Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во 2 в. до н.э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала – Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих напрвлений дух Ян стал управлять небесами, а Инь – землей.
В «Книге песен» рассказывается о начале мира, о Паньгу. Когда небо и земля были еще не отделены друг от друга, Вселенная, пребывавшая в состоянии первобытного хаоса, напоминала по форме гигантское куриное яйцо. В этом яйце и зародился Паньгу. Он вырос и уснул, проспав 18000 лет, а проснувшись и открыв глаза, не увидел ничего, кроме липкого мрака. Паньгу взял оказавшийся рядом топор и стал пробивать им мрак. Раздался оглушительный грохот, и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тут же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так Небо и Земля, смешанные сначала в сплошной хаос, отделились друг от друга. После этого Паньгу, опасаясь нового соединения, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он стоял 18000 лет.
Каждый день небо становилось выше на один чжан, земля становилась толще на один чжан, а Паньгу подрастал на один чжан. Со временем небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а Паньгу вырос до 90000 ли. Некоторое неопределенное время, равнявшееся целым эпохам, он поддерживал небо и , наконец, дождался того, что оно достаточно окрепло. Выполнив эту важнейшую задачу, Паньгу почувствовал страшную усталость, прилег на землю и умер. Вздох, вырвавшийся у него изо рта, стал ветром и облаками. Голос – громом, левый глаз – солнцем, правый –луной, туловище с руками и ногами – четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь – реками, жилы – дорогами, плоть – почвой, волосы на голове – звездами на небосводе, кожа и волосы на теле – деревьями, травами и цветами, зубы и кости – металлами, драгоценными камнями, слезы – дождем и росой. Паньгу является и прародителем всех людей, которые произошли от паразитов, ползающих по телу умирающего божества.
История Паньгу во многом напоминает миф о рождении мира из яйца славянского Рода и индийского Брахмы, миф об оторвавшем ебо от земли индийском Индре и, некоторыми мотивами, шумерские мифы. Мифология и современность Мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума. В результате культурно-антропологических и структурно-семиотических исследований (в основном, послевоенного времени) стала очевидной регулятивная (а отнюдь не только объяснительная) функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива.
Миф удовлетворяет
потребность в целостном знании
о мире, организует и регламентирует
жизнь общественного человека (на
ранних этапах истории — полностью,
на более поздних — совместно
с другими формами идеологии,
наукой и искусством). Миф предписывает
людям правила социального
Характерные черты античной культуры
Античность – это понятие, объединяющее совершенно различные эпохи, нации и страны (1500 до н.э. – 4 в.н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить человека этими свойствами космоса. Развитие античного мира – последовательная смена трех периодов. Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.
Античность воспринимается как идеал и золотая пора человечества, т.к. в искусстве и культуре создано множество шедевров, а взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы обрели свое начало именно в это время. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Художникам предписывалось подражать природе. Утверждались такие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.
Красота, прекрасное, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера – исходный принцип существования. Она – характеристика совершенства.
Гармония является
образцом для произведений искусства.
Рациональность – все просчитывалось
и вычислялось, выделялись математические
нормы связей (идеальные пропорции
человеческой фигуры). Античная культура
– это тип европейской
Антропоцентризм:
человек в центре космоса. Космос
постоянно соотносится с
Культ тела. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом. Нагота не вызывала чувства стыдливости. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры (философия, архитектура, скульптура, поэзия, драма. Принцип патриотизма.
Состязательность во всех сферах жизни. Главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные.
Греческая культура
празднична, внешне красочна, зрелищна.
Обычно праздники были связаны с
регулярными шествиями и
Литература средневековья
Становление культуры средневековья
Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.
На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.
Западноевропейская
средневековая культура представляет
собой качественно новую
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи.
Во-вторых – Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Западной
Римской империи начинается история
западноевропейского
Становление средневековой
культуры происходило в результате
драматического и противоречивого
процесса столкновения двух культур
– античной и варварской, сопровождавшегося,
с одной стороны, насилием, разрушением
античных городов, утратой выдающихся
достижений античной культуры (так, взятие
Рима вандалами в 455 г. стало символом
уничтожения культурных ценностей
– «вандализмом»), с другой стороны,
– взаимодействием и
Становление средневековой
культуры происходило в результате
взаимодействия двух начал: культуры варварских
племен (германское начало) и античной
культуры (романское начало). Третьим
и важнейшим фактором, определившим
процесс становления
Средневековая
культура – это результат сложного,
противоречивого синтеза
Периодизация средневековой
Выделяют раннее Средневековье – V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье – X-XIII вв. и позднее Средневековье – XIV-XV вв. Средневековую литературу разделяют на клерикальную и светскую.
Особенности средневековой литературы
1. Средневековая
литература была литературой
традиционалистского типа. На всем
протяжении своего
Средневековый
человек находил в литературе
общепризнанный, традиционный образец,
уже готовую универсальную
2. На формирование
средневековой топики
Двойственное
отношение средневековья к
3. Ярко выраженный
морально-дидактический
4. Литература
средневековья основана на
Официальная клерикальная литература
В клерикальной литературе ярко выражена дидактичность. В ней широко используется античная и библейская топика.
На всем протяжении
многовекового развития средневековья
особой популярностью пользовалась
агиография – церковная литература,
описывающая жития святых. К X в. сформировался
канон этого литературного