменения щелкающего звука.
Попытайтесь произвольно
Упражнение 4
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
Приложение 5
Результаты теста–опросника на выявление когнитивного компонента музыкально–эстетических ориентаций у детей
№ |
Наташа А. |
Данил К. |
Коля К. |
Наташа Ш. |
Кристина С. |
Никита П. |
1 |
Да, люблю. |
Да. |
И да и нет. |
Да! |
Да, очень. |
Да. |
2 |
Нравится. Например, «Котенок и щенок» |
Да. Армейские. |
- |
Да! «Котенок и щенок», «Почему медведь зимой спит», особенно с вами. |
Разные. |
Блатные. |
3 |
Больше петь нравится в школе |
Везде. |
В школе. |
В школе. |
Дома, в школе, в клубе. |
Дома, с Данилом, в гостях. |
4 |
Нет |
Поют. |
Нет. |
Иногда слушают и поют. |
Нет. |
Нет. |
5 |
Нет порою сил. Мешает Шарик. |
Любимых песен нет. |
- |
«Голубоглазая», «Котенок и щенок» |
Красивые. |
На телефоне слушаю, пою под караоке. |
6 |
По телевизору |
Дома. |
Дома. |
Везде, в концертном зале, дома и на дискотеке. |
По телевизору, по радио, на телефоне. |
По телевизору. |
7 |
Рисовать |
Петь и рисовать. |
Рисовать. |
Все люблю. |
Рисовать. |
Рисовать. |
8 |
Да, на гармошке. |
Да. На балалайке. |
Нет. Не приходилось. |
На баяне. |
На фортепиано. |
Нет. |
9 |
Да. «Малахов +» |
Да. Разные. |
Нет. |
«Угадай мелодию», МТV. |
Слушаю музыку на МТV. |
МТV, МузТV. |
10 |
Да. |
Слушаю. |
- |
Слушаю музыку |
«Трансмит» |
Нет. |
11 |
Николай Басков |
Много разных. |
- |
«Арбат», «Фактор», «Серёга». |
Разные. |
Разные. |
Приложение 6
Результаты эксперимента по развитию вокальных навыков на уроках музыки
Входная диагностика
Певческая установка |
Дыхание |
Звукообразование |
Артикуляция |
Интонация |
Дикция | |
Кристина С. |
Правильная |
Ровное, спокойное |
Точное, мягкая атака |
Ровно, прикрыто, округло |
Хорошая |
Разборчиво |
Наталья А. |
Не совсем правильная |
Не ровное, напряженное |
Не точное, придыхательная |
Не ровно, не прикрыто |
Плохая |
Не разборчиво |
Наталья Ш. |
Правильная |
Ровное, напряженное |
Точное, мягкая атака |
Ровно, прикрыто |
Хорошая |
Разборчиво |
Данил К. |
Не правильная |
Ровное, напряженное |
Не точное, придыхательная атака |
Не ровно, не прикрыто |
Средняя |
Разборчиво |
Никита П. |
Не правильная |
Не ровное, напряженное |
Не точное, |
Не ровно, не прикрыто |
Плохая |
Не разборчиво |
Николай К. |
Правильная |
Ровное, напряженное |
Твердая атака |
Ровно, не прикрыто |
Средняя |
Разборчиво |
Итоговая диагностика
Певческая установка |
Дыхание |
Звукообразование |
Артикуляция |
Интонация |
Дикция | |
Кристина С. |
Правильная |
Ровное, спокойное |
Точное, мягкая атака |
Ровно, прикрыто |
Хорошая |
Разборчивая |
Наталья А. |
Не совсем правильная |
Не ровное, спокойное |
Точное, придыхательная атака |
Не совсем ровно и прикрыто |
Средняя |
Не совсем разборчивая |
Наталья Ш. |
Правильная |
Ровное, спокойное |
Точное, придыхательная атака |
Ровно, прикрыто, округленно |
Хорошая |
Разборчивая |
Данил К. |
Не совсем правильная |
Ровное, спокойное |
Не точное, твердая атака |
Не совсем ровно и прикрыто |
Средняя |
Разборчивая |
Никита П. |
Не совсем правильная |
Ровное, напряженное |
Точное, придыхательная атака |
Не ровно, более прикрыто |
Средняя |
Не совсем разборчивая |
Николай К. |
Правильная |
Ровное, спокойное |
Точное, придыхательная атака |
Ровно, прикрыто, округленно |
Хорошая |
Не совсем разборчивая |