Воспитание музыкального вкуса у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
В данной работе представлены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Надолго остались у М. И. Глинки музыкальные впечатления детства. И когда, уже взрослый, он стал сочинять музыку, то многое из того, что запомнил давно-давно, пригодилось ему. В жизни у М. И. Глинки была масса интересных, иногда радостных, иногда печальных впечатлений. Он любил путешествовать, побывал в разных странах (еще в детстве у него была книга о странствиях в заморские земли, которую он с удовольствием перечитывал не один раз), повидал много людей, услышал множество разной музыки, но с детства памятные песни остались с ним навсегда. Такие сведения из биографии композитора вызывают большой интерес к слушанию музыки М. И. Глинки.

У Глинки есть опера –  «Руслан и Людмила». Опера –  это музыкальный спектакль. В  отличие от обыкновенного спектакля  в опере не говорят, а поют. Почему так? Потому, что пением лучше выразить настроение. А настроение очень важно. Человек все время в каком-либо настроении.

В опере есть декорации, актеры играют в костюмах, в гриме. Все как в обычном театре. Но главное – музыка. В музыке скрыто не только то, что творится на сцене, и то, что переживают герои, видимое и невидимое. Музыка настолько выразительна, что, даже не улавливая слов, нам все понятно. На уроках дети знакомятся с «Маршем Черномора» из оперы. В театре марш играют два оркестра. Один обычный, а второй духовой. Сначала звучит духовой, затем вторит обычный. Духовой играет громко, зычно. А простой оркестр отвечает таинственно, как эхо. В середине марша слышен колокольчик. Музыка марша волшебная, исполняет ее небывалый оркестр, все как в сказке.

М. И. Глинка сочинил множество замечательных вальсов. В вальсе плавно кружатся, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас почти парить в воздухе, едва касаясь земли.

Вальс у М. И. Глинки как  интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда о захватывающе радостном, но всегда трогательный.

Глинка писал вальсы, как пишет поэт стихи, вкладывая  в них свои самые сокровенные  переживания. Ярким примером является вальс из оперы «Иван Сусанин». Музыка М. И. Глинки проста и разнообразна. Она понятна и доступна каждому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над выбранной  мною темой: «Воспитание музыкального вкуса у младших школьников»  показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее  время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Мир музыки безгранично  богат, щедр и многообразен. Свои сокровища  музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей  культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д. Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством  радио, пластинок, а затем телевидения  и магнитофонных записей, стала  настолько обязательным и назойливо  заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Музыка участвует в  воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и формулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т. е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция.

Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое.

Балтасар Грисиан писал: «Музыкальных вкусов столько же, сколько  человеческих лиц, но хороший вкус украшает человека в любой стране во все  года, всю его жизнь».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение.- 1983.- 222 с.
  2. Бечак Б. А. Воспитание искусством.- М: Просвещение.- 1981.- 280 с.
  3. Гаврилов А. Что такое рок? // Музыка и ты.- 1989.- №8.- с. 72-78
  4. Галкина Э. О музыке серьезной и легкой // Искусство в школе.- 1991.- №3.- с. 28-31
  5. Диментман Б. Кабалевский о легкой музыке // Музыка в школе.- 1989.- №4.- ч. 8-10
  6. Дмитриева Л. В., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение.- 1989.- 206 с.
  7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- Новгород: Просвещение.- 1984.- 2е издание.- 240 с.
  8. Петрунин В. И. Музыкальное воспитание как средство изучения личности школьника // Воспр. Психолог.- 1986.- №1.- с. 102-104
  9. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение.- 1990.- 158с.
  10. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. Восп.- 1992.- №9-10.- с.39-42

 


Информация о работе Воспитание музыкального вкуса у младших школьников