Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа
Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
В данной работе представлены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.
Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются: «Я музыку люблю, хотя ее не понимаю».
Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они глубже переживали, чувствовали.
Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем множество таких примеров, когда слушатели (и взрослые и дети), очень мало и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСОВ УЧАЩИХСЯ
2.1 Методы работы
над развитием музыкального
Для выявления уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста можно использовать следующую анкету:
Чтобы определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания, учитель может использовать метод «Открой себя через музыку». Он вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать какое-либо музыкальное произведение, например, М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.
Ребята определяют то,
о чем хотел сказать
Выявить уровень музыкального
вкуса через сочинение
На основе «детских сказок» учитель делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.
Чтобы определить у учащихся
способность «вживаться» в
Учитель смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.
Анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице
Высокий |
Средний |
Низкий |
адекватное, эстетически- активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального; точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах; стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром; умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки; умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. |
Достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер; осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы; стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир; анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность; умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности; при интерпретации эмоционального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. |
отсутствует интерес к восприятию музыкального образа; восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное; способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью; в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют с лабую эмоциональную окрашенность. |
Вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.
2.2 Кабалевский о легкой музыке
Едва ли кто станет отрицать, что проблема легкой музыки сейчас стала одной из ключевых в плане взаимоотношений педагога с учащимися, особенно старшего подросткового возраста. Хотим мы того или нет, преимущественно легкая по своему содержанию, развлекательная музыка пользуется у большинства школьников популярностью. Нередко она становится единственной сферой музыки, по-настоящему интересующей школьника, отгораживающей его от всего остального в музыкальном искусстве, каким бы ценным это «остальное» объективно ни было.
Безусловно, систематические занятия по программе «Музыка», снижают остроту проблемы, но полностью ее не снимают. Да и сам успех работы учителя в определенном смысле связан с его собственным отношением к легкой музыке, зачастую наиболее привлекательной для его учеников.
Всегда ли позиция учителя бывает разумной. В хорошем смысле слова осторожной и взвешенной? Увы, нет. Хотя, казалось бы, многое в этом вопросе давно получило свое объяснение, в частности в книгах, статьях и выступлениях создателя программы Д. Б. Кабалевского.
Агрессия развлекательных жанров, взявших себе в помощники мощные технические средства, известные перекосы в репертуарной политике средств массовой информации, безразличие к этому вопросу руководителей молодежных организаций и косность педагогических кругов – вот только часть того, что нужно преодолевать. Вот почему так упорен и настойчив был Кабалевский в пропаганде серьезной музыки и тезиса о том, что музыкальная культура должна стать частью духовной культуры каждого человека.
Кое у кого складывалось мнение, что Кабалевский – сторонник только серьезной музыки, более того – гонитель легкой. И по этой причине представляется полезным вернуться к его взглядам на легкую музыку вообще, на ее роль в жизни людей, особенно молодых, на методы оценки ее художественных достоинств и недостатков, а также на то, как и в какой форме следует вести разговоры о легкой музыке с молодежью и детьми.
«Мы очень часто привыкли к этим словам – «легкая» и «серьезная» музыка и запросто пользуемся ими в разговоре. А вот попробуйте-ка ответить на вопрос: что такое легкая музыка и что такое музыка серьезная? Думаю, что это так уж просто вам не удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос.» (Кабалевский Д. Б. «Про трех китов и многое другое».-М.-1970.)
«Я склонен к легкой
музыке относить музыку, в которой
даже серьезные темы выражены в легкой,
преимущественно
«Широкая доступность
легкой музыки – ее несомненное
достоинство. Но достоинство это
без труда переходит в
«Развлекательная» музыка не только развлекает. Она тоже наполняет душу и сознание человека – но чем? Она тоже воспитывает чувства, тоже формирует мировоззрение и нравственность – но в каком направлении? Надо называть вещи своими именами: она часто растлевает сознание и калечит души, особенно молодых людей. Когда развлекательной музыки слишком много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Влияние «музыкально-
«Я не хотел бы быть понятным так, будто я призываю к «крестовому походу» против легкой развлекательной музыки вообще. Нет, я бесконечно далек от этой мысли. Я думаю, что потребность в такой музыке свойственна всякому нормальному человеку, как свойственна ему потребность в улыбке, в шутке, потребность отдохнуть, развлечься, потанцевать.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Бах, Бетховен и Брамс не противостоят развлекательной музыке, как не противостоит все серьезное, что есть в нашей жизни, нашим развлечениям». (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)
«Я никогда не придерживался узких, односторонних взглядов на музыку. Худо ли, хорошо ли, но все-таки сочинял я не только симфонии и концерты, оперы и сонаты – писал я музыку к кинокомедии «Антон Иванович сердится» и оперетту «Весна поет», и много легких, веселых песен вроде «Серенады Дон-Кихота» или «Восточной сказки – Мельник, мальчик и осел», и музыку для джаза». (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)
Информация о работе Воспитание музыкального вкуса у младших школьников