Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

Наибольший  прорыв английская литература эпохи  Возрождения совершила в драматургии, где, безусловно, англичане опередили  всю Европу. Высшего своего развития английский театр достигает в 1580–1590-е. Первоначально английская драматургия  была связана с подражанием античной, и пьесы писались на сюжеты из античной истории. К 1580 английская драматургия  уже характеризовалась особым разнообразием  жанров и дала целый ряд блестящих  драматургов. Пьесы Джона Лили, исполненные  пышной риторики, были адресованы придворному  зрителю, но и в них, подобно Роберту  Грину, можно заметить четко выраженную патриотическую направленность и близость к народным сказаниям (Комедия о  Джордже Грине, векфилдском полевом стороже). Со времени Испанской трагедии Томаса Кида в обиход вошла «кровавая драма». В целом драматургия характеризовалась разнообразием жанров (трагедия, комедия, историческая пьеса, даже пастораль) и драматурги были необычайно плодовиты (что объяснялось потребностями сцены и контингентом зрителя). Специфику английской драматургии составляло также сохраняющееся смешение высоких и низких жанров в одной пьесе, что обеспечивало эффект контраста и глубоко возмущало впоследствии теоретиков классицизма.

Особенностью  этого театра стало то, что, опираясь на национальное прошлое, античное наследие и достижения культуры Ренессанса, он сумел на доступном самым широким  массам языке, используя грандиозные  образы, поставить вечные вопросы  бытия человека, смысла его жизни, предназначения, времени и вечности, соотношения личности и общества.

Драматурги, имевшие  под рукой актеров (они обычно работали с труппой и писали из расчета на ее возможности), не только выводили на сцену титанических персонажей, но и ставили вопрос о нравственной ответственности личности перед  обществом, о том, что несет с  собой неограниченная свобода незаурядного человека для других, пусть не столь  великих, людей, какова судьба народа в  «минуты роковые». На рубеже 16–17 вв. театр сумел обобщить весь опыт, накопленный Возрождением, и выразить его, углубив идеи, выдвинутые ранее.

В творчестве первого великого трагедийного драматурга Кристофера Марло (1564–1593) выразились эти сомнения и противоречия. Марло создал образ Фауста, стремившегося переустроить мир. Устами другого своего персонажа, жестокого завоевателя, неграмотного пастуха Тамерлана, драматург излагает свое понимание предназначения человека, «тревожный и неукротимый дух» влечет его к действию и познанию. Герои Марло впервые показали оборотную сторону идеала человека Возрождения – они незаурядны и противостоят обществу, нарушая не только его законы, но и общепринятые нормы человечности. Вызывали они в силу своего аморализма и ужас, и восхищение. С творчества Марло начинается новый этап развития драматургии английского Возрождения, который оказался связан с анализом внутренних душевных противоречий, с изображением грандиозной личности, неотвратимо влекущейся к гибели.

Вершиной развития ренессансного (и европейского театра) является творчество Уильяма Шекспира (1564–1616). Точное количество его пьес и время их создания неизвестно, на основании анализа первого  посмертного издания исследователи  выделили 37 пьес (т.н. канон) и предложили датировки. В последнее время  некоторые исследователи склонны  добавлять нему отдельные сочинения, традиционно приписываемые Шекспиру, и снова возобновился спор об авторстве  всего наследия. Творчество делится  на три периода. К первому периоду (1590–1600) относятся по преимуществу комедии; большинство из них –  лирические, некоторые – бытовые, другие включают элементы романтической  сказки или пасторали. Все они  выражали идеалы Ренессанса, пронизаны  радостью жизни, прославляют человеческие чувства и активную деятельность человека, глубоко гуманистичны (Сон в летнюю ночь. Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Виндзорские насмешницы).

К этому же периоду относятся и его первые трагедии на сюжеты из античной истории (Юлий Цезарь), а также создается  цикл исторических пьес, посвященных  национальной истории (хроник), в которых  была выражена историческая и политическая концепция драматурга (Ричард II, Генрих IV, Генрих V, Ричард III и др.). Именно в  них он впервые рассмотрел проблему власти, правителя, тирании, роли народа в политической жизни страны и  легитимности власти. На рубеже первого  и второго периода была создана  самая поэтическая из трагедий Шекспира – подлинный гимн любви, гибнущей из-за косности общества (Ромео и  Джульетта).

Второй период (1601–1602) характеризовался кризисом гуманистического миросозерцания и обращением драматурга к жанру трагедии. Трагедии имели  глубочайшее философское содержание. В них ренессансный герой противостоит не только враждебному миру, но и  новому времени, ренессансная гармония личности и общества разрушена. Именно в трагедиях (Гамлет, Король Лир, Макбет, римские трагедии Антоний и Клеопатра  и Кориолан) Шекспир показал сложнейшую психологическую борьбу и диалектику страстей в душах своих персонажей, раскрыл глубину конфликта.

Третий период (1608–1612) характеризовался появлением романтических, почти сказочных  пьес (Цимбелин, Зимняя сказка, в особенности Буря), пронизанных ностальгией по идеалам Ренессанса, Шекспир оставался и в них верен идеалам Возрождения – гармонично развитый человек является «венцом всего сущего», но вершить судьбы мира ему дано только за пределами привычного мира, в сказке (утопии, пасторали).

Шекспир в своем  творчестве так глубоко выявил противоречия человеческой природы и осмыслил судьбу личности и общества, что  не только углубил идеи гуманизма  Возрождения, но его понимание человека, размышления и переживания воспринимались позднейшими эпохами, а пьесы  вошли в золотой фонд вечных произведений, и без них и по сей день немыслима  деятельность драматического театра.

С именем Шекспира связано понятие «трагического  гуманизма»: осознание трагедии личности, вынужденной вступать в борьбу с  обществом. Почти всегда эта борьба обречена, но необходима и неизбежна. Шекспир полностью разделял идеалы Возрождения, но центральный конфликт его пьес определялся несоответствием  ренессансного идеала человека реальной действительности. Общество враждебно  этому идеалу.

Критическое отношение  к несовершенному обществу связано  с его отношением к времени, могущественной силе, которая, однако, не соответствует  принципам мирового порядка, по образному  выражению драматурга: «Время вывихнуло  сустав». Это обрекает на неизбежную гибель большинство шекспировских  героев, и даже в комедиях со счастливым концом герои проходят через суровые  испытания. Большинство его героев стремятся осмыслить не только себя, но и свое время, и место человека в мире и вечности, и противостояние добра и зла. Размышление, понимание  ими своего предназначения, судьбы, ошибок приводит их к просветлению.

Величие Шекспира состоит в том, что он смог поставить  вопросы, которые волнуют людей  во все времена, сделать идеалы Возрождения  близкими для потомков и создать  необычайно сложные, разносторонние, психологически глубокие образы. Идеал человека Шекспир  унаследовал от Возрождения, но нотка  горечи уже предвосхищает иное время. Преемники Шекспира («младшие елизаветинцы») уже выражали не только кризис ренессансных идеалов, но и трагическое восприятие мира, характерное для маньеризма и барокко.

Литература Возрождения в Испании

По преимуществу была связана с 16 в., уже к концу  его в ней заметны кризисные  явления, во многом предвосхищающие  появление барокко. С начала 16 в. в литературе формируются ведущие  ренессансные жанры. Специфика обстановки в стране определила необычайно раннее осознание несоответствия ренессансных идеалов окружающей действительности, что наложило отпечаток на характер литературы.

Испанская литература в то же время развивалась на национальной основе. Характерно, что в ней  получает новое развитие жанр рыцарского романа, в котором отразились новые  представления о мире и человеке: радость освоения мира, светский характер, новый идеал человека и нормы  его поведения в социуме. Лучшим из множества этой «массовой литературы»  стал знаменитый Амадис Галльский Гарсии Монтальво (1508), который дописывался разными авторами и в итоге разросся до 12 книг (вместо 4), выдержал более 300 изданий и приобрел общеевропейскую популярность. К испанской прозе эпохи Возрождения относится также роман-драма Селестина Ф.Де Рохаса, где светлой любви главных героев противостоит окружающий порочный и низменный мир города. Уже в рыцарском романе формировались элементы плутовского романа, первый законченный образец этого жанра появляется в середине 16 в. Анонимный роман Жизнь Ласарильо из Тормеза представлял собой роман в новеллах, в котором в се сюжетные нити разрешаются, наоборот, по сравнению с моралью. Реализм, даже натурализм изображения, острая сатиричность определили успех романа.

Вершиной испанской  литературы Возрождения принято  считать творческое наследие Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547–1616). Сложная  судьба автора, его огромный опыт (вплоть до долговой тюрьмы и алжирского плена) нашли и отражение в его  творчестве. Сервантес сохранял верность идеалам Ренессанса, что отчетливо  проявилось и в ранних его произведениях. Первым из них был пасторальный роман  Галатея, в котором герои были наделены благородством и нравственной стойкостью. Персонажи его Назидательных  новелл наделены теми же свойствами при  любых испытаниях. Героическим и  патриотическим пафосом овеяна его  трагедия Нумансия. Наиболее полное воплощение гуманистическое мировоззрение писателя нашло в его знаменитом романе Дон-Кихот Ламанчский. История о бедном рыцаре, начитавшемся рыцарских романов и пустившемся в странствия, была задумана как насмешка над изжившими себя идеалами. Первые читатели так и воспринимали роман. Но в романе присутствует и высокая человечность, подлинный гуманизм: Рыцарь Печального образа, остался верен гуманистическим идеалам и стал символом человечности в мире жестокости и обмана.

Благородная рыцарственность, которой поклонялся великий герой Сервантеса, подразумевала по своей сути главную идею гуманизма – подлинное и самоотверженное служение общему благу человечества и справедливости, человек обязан «защищать обездоленных и угнетенных сильными мира сего». Герой буквально рвется в бой в защиту высоких идеалов и верит в торжество добродетели. По сути, Сервантес рисует облик идеального человека Возрождения, но наделяет его безумием. Безумие Дон-Кихота лишь подчеркивает нелепость циничного и прагматического общества. Особенность Дон-Кихота как романа состояла в многозначности, возможности разного восприятия и истолкования характеров и ситуаций, он исполнен противоречий. И каждая последующая эпоха воспринимала его в ином ракурсе.

Поэзия испанского Возрождения отразила стремление к  изысканности и подчеркнутой экзальтированности, при этом она могла содержать  и тончайший анализ человеческих переживаний, описание красоты природы, прославление любви к Богу.

Испанская драматургия  Возрождения связана была с процессом  секуляризации театра. Начало расцвета испанского театра совпадает с эпохой Ренессанса, и во многом этот расцвет  был обязан творчеству Лопе де Вега Карпио (1562–1635). Выходец из городской среды, Лопе де Вега прожил полную приключений жизнь и, по сути, создал новый испанский театр. Лопе, вероятно, поставил рекорд по размерам своего художественного наследия: ему приписывали более 2000 пьес, из которых до нас дошло 468, в том числе 426 комедий. Именно он определил характер испанской драмы, соединяя в пьесах элементы комического и трагического. Лопе отказался от принципа единства места и времени, сохранив единство действия. Лопе де Вега, как и Сервантес, сохраняет веру в торжество гуманистического идеала совершенной и свободной личности. Ценность имеют только высокие личные качества и таланты человека. Остальное для гуманиста малосущественно, в том числе и сословная принадлежность. Эта линия проводится в его лучших комедиях жанра «плаща и шпаги» (Собака на сене, Учитель танцев, Девушка с кувшином). В других своих комедиях драматург раскрывает силу человеческих чувств, преодолевающих все препятствия.

В ряде пьес драматург  ставит серьезные нравственные, и  даже политические проблемы (Звезда Севильи, Глупая для других, умная для себя, Наказание без мщения), в них  нередко усиливается трагическое  начало, во многом предвосхищается  развитие театра эпохи барокко.

Особое место  в его творчестве занимает пьеса  Овечий источник, где Лопе де Вега вывел на сцену крестьян, изобразил крестьянское восстание против феодала и показал крестьян нравственно стойкими, мужественными, героическими, по своей силе духа превосходящими не только своих господ, но и короля с королевой. Благодаря своим блестящим фабульным и языковым достоинствам, глубине трактовки характеров его пьесы вошли в золотой фонд европейской литературы.

Литература  Возрождения в полной мере выразила все особенности данной культуры, ее светский характер, устремленность к человеку и его чувствам, интерес  к земному миру.

Барокко

Переход от Возрождения  к барокко представлял собой  длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже  вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение  термина не вполне ясно. Иногда его  возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой  формы», иногда к понятию, обозначающему  один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность  трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В  отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного  направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и  художественной системы.

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной  и грандиозной универсальной  личности. Уже в силу этого возникновение  барокко не могло быть связано  только с формами религии или  характером власти. В основе же новых  представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения.

Литература  барокко отличается тенденцией к  сложности форм и стремлением  к величавости и пышности. В  барочной литературе осмысляется дисгармония  мира и человека, их трагическое  противостояние. В силу этого видение  мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом  и его литературу в частности  пронизывает вера в реальность духовного  начала, величие Бога.

Информация о работе Мифы