Воспитание музыкального вкуса у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
В данной работе представлены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Музыка как вид искусства  открывает человеку возможность  познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими  жанрами искусства убеждает нас  в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Овладение таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное  – они должны стать культурными  слушателями, активно и с интересом  воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания  и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются  основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания по музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как  искусства занимались О. А. Апраксина, О. П. Радынова, Г. Я. Лешакова, В. С. Уколов, Е. Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А. Г. Юсфин  и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Б. А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие.

В настоящее время у современных  школьников имеется возможность  изучать наследие мировой музыкальной  культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса  школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все  еще продолжает оставаться актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое  время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление  множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легкодоступностью  происходит обесценивание музыки. Она  превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.

Наблюдая за детьми, легко убедиться  в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных  инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских  вкусов, которые необходимо постоянно  развивать и совершенствовать.

Ребенок получает с детства  самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает  опыт восприятия музыки, различной  по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Для того чтобы музыкальное  развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную  в художественном отношении музыку – классическую и народную.

Проблема существенно  видна, а значит, ей необходимо уделить  больше внимания.

Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников.

Анализ отечественной  и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:

Если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить  так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.

В данной работе представлены следующие задачи:

  • изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
  • выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
  • определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
  • доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.

ГЛАВА I.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Краткая  история становления музыки

Прежде, чем рассматривать  влияние музыки на формирование вкусов человека, мы должны выяснить: что же такое музыка, как она произошла и почему имеет такую силу воздействия на внутренний мир человека?

Историей становления  музыки занимались выдающиеся отечественные  теоретики О. А. Апраксина, Б. А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки считали ее великим даром богов, бога Аполлона – покровителя искусств и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери. Напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

Так возникли древнейшие формы музыкального искусства. Они  продолжали развиваться и даже сохранялись  до наших дней, хотя, конечно, в несколько измененном виде и стали богаче и красивее.

В музыке древних людей  было много звукоподражания. В своих  песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира – крики птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте.

Первобытные люди научились  сопровождать песни ударами в  ладоши или притопыванием. Но вскоре они заметили, сто куски дерева или камни при ударе издавали значительно более громкие и главное – разнообразные звуки. Они собственно и стали первыми музыкальными инструментами. Люди заметили, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издавала музыкальный звук. Потом научились извлекать мелодичный свист из стебля тростника.

Древние греки считали музыку великим даром богов, бога Аполлона, покровителя искусств и особенно музыки. В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Существует много легенд, но наиболее известная об Орфее. Орфей – сын Аполлона и музы Каллионы. Своим пением и игрой на лире он успокаивал волны, передвигал скалы и деревья, усмирял лютых зверей и очищал людей от вражды и злобы. Но и ему не удалось вывести из царства мертвых погибшую Эвредику. С тех пор плач о ней наполнил его музыку.

Нетерпимый к печали Деонис и его спутницы – вакханки пробовали завлечь Орфея в свои вакханалии. Потерпев неудачу, захотели расправиться с ним. Но, покорные его музыке, ни камни, ни палки не причиняли Орфею вреда.

Лишь заглушив звуки  его голоса и его лиры шумом  и визгом, ревом труб и грохотом барабанов, они растерзали Орфея. Природа долго и безутешно рыдала… Но из этой истории видно, что все очень любили музыку, слушали ее. Она оказывала благоприятное воздействие на добрые, открытые сердца.

Современная жизнь гоняет нас по необъятным просторам, и то, что еще недавно называлось родным домом, все больше становится временным пристанищем. Квартира, дача, бабушкин дом, пионерский лагерь или дом отдыха, гостиница или турбаза, клетушка в частном секторе или палатка в походе – мы с детства уже привыкаем к этим сменяющим друг друга формам жилья и быта. Но, сознательно или бессознательно, всюду, где судьба заставляет нас задержаться нас больше, чем на сутки, мы спешим хотя бы отчасти реализовать тот образ родного дома, который живет в нашем сознании. И снова обнаруживаем, что легче всего перевозится и везде помогает расположиться как дома песня о родном доме, о родных людях, о родном крае. Музыка нужна человеку в пустыне и тайге, в океане и в космосе. Окружая нас красотой и уютом, она одновременно связывает нас с окружающим миром. Она как бы напоминает нам о том, что родным домом человечества является Вселенная.

1.2 Взгляды  ученых на проблему развития  музыкального развития

Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. Особый вклад внесла В. Н. Шацкая. Она говорила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т. е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных авторов – близкую детским и юношеским интересам, разносторонне отражающую все величие народа, всю многогранность его мыслей и чувств.

Воспитание активного  слушателя музыки связано с двумя  основными моментами.

  1. Необходимость организации всех условий для активного восприятия музыки;
  2. Развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы.

Более или менее успешное формирование навыков эстетического  суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения у наших школьников. Пути и методы этого руководства также нераскрыты до конца.

Таким образом, проблема воспитания музыкального вкуса в  целом включает ряд еще не решенных вопросов, которые нуждаются в дальнейшей разработке и проверке экспериментальным путем.

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где  в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют свои особенности  и трудности. Младшие школьники  хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют  достаточных навыков слушать  и воспринимать ее. Отсюда большое  стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой вызывают большой интерес к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства.

Установлено, что воспитание художественного вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней.

Н. Я. Брюсова также  работала над этой проблемой. Она  считает, что все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу.

Если обратиться к  работам В. А. Багадурова, Т. Л. Беркман, Д. Л. Локшина, М. А. Румер по данной проблеме, то мы видим, что они говорят об этом так: освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т. е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

К сожалению, до сих пор  вопросу восприятия в нашей музыкально-педагогической практике уделяется недостаточно внимания, особенно на первых этапах музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно заниматься никакой музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.

Воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при  постоянной руководящей роли учителя.

Что же нужно сделать  для того, чтобы научить школьников понимать и любить музыку?

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т. е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Информация о работе Воспитание музыкального вкуса у младших школьников