Бегманова Ботагоз
Иностранная филология
2 курс
- Конфуцианство в период Токугава
- Обычно под конфуцианством понимают религиозно-философскую систему, возникшую в Китае 2500 лет назад. Во времена победного распространения этой системы по различным странам Азии в китайском языке не было отдельного слова для обозначения понятия «религия»: употребляемый в таких случаях иероглиф цзяо (по-японски кё) в переводе обозначал и религию и учение. Именно в таком понимании конфуцианство восприняли и японцы.
- По учению Конфуция, общество делится на «благородных мужей» и «ничтожных людей». Первые выступают в качестве эталона совершенства, они обладают пятью добродетелями— человечностью (жэнь), чувством долга (и), учтивостью, деликатностью (ли), умом, знаниями (ч ж и), верностью (синь). Ко всему этому примыкает добродетель сыновней почтительности (с я о).
- История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Первое знакомство японцев с конфуцианством состоялось в 285 году, когда прибыл из Кореи учёный-конфуцианец Ван И. Знакомство японцев с конфуцианством в 6 веке подтверждается фактом направления в 609 году японской миссии в Китай для обучения, в составе которой находился потомок императора Одзин Минабутино Сёан и Такамуку Куромаро, ставшие впоследствии видными проповедниками конфуцианства. Первые конфуцианские тексты и изложенные в них нормы конфуцианской морали и образа жизни стали известны в Японии очень давно, практически одновременно с буддизмом.
- Господствовавшие в Японии синто и буддизм оказывались значительными препонами на пути идей Конфуция, поэтому последним вплоть до средних веков не суждено было завладеть умами японцев. Учение Конфуция передавалось тогда еще как тайная традиция, как собственность знатных родов. Главы этих родов поверяли его только старшим сыновьям. Даже монахи дзэн-буддизма, которые завезли из Китая письменные памятники конфуцианского учения, не решались проповедовать это учение открыто. Лишь во второй половине XVI — начале XVII в., когда работы китайских философов были переведены на японский язык, конфуцианское учение обрело массовость.
- На конфуцианство японские мыслители стали смотреть как на учение, способное влиться в подлинно японскую действительность, а не как на систему, навязанную со стороны. Идеи Конфуция стали внедрять в юриспруденцию и административное управление, они проявились как регулирующая сила во многих аспектах жизни, причем нередко в совершенно противоположном первоначальному, китайскому, истолкованию.
- «Как ни парадоксально, расцвет „веселых кварталов» в крупнейших городах Японии явился следствием провозглашения конфуцианства государственной идеологией. Стремясь к созданию стабильного, незыблемого общества, конфуцианцы предписывали жесткий порядок, который определяется системой поведения, основанной на принципах вассальной верности и сыновней почтительности. Семья рассматривалась при этом как ячейка государства, и уважение к главе семьи было столь же обязательным, как и преданность сюзерену. Хозяин дома был обязан содержать свою семью, но какое-либо проявление любви к жене и детям считалось неподобающим. Жена должна была безоговорочно подчиняться воле мужа, ей запрещали показывать свою ревность, ей редко позволяли говорить; если неудовлетворенность семейной жизнью толкала ее в объятия другого мужчины, то наказанием ей служила смерть»
- Д. Кин
Идеи Конфуция проникли
во все поры японского общества.
Начиная с первых десятилетий
периода Токугава они стали основой
воспитания и образования для всей японской
нации.
- С XVII в., когда сегуны из клана Токугава (1603-1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну под своей властью, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую административную базу для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения конфуцианства в Японию. Сегуны рассчитывали на то, что реформированное Чжу Си неоконфуцианство сумеет дать им в руки дополнительную возможность укрепить свою власть. Конфуцианские идеалы преданности власть имущему, почитания старших и неизменного сохранения статус-кво казались подходящими для этого. Усилиями ряда проповедников чжусианское неоконфуцианство стало быстро распространяться в Японии.
- В конце XVI в. Токугава Иэясу познакомился с ученым Фудзивара Сэйка (1561-1619), внушившим ему идею устройства государства по образцу раннесредневековой китайской империи Тан. Но сам Сэйка отказался быть советником сёгуна, первым пост конфуцианского советника при сёгунах занял Хаяси Радзан, приверженец наиболее влиятельного конфуцианского направления - чжусинианства (сюсигаку). К концу XVII в. потомки Хаяси Радзана получили статус официальных конфуцианских советников сегуна и глав конфуцианской академии в Эдо.
- Чжусинианство в Японии посредством принципа «дайги мэйбун» («великого долга и деления по именам») закрепило жесткость социальных функций и обязанностей каждого индивида. Через конфуцианский принцип «смены Мандата Неба» обосновывалась законность прихода к власти дома Токугавы. В Японии получили распространение и другие направления конфуцианства, в том числе - ёмэйгаку. Первым ёмэйгаку стал проповедовать Накаэ Тодзю, основавший у себя на родине в Оми школу Тодзю сёин. Крупнейшим представителем этого направления был Кумадзава Бандзан, полагавший, что конфуцианство дополняет традиционную религиозно-философскую систему синто (путь богов). Однако в 1790 г. правительство запретило изучать все направления конфуцианства, кроме сюсигаку.
- Несмотря на официальный статус конфуцианства, японская культура и историческая традиция в эпоху Эдо не были подвергнуты коренной ревизии. Это обусловило сохранение синтоиской доктрины власти, определенного взаимоприспособления конфуцианства и синтоизма для идеологического обоснования сложившейся политической системы. Уже тот же Хаяси Радзан создал своеобразный конфуцианско-синтоиский синкретизм. «Путь богов» отождествлялся с универсальным законом «Ри» (Закон, Ритуал).
- Конфуцианско-синтоистское обоснование легитимности существующей власти было сделано посредством гуманитарных наук, прежде всего истории. В течение периода с 1644 по 1670 гг. в Японии был составлен коллективный труд «Хонтё цуган» («Всеобщее зерцало, управлению нашей страны помогающее»), составленный по образцу знаменитой работы китайского средневекового историка Сыма Гуаня «Всеобщее зерцало, управлению помогающее» и насчитывавший 310 томов. «Хонтё цуган» было написано на китайском языке в форме исторической хроники правления императоров, в ней показана история Японии от начала правления мифического первого императора Дзимму и до установления власти дома Токугава. Это была «официальная история, написанная с позиций синтоиско-конфуцианского синкретизма. Авторы, не отрицая божественной сущности императорской власти, дали ей рациональную трактовку, полагая, что предком японских императоров был правитель китайского царства У, отказавшийся от трона и занявшийся просвещением «варваров». Конфуцианско-синтоиский синкретизм дал основу для «неортодоксальных направлений», оказавших большое влияние на развитие японской официальной идеологии.
- Со временем конфуцианство смешалось с другими верованиями, особенно, в 19 в. со школой Мито, образовав на выходе своеобразный национализм. В 1930 это послужило основой для создания теории кокутай (национальная политика Японии), определяющей особые национальные характеристики японцев. Император считался правителем конфуцианского стиля, то есть, требовавшего от своих подданных верности, согласия и старания.
- И в повседневной жизни влияние конфуцианства заметно невооруженным глазом. Система семпай-кохай (старший-младший) очень сильна в спорте, бизнесе и даже развлекательной индустрии. Принцип «общественное выше личного» соблюдается очень строго, особенно в сельской местности. Эгоистичное и иногда агрессивное поведение молодежи расценивается как отступление от конфуцианских идеалов покорности и послушания старшим. Даже слепая преданность императору все еще жива среди представителей радикального правого меньшинства. Конфуцианский принцип мерократии («власти достойных») нашел свое применение в японском деловом мире, хотя тому виной скорее причины экономические, чем философские.
- Истоки бусидо – конфуцианство
- В дополнение к важнейшему влиянию дзэн-буддизма современная концепция бусидо включила основополагающие принципы учения Конфуция — конфуцианства.
- Самураи считались высшим сословием в период Эдо. Это были не только воины, но и видные политические деятели. Поэтому, «воспитание самураев было направлено на то, чтобы сформировать характер и приобрести знания, необходимые для официальной карьеры... Считалось, что самураям необходимо прививать «правильные» моральные установки, если им предназначалось работать в правительственных сферах». Исходя из этого, сёгунат Токугава и подвластные ему феодальные бароны организовали множество школ, дававших возможность их слугам изучать идеи конфуцианства.
Конфуцианские храмы
Мавзолей Конфуция
Коси-бё (Koshi-byo) был построен в Нагасаки.
Территория, на которой расположен Коси-бё,
принадлежит Китаю и контролируется китайским
посольством в Токио. Храм был возведен
китайской общиной Нагасаки в 1893 году
при поддержке правительства династии
Цин. Это единственный построенный за
границами Китая полностью китайцами
и из китайских материалов конфуцианский
храм.
Храм Софукудзи
Конфуцианский храм
Юсима Сейдо (Yushima Seido), святыня основана
сегуном Токугава Цунаёси, в эпоху Эдо
здесь располагалась Академия Сёхэйко
- первое в Японии высшее учебное заведение.
храм Taku Seibyo
Спасибо
за внимание!