Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Мифы
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Специфика мифов
выступает наиболее чётко в первобытной
культуре, где мифы представляют собой
эквивалент науки, цельную систему,
в терминах которой воспринимается
и описывается весь мир. Позднее,
когда из мифологии вычленяются
такие формы общественного
Поскольку мифология
осваивает действительность в формах
образного повествования, она близка
по своей сути художественной литературе;
исторически она предвосхитила
многие возможности литературы и
оказала на её раннее развитие всестороннее
влияние. Естественно, что литература
не расстаётся с мифологическими
основами и позднее, что относится
не только к произведениям с
Говоря о
текстовой реализации мифа, в традиционалистских
обществах это будут
Мифология –
это первичные образы, которые
были достоянием рода и передавались
из поколения в поколение. Мифология
была исходной формой человеческого
мышления. Именно из нее, как бабочка
из кокона, появились более развитые
формы мышления — религиозного,
художественного, философского, научного.
Философ Г.В.Ф. Гегель называл мифы
педагогикой человеческого
В мифах разных
народов находят при всем различии
много родственного — так же,
как и в психике ребенка, а
исследователи называют мифологическое
сознание «детским сознанием». Самый
известный исследователь мифов
Ф. Шеллинг рассматривал мифологию
как объединение реально
Все формы искусства
берут начало в мифологии: песня,
балет, живопись, скульптура и, конечно,
театр и художественная литература,
особенно поэзия. Многие исследователи
считают, что и в наше время
миф продолжает играть свою определяющую
роль в качестве архетипа (первообраза).
По концепции К. Юнга, архетипы организуют
восприятия и представления людей
о внешнем мире. То, что принято
называть знаниями, в действительности
может быть продиктовано воображением.
Юнг всю историю культуры рассматривал,
как трансформацию мифов, возведение
их на все более высокие ступени.
Мифология – целый пласт
Мы будем
рассматривать мифологию как
проявление индивидуального и
Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая существовала у народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, или у народов, чьи традиции и жизненный уклад сохранились в нетронутом виде. Первобытная культура характеризуется особым мировосприятием (мифологическим мировоззрением), особыми формами искусства, отражающими верования, формы быта, взаимоотношения человека и окружающей среды. Первобытная культура отражала взаимодействия человека и окружающей среды, отражала его понимание ее, познание ее принципов и носила культовый (религиозный) характер, потому что отражала отношения человека и его хранителей-богов-стихий.
Как первобытный человека видел окружающий мир, как чувствовал себя в нем? Он видел грозу и стихийные бедствия, наблюдал свирепость зверей, он делал выводы о силе окружающего мира, злобе и непримиримости. Формирование отношений человека и окружающего мира (по греч. космоса) повлекло за собой осмысление существования бога, который для древнего человека скрывался за всем живым и неживым в окружающей его природе. Все природные силы были обожествлены, все живые существа и объекты неживой природы наделены осмысленной сущностью.
Человек научился
осознавать последствия природных
явлений, во всем открывать душу, в
любом проявлении окружающего мира.
И человека, находя похожие черты
характера у себя и окружающего
мира, почувствовал родство. Отчужденность
от мира, мира, который пугает, благодаря
этому внутреннему шагу человека
перестала ощущаться. Таким образом,
возникает различное число
На основе познаний окружающей среды и установления в ней закономерностей стали возникать и нравственные принципы разных народов. Жизнь в различных климатических условиях формировала самые разнообразные народные характеры и черты.у каждого народа сложились свои знаки и символы, возникали свои обряды и традиции. Миф, как он существовал в первобытной общине, – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное знание или художественное творчество, а практическое руководство к действию для человека.
Задача мифа как мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение существования мира, формируя образ мышления и восприятия, дать смысл жизни, способ ее воспроизведения, прообраз для поступков, который следует копировать. Миф – это способ познания окружающего мира, который опирается на идентификации различных явлений и человека. Т.е. человек не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса (сердитый человек = гроза = чья-то сердитость – бог грозы).
Для мифа характерно возникновение символов (вещественный знак, имеющий условное тайное значение). Знаку, символизирующему какой-то природный процесс и имеющему некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так, любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с силой какого-то природного процесса.
Мифологическая картина мира
В научной литературе
определение «мифологический» прилагается
к тому типу знания, которое базируется
не на рациональных доказательствах, а
на вере и убеждениях. Значения основных
мифологических представлений и
образов сопоставимы с
Национально не
специфичны, например, сюжеты добывания
огня у его первоначального
Одно из главных
свойств мифологического
Об ожидаемом будущем рассказывают эсхатологические мифы, т.е. мифы о конце мира. Сюда относится ожидание надвигающейся космической катастрофы, конкретные воплощение которой (Страшный суд и светопреставление, «тепловая смерть» вселенной, оскудение природных ресурсов, истоньшение озонового слоя) уже зависят от арсенала знаний и образов, имеющих определенную культурно-историческую обусловленность. Эсхатологические мифы можно представить себе как обращенную вспять космогонию: конец света есть обратный переход от космоса к хаосу.
Участники мифологического пространства
Мифологическое
пространство состоит из сил, которые
управляют самим действием
Внутри замкнутого мифологического пространства происходит некоторое действие, которое связано с умиранием жизни и новым ее возрождением. Циклы природы и жизни человека, всего живого – главные циклы в мифологическом пространстве. Цикл умирания и рождения человек воспринимал как нечто необходимое, как цикл постоянного обновления окружающей среды. Таким образом, космосом совершалось стремление к совершенству. Плодородие всегда являлось главной причиной этих циклов рождения-умирания. Человек считал, что только умирая и рождаясь вновь, плодородие обновляет свою силу и может вновь рождать. Это плодородие было плодом двух начал: Неба, дающего живой дождь, и Земли, оплодотворенной Небом, дающей жизнь всему, что в нее попадет. Небо воспринималось отцом, Земля – матерью.
Во многих народах
олицетворением неба была гроза, как
самое мощное и грозное явление
природы, приходящее с неба. Поэтому
бог, воплощающий Небо, был богом
грозы, богом громовержцем, богом
грозным, дающим и плодородие, и смерть.
В известных мифологических сказаниях
главные героини всегда олицетворяют
женское начало, плодородие земли, а
главные герои – мужское
Например, во многих
сказках мира повествуется о заточениях
прекрасных царевен. Главный герой,
ищущий героиню, должен пройти через
испытания, постичь иную, таинственную
сторону мира, пройти подземелье, которое
считалось прибежищем смерти (=зимы).
Подземное царство
Часто героем,
преодолевающим смерть (бесплодие), становится
человек с внешними несовершенными
качествами, которые осмеиваются. После
геройского поступка герой, преодолевший
смерть, преображается, приобретая внешнюю
и внутреннюю красоту, благородство
(Иван-дурак). Это одно из самых основных
принципов существования