Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

В XII в. появляются первые письменные памятники средневекового героического эпоса в обработках. Будучи авторскими, в основе своей  они опираются на народный героический  эпос. Образы средневекового эпоса  во многом подобны образам традиционных эпических героев – это бесстрашные  воины, доблестно защищающие свою страну, храбрые, верные своему долгу.

Героический средневековый  эпос в идеализированной форме отражает народные нормы героического поведения, в нем в синтезированном виде нашли отражение представления  народа о королевской власти, дружине, о героях, он пронизан духом народного  патриотизма.

Вместе с  тем, поскольку средневековый героический  эпос в обработках создавался в период уже достаточно развитой культуры своего времени, в нем очевидны следы  влияния рыцарских и религиозных  представлений эпохи его создания. Герои средневекового эпоса –  верные защитники христианской веры (Сид, Роланд), преданные своим сеньорам вассалы.

В средневековой  литературе было разработано три  обширных эпических цикла – об Александре Македонском, о короле Артуре и о Карле Великом. Наибольшей популярностью пользовались два  последних, т.к. Александр Македонский  жил в дохристианскую эпоху.

В центре каролингского  эпоса находится война в Испании. В отличие от короля Артура, герой  каролингского эпоса – реальное историческое лицо – Карл Великий. В центре эпоса об испанской войне  – воспевание подвига племянника Карла Великого Роланда, послужившего основой одного из ранних памятников средневекового героического эпоса  – французской «Песни о Роланде». Поэма была сочинена в эпоху крестовых  походов. (В середине XI в. она была широко известна – ее распевали  в войсках Вильгельма Завоевателя  перед сражением при Гастингсе  в 1066 г.) Самая ранняя рукопись ее относится  к XII в. Историческую основу «Песни»  составляет поход Карла Великого в Испанию в 778 г. с целью силой  насадить христианство среди мавров. (Народное же сказание связало события 778 г. с борьбой франков против нашествия на Европу арабов.) Однако попытка Карла Великого оказалась  неудачной – мавры уничтожают отступающих франков в Ронсевальском ущелье. Событие это и стало сюжетом героической песни, а позже было литературно обработано и легло в основу «Песни о Роланде» (хотя в основе поэмы – исторические события и личности, в ней много вымышленного). Главный герой «Песни» – лицо историческое, он упоминается в хронике Карла Великого как знатный феодал.

Герой поэмы  – Роланд, племянник Карла Великого, советует королю послать для переговоров  с сарацинским царем Марсилием своего отчима Ганелона. Однако последний предает франков, заключив тайное соглашение с Марсилием. Стремясь отомстить своему пасынку за рискованную миссию, Ганелон советует Карлу уйти из Ронсевальского ущелья, оставив там только воинов Роланда. Мавры уничтожают отряд героя, сам Роланд умирает последним, вспоминая своих павших воинов. Предавший героя Ганелон осужден на позорную смерть.

Неизвестные авторы «Песни» создали образ, воплотивший  народный идеал – отважного воина, патриота, прямодушного и честного человека. Эти черты превратили Роланда  в народного героя.

Испанский эпос – «Песнь о моем Сиде» – был  сочинен в период «реконкисты» (XII в.), время борьбы испанцев за возврат  захваченных маврами земель. Прототипом героя поэмы послужило историческое лицо – Родриго Диас де Вивар (мавры называли его «Сидом», т.е. господином).

В «Песне» повествуется о том, как Сид, изгнанный королем  Альфонсом Кастильским, ведет отважную борьбу с маврами. В награду за победы Альфонс сватает дочерей  Сида за знатных инфантов из Карриона. Вторая часть «Песни» рассказывает о коварстве зятьев Сида и его мщении за поруганную честь дочерей.

Отсутствие  вымысла, реалистическая передача быта и нравов испанцев того времени, сам  язык «песни», близкий народному, делают «Песнь о моем Сиде» самым реалистическим эпосом в средневековой литературе.

Выдающийся  памятник немецкого эпоса – «Песнь о Нибелунгах» – был записан около 1225 г. В основе сюжета «Песни» – древнегерманские сказания времен Великого переселения народов – гибель одного из германских королевств – бургундского – в результате нашествия гуннов (437 г.). Однако узнать этот исторический эпизод эпохи нашествий кочевников в «Песни» крайне трудно. Слышен лишь отдаленный отзвук тех далеких событий.

Нидерландский королевич Зигфрид сватается  к бургундской королеве Кримгильде и помогает ее брату Гюнтеру обманом взять в жены королеву Исландии Брунгильду. Спустя годы Брунгильда, обнаруживает обман и приказывает убить Зигфрида (в заговоре против Зигфрида участвует брат его жены Кримгильды). Короли выманивают у Кримгильды золотой клад сказочных нибелунгов, и убийца Зигфрида скрывает его в Рейне. Кримгильда клянется отомстить за предательскую гибель мужа (убитого ударом в спину). Она выходит замуж за короля гуннов Аттилу и спустя некоторое время приглашает в гуннскую землю всех своих родственников с их дружинниками (в «Песни» бургунды выступают под именем нибелунгов). Во время пира Кримгильда намеренно устраивает ссору, в ходе которой погибает весь бургундский род. От рук единственного оставшегося в живых дружинника гибнет и сама Кримгильда…

Фольклор западноевропейских народов

Носителем фольклорных  традиций было крестьянство. Фольклорная  традиция, обрядовая по своему происхождению, оказала огромное влияние на формирование средневековой литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье народная лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное влияние на позднейшие жанры средневековой поэзии (рыцарскую и городскую лирику).

В фольклоре  прослеживаются следы языческих  верований крестьян, особенно в сказках  и поговорках. В крестьянском фольклоре  выражено негативное отношение к  богатым. Любимый герой западноевропейских сказок – бедняк. Героями народных сказок нередко становились Жан-Дурак  во Франции, Глупый Ганс – в Германии, Большой Дурак – в Англии.

Сказочный материал средневековья светская и церковная  литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в том числе ряд сказок о животных – «простонародные рассказы». Церковники-составители придавали этим рассказам моралистическое толкование.

Сказочно-повествовательный  материал широко использовался в  рыцарских романах, в новеллах Марии  Французской (XII в.), в городских новеллах XIV – XV вв., в отдельных произведениях  мейстерзингеров.

Однако во всех случаях – это лишь материал, нередко используются лишь отдельные  эпизоды, мотивы и детали. Только с  середины XVI в. мы можем говорить о  введении в литературу собственно сказок.

Разного рода нечистая сила – частый герой западноевропейских народных сказок. Во многих рассказах  действующими лицами выступают животные, обладающие человеческими способностями. В XIII в. эти многочисленные истории  были объединены и переложены на стихи  – так возникла уже упоминаемая  знаменитая средневековая народная поэма «Роман о Лисе».

Крестьянские  представления о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях о благородных  разбойниках, защищающих сирых и  обездоленных.

Жанром средневекового народного творчества на этот сюжет  стали англо-шотландские баллады. Их анонимные авторы – крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали  профессиональные певцы-менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время  зарождения баллады как жанра  народного творчества неизвестно. Самая  ранняя баллада относится к XIII в.

Английские  и шотландские баллады подразделяются на несколько групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат  реальные исторические события, так  называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические  любовные баллады, фантастические и  бытовые.

Герой разбойничьих баллад – благородный Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады о Робин Гуде записаны в XV в. В балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений. Впервые в европейской  поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей  Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

Главное в сюжете любовных баллад – воспевание не подвига  во имя прекрасной дамы (как в  рыцарской поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.

Фантастические  баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его  феями, эльфами и другими фантастическими  персонажами предстает в этих балладах как реальный, действительный мир.

В более поздний  период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием комического элемента.

В балладе часто  используются художественные приемы народного  творчества. Своеобразен язык баллад – слова конкретные, без пышных метафор и риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм.

Крестьянский  труд и отдых был связан с песнями  – обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

В странах французской  и немецкой культуры на ярмарках, в  селах часто выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально – игрец) – странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и в замках феодалов, и в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры.

Литература Возрождения

Литература  стран Европы периода утверждения  и доминирования идеологии Ренессанса, отразившая типологические черты этой культуры. В разных странах охватывает период с 16 до первой четверти 17 в. ( В  Италии – с 14 в.). Интенсивный расцвет  литературы в значительной степени  связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и  само название эпохи, ставящей перед  собой задачу воссоздать, «возродить»  якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом  деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего  упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.

Литература  является одним из важнейших достижений культуры Ренессанса, именно в ней, как и в изобразительном искусстве, проявились с наибольшей силой новые  представления о человеке и мире, присущие указанной культуре. Объектом литературы становилась земная жизнь  во всем ее многообразии, динамике и  подлинности, что принципиально  отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса, как и всей культуры, был глубочайший интерес  к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму-идеологии  Ренессанса, литературе Возрождения  было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого  бытия, а также обращение к  национальному историческому и  легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических  форм, а впоследствии подъем драматургии.

Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения  поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место  литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения  связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты  в Италии, Франции, Англии выступают  как защитники национального  языка, а во многих случаях и как  его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась  как на национальных языках, так  и на латыни, однако почти все  высшие ее достижения оказались связаны  с первыми.

Литература  Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая  система литературных жанров, некоторые  из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены  с гуманистических позиций, другие созданы заново. Наибольшие изменения  коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс  возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены  еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой  изменяются сюжеты произведений –  сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала  возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение  в литературе получает пастораль (пастушеская  драма (от лат. pastoralis — пастушеский). Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Фактически ведет свое начало от »пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, — и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в »живые картины».)

Информация о работе Мифы