Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа
Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
В данной работе представлены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.
«Вся музыка может быть плохой или хорошей независимо от жанра. Джаз-музыка тоже может быть хорошей, а может быть плохой. И, представьте себе, хорошую джаз-музыку я люблю. И никогда это не отражалось дурно на моем духовном мире, никогда не мешало преклоняться перед музыкой серьезной – классической и народной. Я решительно протестую против джаза, во-первых, когда он плох, а во-вторых, когда он оказывается единственным видом духовной пищи.» (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)
«Я убежден в том, что без легкой музыки жизнь была бы так же немыслима, как без улыбки, без шутки, без веселого отдыха. Худо, очень худо другое – когда легкая музыка исчерпывает все музыкальные запросы человека, когда человек бывает глух к большому искусству или даже, в лучшем случае, полагает, что большое искусство хоть и заслуживает уважения, но существует лишь для немногих, для особых знатоков и ценителей-профессионалов, а для широких кругов, мол, вполне достаточно и одной легкой музыки. Вот с такими воззрениями я борюсь всю жизнь, как борюсь и за понимание того, что хорошей должна быть всякая музыка – и серьезная, и легкая.» (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)
«Я против крайностей. Человек, снобистски отрицающий легкую музыку, по-моему, неразумен и беден, как неразумна и бедна всякая односторонность. Но, конечно, в тысячу раз неразумнее и беднее человек, не желающий знать никакой другой музыки, кроме легкой. Это уже не просто односторонность – это духовное убожество, духовная нищета.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Главным считаю сейчас распространение интереса и любви к серьезной – классической и современной – музыке, а не к легкой, в том числе джазовой.» (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)
«Есть такая закономерность: человек, знающий, любящий и понимающий серьезную музыку, обычно ценит и прелесть легкой музыки, всегда умеет при этом отличить хорошее от плохого.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Пребывание лишь в сфере легкой развлекательности само по себе ни в малейшей мере не приближает ни к любви, ни, тем более, к пониманию серьезной музыки.» (Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке?».-М.-1977)
«Интерес подростков и молодежи к легкой развлекательной, особенно танцевальной, музыке – явление само по себе столь же естественное, что делать из него проблему равносильно тому, что превращать в проблему саму молодость». (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«У ребят не должно даже мысли возникнуть, будто кто-то хочет лишить их легкой, развлекательной музыки». (Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке?».-М.-1977)
«К сожалению, в школьных занятиях музыкой учителя чаще всего игнорируют легкую музыку, будто ее вовсе нет. Но ведь сами-то они танцуют не под Баха и не под Прокофьева. И в ресторане ужинают не под Бетховена и не под Равеля. И в оперетту идут, наверняка зная, что там будут звучать не Мусорский и не Барток. … Школа должна помочь своим питомцам разобраться в современной музыкальной жизни». (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Я убежден, что задача школы состоит в том, чтобы (не делая вида, будто не существует легкой музыки и современных танцев) попытаться объяснить ребятам, что в этой музыке и в этих танцах плохо, а что хорошо. Школа обязана воспитать в ребятах хороший вкус, распространив его не только на «серьезное» искусство, но и обязательно на «легкое». (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)
Учитель музыки знает, что эта ясная система взглядов на легкую музыку, ее место в жизни, на «опасности», с ней связанные, и на вытекающие из всего этого задачи школьного воспитания и образования в концентрированном виде изложены теперь в программе (см. Программу по музыке для общеобразовательной школы, 4-7 классы.- М., 1983).
Каждый учитель, работающий в VII классе, в меру своих возможностей соответствующие разделы программы выполняет. О чем, казалось бы, заботиться? А заботиться есть о чем.
Во-первых, о том, чтобы любовь или нелюбовь учителя к современной легкой музыке не играли решающей роли в подходе к ней. Этот подход должен быть профессиональным: раз такое музыкальное явление существует, раз оно оказывает воздействие на учащихся, его нужно освоить максимально объективно.
Во-вторых, учителю нужно заботиться о том, чтобы самому знать современную легкую музыку, а это непростая задача. Один умный человек сказал однажды, что музыкальное воспитание – это стрельба на ходу по движущейся цели. К сфере легкой музыки, где идут постоянные и быстрые перемены, сказанное надо отнести в первую очередь. Уследить за этими переменами, вовремя, без предвзятости их оценить, составить свое мнение, быть готовым убедительно и тактично отстаивать его в беседе с учащимися, чьи увлечения тоже нужно постоянно замечать и анализировать, - большой круг забот… Но как без этого поможешь питомцам разобраться в сложном сплетении различных явлений? Чем старше по возрасту учитель, чем шире дистанция между той легкой музыкой, которая звучала в годы его юности, и той, которая модна сейчас, тем большие внутренние усилия требуются педагогу для того, чтобы найти правильный подход к своим ученикам в этой области, тем большая осторожность требуется от него, тем больший самоконтроль…
Думается, что если наряду с бессмертными образцами народной музыки, музыкальной классики, современной высокохудожественной содержательной музыки учитель иногда использует в качестве примера при прохождении любой темы программы и легкую развлекательную, современную танцевальную музыку хорошего вкуса, то ему меньше усилий затем понадобится для того, чтобы (повторим еще раз слова Кабалевского) «объяснять ребятам, что в этой музыке и в этих танцах плохо, а что хорошо». Да и связь урока музыки с музыкой в жизни от этого, надо думать, еще более окрепнет.
2.3 Мир джаза
Приобщая детей к различным течениям музыкальной культуры, развивая музыкальный вкус, учитель: знакомит учащихся с основными направлениями джазовой музыки: спиричуэл, блюз, регтайм, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл.
Музыка джаза появилась в Америке в ХХ столетии. Джаз – это искусство импровизации. Джаз – это искусство солиста, но здесь требуется бескорыстное участие всех музыкантов. Джаз постоянно меняется, но корни его покоятся в блюзе – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Он возник во второй половине ХIХ века на основе вокального фольклора черных американцев, прежде всего трудовых песен, которыми сопровождалась работа в поле, рубка леса. Первоначально блюзовые музыканты пели под аккомпанемент банджо или гитары. Музыка, которую они исполняли, получила название сельский блюз. Позднее со становлением блюза как жанра профессиональной музыки, появился городской или классический блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля. У джаза богатые традиции и свои законы. Во все времена джаз был зеркалом Америки, американцев, гимн во славу человеческой жизни во всех ее проявлениях. Мужчины и женщины приезжали из разных мест, но была у них общая черта, о которой другие только мечтали – они умели творить прямо у всех на глазах.
Джаз вырос в тысячах разных мест, но родился в Новом Орлеане, который был в начале ХХ столетия самым многонациональным, самым музыкальным городом. К тому же Новый Орлеан был центром работорговли, которую терпела страна только что провозгласившая, что все люди от рождения равны. Именно потомки людей, которые считались живым имуществом, создают самое музыкальное из всех видов музыкального искусства – джаз.
Другая особенность
джаза – сложный ритм. В основе
джазового ритма находится «
Большинство образов джазовой музыки – это инструментальные пьесы, построенные по классической модели «темы с вариациями». После того, как ансамбль исполнил тему, солисты-импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют.
Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются достаточно часто, называются стандартными. Многие стандарты – это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданных в 20-25гг.
Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или кларнет, тромбон и ритм – секция – банджо, контрабас, ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка ее варьируя, кларнет опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчеркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Первыми выдающимися мастерами этого стиля были черные музыканты – Кинг Оливер и Луи Армстронг.
Во второй половине ХХ века возникло новое явление художественной культуры – рок-музыка или рок. Первым направлением рок-музыки стал рок-н-ролл. Рок-н-ролл прежде всего танцевальная музыка. Самым популярным исполнителем рок-н-ролла стал американский певец Элвис Пресли. Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные данные сделали его кумиром американской и европейской молодежи.
Спиричуэл – жанр духовых песнопений черных американцев на библейские тексты. Оказал влияние на формирование блюза и раннего джаза.
Регтайм – стиль фортепианной игры и одновременно жанр. Главноя особенность регтайма – разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов.
Блюз – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Возник на основе вокального фольклора черных американцев.
Ритм-энд-блюз – музыкальное направление, возникшее на основе городского блюза в конце 30 годов. Его появление связано с созданием новой техники: электромузыкальных инструментов, микрофонов, усилителей звука.
Рок-н-ролл – первое направление рок-музыки.
2.4 Уроки музыки,
посвященные русским
Уроки музыки посвященные
творчеству русских композиторов-
Учитель сообщает детям, что П. И. Чайковский гениальный русский композитор. Он написал много пьес для детей. «Неаполитанская песенка» написана специально для «Детского альбома», который П. И. Чайковский сочинил для юных музыкантов.
Написать этот альбом П. И. Чайковский решил, когда вернулся из-за границы на Родину. Он приехал на Украину погостить у своей сестры Александры Ивановны Давыдовой. Композитор очень любил играть со своими племянниками, у Александры Ивановны их было 7. П. И. Чайковский придумывал для них праздники с кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал себе на рояле. Тогда – то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов. Этот сборник он назвал «Детский альбом». В альбом входят такие танцевальные жанры, как например, «Вальс».
В начале XX века вальс был очень популярным, его танцевали везде: дома, на улице, в парках, на балах. Летом организовывали специальные тенистые сады и чтобы привлечь танцующих привозили жирафов. Нарядные дамы и кавалеры кружились в вальсе. На балах танцевали не только «Вальс», но и «Мазурку». Мазурка – польский танец, им открывали балы.
Дети слушают некоторые произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского, так например, «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Баба-Яга».
Музыка из «Детского
альбома» воспринимается детьми с интересом,
т. к. она связана с жизнью сказочных
персонажей и танцевальных мелодий.
Здесь встречаются картины
Знакомя с музыкальными произведениями М. И. Глинки, учитель приобщает учащихся к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами-классиками и их музыку.
Учитель на одном из уроков, знакомит учащихся с композитором-классиком М. И. Глинкой. Он говорит, что имя Михаила Ивановича Глинки знакомо каждому русскому человеку. Его музыку любят, внимательно слушают. Она звучит по всюду: на праздничных торжествах, в домашнем кругу, в театре и по радио. Глинка жил давно. Родился он незадолго перед войной с грозным Наполеоном, которую потом назвали Отечественной войной. Завоевав пол-Европы, Наполеон пришел в Россию с огромным войском. Навстречу ему поднялся весь наш народ, захватчик не устоял перед такой могучей силой. Много героев отдало жизнь за Родину, надолго война осталась в памяти русских людей. И М. И. Глинка, будучи уже взрослым, вспоминал о войне и многих героях ее, простых, скромных патриотах.
Первое время Миша жил в деревне, где воспитывался у своей бабушки. Всех забав было у Миши вдосталь. И игрушки были у него какие только захочет, и гулять можно было где угодно. Но Миша не довольствовался этим. У него были свои причуды и затеи. В доме иногда играл приезжий оркестр. Настоящий большой оркестр. В этот оркестр и повадился Миша. То послушает его в зале, то к музыкантам заберется, а то и сам играть на инструментах подлаживается. Скоро Миша научился играть на скрипке. Сам садился в оркестр и играл с музыкантами. Музыка очень занимала Мишу. Часто он убегал из дома послушать пение крестьян. Пели обычно в поле. Протяжные, тягучие звуки песни уносились в даль, вызывая какое-то неизведанное ощущение. Но больше всего Миша любил слушать нянины песни. Сидит Миша завороженный, не дыхнет. Много няниных песен запомнилось ему на всю жизнь.
Любовь к музыке из детской забавы превратилась в труд, ибо в сочинение музыки – труд, и не менее сложный чем, скажем, труд строителя. И песня очень похожа на дома, в нее, как в жилище, мы вкладываем свою душу.
Информация о работе Воспитание музыкального вкуса у младших школьников