Воспитание музыкального вкуса у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.
В данной работе представлены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
выявить уровень развития музыкального вкуса младших школьников;
определить методы, используемые в работе по формированию музыкального вкуса школьников;
доказать эффективность выдвинутой мной гипотезы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются: «Я музыку люблю, хотя ее не понимаю».

Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы  они глубже переживали, чувствовали.

Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем множество таких примеров, когда слушатели (и взрослые и дети), очень мало и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСОВ УЧАЩИХСЯ

2.1 Методы работы  над развитием музыкального вкуса  у учащихся

Для выявления уровня сформированности музыкального вкуса  у детей младшего школьного возраста можно использовать следующую анкету:

  1. Как вы думаете , что такое музыка?
  2. Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?
  3. Какие музыкальные стили, направления вам знакомы?
  4. Всем ли нужна музыка?
  5. Разговаривают ли в вашей семье о музыке? Как часто?
  6. Какую музыку предпочитают слушать в вашей семье?
  7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
  8. Чем отличается «классическая»музыка от «современной»?
  9. Как вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?
  10. Считаете ли вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?
  11. Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?
  12. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?
  13. Считаете ли вы необходимым на уроке музыки разговаривать о современной музыке? Почему?
  14. Кто оказал влияние на выбор вашего музыкального вкуса?
  15. Сумели бы вы противостоять вкусу большинства ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится вам одному?
  16. Как вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?
  17. Считаете ли вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?

Чтобы определить, как  впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания, учитель  может использовать метод «Открой  себя через музыку». Он вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать какое-либо музыкальное произведение, например, М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Ребята определяют то, о чем хотел сказать композитор, не зная названия произведения. Различают  характер произведения, лад, в котором  оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

Выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися  сказки по прослушанному произведению учителю поможет метод «В гостях у сказки». Учитель проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения (например, «Петрушка» И. Стравинского)придумать свою удивительную историю. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему.

На основе «детских сказок»  учитель делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.

Чтобы определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать  его эмоциональное состояние  можно провести известную всем игру «Море волнуется раз…». В эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого можно использовать произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, учащимся предлагается поиграть. Чтобы играть было интереснее, детям дается задание отображать образ, который подсказывает им их воображение, а в этом им поможет музыка. Дети слушают неизвестную им музыку, определяют что же хотел показать композитор, а потом составляют небольшой музыкальный спектакль. Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

Учитель смотрит, насколько  эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют  музыку и умеют ее передать в движении.

Анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим  критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице

Высокий

Средний

Низкий

адекватное, эстетически-

активное

достижение «пикового

 состояния»

в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых

музыкальных образах;

стремление воспринимать

 мир музыкальных  образов

 через взаимосвязь  со своим 

миром;

умение анализировать,

сравнивать музыкальные

 образы, устанавливать 

причинно-следственные

 связи между средствами  музыкальной 

выразительности и 

эмоциональным содержанием музыки;

умение оценивать сам

процесс и результат

 восприятия музыкальных

 образов, способность

 воображать, отождествлять

 себя с музыкальным  образом.

Достижение

«пикового» 

состояния в музыке

 и понимание музыкальных  образов имеет не всегда адекватный характер;

осознанно воспринимают

 простые, статичные,

 однозначные музыкальные  образы;

стремление и готовность воспринимать мир 

музыкальных образов  и свой эмоциональный мир;

анализ музыкального

 образа происходит  по

 образцу, отсутствует  самостоятельность;

умение устанавливать

 причинно-следственные 

связи между музыкальным 

образом и 

средствами выразительности;

при интерпретации эмоционального образа

речь не развернута,

ориентирована на стандарт.

отсутствует интерес  к 

восприятию 

музыкального

 образа;

восприятие и 

понимание

музыкальных образов

 неадекватное,

 целостное, 

нерасчлененное;

способ анализа 

содержания 

музыкального

 образа и средств 

выразительности

характеризуется

 неустойчивостью;

в познании музыкальных

 образов речевые 

коммуникации носят 

личностный характер,

 но неадекватны 

содержанию

 произведений и  имеют с

лабую эмоциональную  окрашенность.


Вкусы детей очень  разнообразны, они охватывают стили  и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.

 

 

2.2 Кабалевский  о легкой музыке

Едва ли кто станет отрицать, что проблема легкой музыки сейчас стала одной из ключевых в  плане взаимоотношений педагога с учащимися, особенно старшего подросткового  возраста. Хотим мы того или нет, преимущественно легкая по своему содержанию, развлекательная музыка пользуется у большинства школьников популярностью. Нередко она становится единственной сферой музыки, по-настоящему интересующей школьника, отгораживающей его от всего остального в музыкальном искусстве, каким бы ценным это «остальное» объективно ни было.

Безусловно, систематические  занятия по программе «Музыка», снижают  остроту проблемы, но полностью ее не снимают. Да и сам успех работы учителя в определенном смысле связан с его собственным отношением к легкой музыке, зачастую наиболее привлекательной для его учеников.

Всегда ли позиция  учителя бывает разумной. В хорошем  смысле слова осторожной и взвешенной? Увы, нет. Хотя, казалось бы, многое в  этом вопросе давно получило свое объяснение, в частности в книгах, статьях и выступлениях создателя программы Д. Б. Кабалевского.

Агрессия развлекательных  жанров, взявших себе в помощники  мощные технические средства, известные  перекосы в репертуарной политике средств  массовой информации, безразличие к  этому вопросу руководителей  молодежных организаций и косность педагогических кругов – вот только часть того, что нужно преодолевать. Вот почему так упорен и настойчив был Кабалевский в пропаганде серьезной музыки и тезиса о том, что музыкальная культура должна стать частью духовной культуры каждого человека.

Кое у кого складывалось мнение, что Кабалевский – сторонник  только серьезной музыки, более того – гонитель легкой. И по этой причине  представляется полезным вернуться  к его взглядам на легкую музыку вообще, на ее роль в жизни людей, особенно молодых, на методы оценки ее художественных достоинств и недостатков, а также на то, как и в какой форме следует вести разговоры о легкой музыке с молодежью и детьми.

«Мы очень часто привыкли к этим словам – «легкая» и «серьезная»  музыка и запросто пользуемся ими в разговоре. А вот попробуйте-ка ответить на вопрос: что такое легкая музыка и что такое музыка серьезная? Думаю, что это так уж просто вам не удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос.» (Кабалевский Д. Б. «Про трех китов и многое другое».-М.-1970.)

«Я склонен к легкой музыке относить музыку, в которой  даже серьезные темы выражены в легкой, преимущественно развлекательной  форме, с улыбкой и шуткой. Такова танцевальная музыка, таковы многие эстрадные песни, такова оперетта … джазовую музыку нельзя целиком … нельзя отнести к легкой музыке, хотя к легкой музыке относится большая ее часть, написанная в форме музыки танцевальной и эстрадно-развлекательной». (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1973.)

«Широкая доступность  легкой музыки – ее несомненное  достоинство. Но достоинство это  без труда переходит в недостаток – чрезмерно доступную музыку без труда сочиняют неталантливые  и неумелые композиторы (и такие  же поэты), без труда исполняют неталантливые и неумелые исполнители, без всякого труда воспринимают не имеющие развитого музыкального вкуса слушатели.» (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)

«Развлекательная» музыка не только развлекает. Она тоже наполняет  душу и сознание человека – но чем? Она тоже воспитывает чувства, тоже формирует мировоззрение и нравственность – но в каком направлении? Надо называть вещи своими именами: она часто растлевает сознание и калечит души, особенно молодых людей. Когда развлекательной музыки слишком много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)

«Влияние «музыкально-развлекательной  индустрии» со всеми ее дурными качествами сказывается и в нашей жизни. … Среди наихудших последствий этих дурных влияний следует называть легкое, бездумное, безответственное отношение к искусству вообще, к настоящему, большому искусству в особенности, а в конечном итоге – к жизни.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)

«Я не хотел бы быть понятным так, будто я призываю к  «крестовому походу» против легкой развлекательной музыки вообще. Нет, я бесконечно далек от этой мысли. Я думаю, что потребность в  такой музыке свойственна всякому нормальному человеку, как свойственна ему потребность в улыбке, в шутке, потребность отдохнуть, развлечься, потанцевать.» (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)

«Бах, Бетховен и Брамс  не противостоят развлекательной музыке, как не противостоит все серьезное, что есть в нашей жизни, нашим развлечениям». (Кабалевский Д. Б. «Прекрасное пробуждает доброе».-М.-1973)

«Я никогда не придерживался  узких, односторонних взглядов на музыку. Худо ли, хорошо ли, но все-таки сочинял  я не только симфонии и концерты, оперы и сонаты – писал я музыку к кинокомедии «Антон Иванович сердится» и оперетту «Весна поет», и много легких, веселых песен вроде «Серенады Дон-Кихота» или «Восточной сказки – Мельник, мальчик и осел», и музыку для джаза». (Кабалевский Д. Б. «Дорогие мои друзья».-М.-1977)

Информация о работе Воспитание музыкального вкуса у младших школьников