Вокально-хоровые навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

236453.docx

— 99.36 Кб (Скачать файл)

3-е упражнение «Насос»

Исходное  положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.

Вдох  должен кончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую  газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и  легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина  круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.

Делать  подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.

 

4-е упражнение «Кошечка»

Исходное  положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в  этом упражнении не должны отрываться от пола).

Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом  влево, и, тоже короткий, резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами  сами.

Колени  слегка гнутся и выпрямляются (присядь  лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина  абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор.

 

5-е упражнение «Обними себя»

Исходное  положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.

 

6-е упражнение «Большой маятник»

(«насос»  + «обними меня»)

Исходное  положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд –  руки тянутся к полу – вдох. И  сразу без остановки (слегка прогнувшись  в пояснице, наклон назад – руки обнимают плечи). Вдох.

Кланяйтесь  вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.

 

7-е упражнение «Повороты головы»

(вправо-влево)

Исходное  положение: основная стойка.

Чуть-чуть покачивайте головой, как будто  говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.

 

8-е упражнение «Маятник головой»

(вниз-вверх)

Исходное  положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить  после каждого вдоха.

 

9-е упражнение «Перекаты»

Исходное  положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой  ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута  в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.

 

10-е упражнение «Шаги»

а) «передний  шаг» (рок-н-ролл).

Исходное  положение: основная стойка. Поднимаем  левую ногу, согнув в колене, вверх  до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.

б) «задний  шаг».

Исходное  положение: основная стойка. Отводим  левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.

с) Снова  «передний шаг».

 

 

Приложение 3

 

Методика  распевания В.В. Емельянова

Упражнения  для разогрева голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит  методика работы с голосовым аппаратом  новосибирского учёного В. В. Емельянова.

 

«Едем в зоопарк»

Упражнение 1.

- Сегодня  мы с вами поедем в зоопарк.  Поедем на машине. Но дорога  в зоопарк заросла травой. Траву  необходимо скосить.

«Косим  траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем  движение косаря (4-8 раз).

Данное  упражнение нацелено на активизацию  работы дыхательных мышц (диафрагмы).

Упражнение 2.

- Теперь  дорога расчищена, надо завести  нашу машину.

Губы  должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина»  в машине, т.е. дольше может работать двигатель.

Упражнение  тренирует способность экономно расходовать дыхание.

«Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась  комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с  изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие  задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется  добиваться звучного энергичного тона...».

 

Упражнение 3.

- Мы с  вами приехали в зоопарк. Сколько  здесь разных животных! Давайте  подойдём к первой клетке. Здесь  живут змеи (кобры). Кобра пока  спит, но скоро проснётся.

Изображаем  кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем  «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в  кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие  «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).

Упражнение 4.

- А это  – вольер с лошадкам. Лошадки  скачут по кругу все вместе.

Дети  цокают, губы в позиции «О».

- А лошадки  все разбежались.

Дети  цокают на разные гласные: «Е», «У», «А».

- Снова  лошадки побежали по кругу  все вместе.

Дети  цокают, губы в позиции «О».

 

 

Приложение 4

 

Артикуляционная гимнастика

 

Упражнение 1

Четыре  раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).

Упражнение 2

Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 3

Пощелкайте  языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать  всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)

Упражнение 4

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните  щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

 

 

Приложение 5

 

Результаты  теста–опросника на выявление когнитивного компонента музыкально–эстетических  ориентаций у детей

Наташа А.

Данил К.

Коля К.

Наташа Ш.

Кристина С.

Никита П.

1

Да, люблю.

Да.

И да и нет.

Да!

Да, очень.

Да.

2

Нравится. Например, «Котенок и щенок»

Да.

Армейские.

-

Да! «Котенок и щенок», «Почему медведь  зимой спит», особенно с вами.

Разные.

Блатные.

3

Больше петь нравится в школе

Везде.

В школе.

В школе.

Дома, в школе, в клубе.

Дома, с Данилом, в гостях.

4

Нет

Поют.

Нет.

Иногда слушают и поют.

Нет.

Нет.

5

Нет порою сил. Мешает Шарик.

Любимых песен нет.

-

«Голубоглазая», «Котенок и щенок»

Красивые.

На телефоне слушаю, пою под караоке.

6

По телевизору

Дома.

Дома.

Везде, в концертном зале, дома и на дискотеке.

По телевизору, по радио, на телефоне.

По телевизору.

7

Рисовать

Петь и рисовать.

Рисовать.

Все люблю.

Рисовать.

Рисовать.

8

Да, на гармошке.

Да. На балалайке.

Нет. Не приходилось.

 

На баяне.

На фортепиано.

Нет.

9

Да.

«Малахов +»

Да. Разные.

Нет.

 

«Угадай мелодию», МТV.

Слушаю музыку на МТV.

МТV, МузТV.

10

Да.

Слушаю.

-

Слушаю музыку

«Трансмит»

Нет.

11

Николай Басков

Много разных.

-

«Арбат», «Фактор», «Серёга».

Разные.

Разные.


 

 

 

Приложение 6

 

Результаты  эксперимента по развитию вокальных  навыков на уроках музыки

 

Входная диагностика

 

Певческая установка

Дыхание

Звукообразование

Артикуляция

Интонация

Дикция

Кристина С.

Правильная

Ровное, спокойное

Точное, мягкая атака

Ровно, прикрыто, округло

Хорошая

Разборчиво

Наталья А.

Не совсем правильная

Не ровное, напряженное

Не точное, придыхательная

Не ровно, не прикрыто

Плохая

Не разборчиво

Наталья Ш.

Правильная

Ровное, напряженное

Точное, мягкая атака

Ровно, прикрыто

Хорошая

Разборчиво

Данил К.

Не правильная

Ровное, напряженное

Не точное, придыхательная атака

Не ровно, не прикрыто

Средняя

Разборчиво

Никита П.

Не правильная

Не ровное, напряженное

Не точное,

Не ровно, не прикрыто

Плохая

Не разборчиво

Николай К.

Правильная

Ровное, напряженное

Твердая атака

Ровно, не прикрыто

Средняя

Разборчиво


 

Итоговая  диагностика

 

Певческая установка

Дыхание

Звукообразование

Артикуляция

Интонация

Дикция

Кристина С.

Правильная

Ровное, спокойное

Точное, мягкая атака

Ровно,

прикрыто

Хорошая

Разборчивая

Наталья А.

Не совсем правильная

Не ровное, спокойное

Точное, придыхательная атака

Не совсем ровно и прикрыто

Средняя

Не совсем разборчивая

Наталья Ш.

Правильная

Ровное, спокойное

Точное, придыхательная атака

Ровно, прикрыто, округленно

Хорошая

Разборчивая

Данил К.

Не совсем правильная

Ровное, спокойное

Не точное, твердая атака

Не совсем ровно и прикрыто

Средняя

Разборчивая

Никита П.

Не совсем правильная

Ровное, напряженное

Точное, придыхательная атака

Не ровно, более прикрыто

Средняя

Не совсем разборчивая

Николай К.

Правильная

Ровное, спокойное

Точное, придыхательная атака

Ровно, прикрыто, округленно

Хорошая

Не совсем разборчивая



Информация о работе Вокально-хоровые навыки