Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. булагаты и эхириты. – Улан-Удэ, 1970.- 362 с.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
Бурятский народ состоит из четырех племен: булагат, эхи-рит, хори и хонгодор, которые до сего времени носят имена своих легендарных предков - Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хон-годора. Кроме этих основных племен, совместно с бурятами живут роды, вышедшие из Монголии и Джунгарии. Слово булагат - множественное число от слова булган - «соболь». Слово эхирит - множественное число от слова эхир- «двойники» на западном наречии. Буряты говорят о двойниках эхир хубууд. Слово хори имеет двоякое значение: 1) повелительная форма от глагола хорихо - «запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка»; 2) «двадцать». Слово хонгоодор состоит из двух слов: хон - благородная птица и гоодор - шулята благородной птицы. Роды же, вышедшие из Хал-хи, называются монгольскими. Что же касается родов, вышедших из Джунгарии,, то они до сего времени называются джун-"" гарскими, но подразделяются соответственно территориальному делению, введенному Харасанца залир хон тайжием в 1655 году, на зунгар и барунгар, что означает «левая сторона» и «правая сторона».
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами. Среди эхиритов и булагатов в некоторых местах под словом якан понимают «род». Так, например, буряты Таловского улуса второго шоносвского рода, ныне Ольхонского аймака Иркутской области, говорили:
«Бидэ шоно яhатайбди»- «Мы относимся к шоноеву роду». В Задайском улусе олзоновского рода буряты говорили: «Бидэ эхирит яhатайбди, Олзон эсэгэтэйбди»- «Мы относимся к племени эхирит, к роду олзона». Буряты, относящиеся к племени булагат и живущие по рекам Иде, Осе и Унге, притокам реки Ангары, слово яhан понимают как «племя». Они говорят: эхирит якан, булагат яhан, хонгоодор якан. По-видимому, буряты в древности словом яhан обозначали «племя», но с разложением племени первичное значение этого слова стало забываться и в некоторых местах перешло в понятие «род». Когда род оттеснил племя и принял его функции, он стал называться хонгодоровцами повсеместно яhан.
Соседствующие с бурятами народности, например, эвенки, урайнхи, хакасы, кумандинцы, теленгуты и другие, как и буряты, не имеют слова для обозначения понятия «племя». Народ и общество они называют чон, буряты - зон.
Племена бурятского народа: эхирит, булагат,
хонгодор и хори, а также пришлые роды
из Халхи и Джунгарии к XX веку имели отдельные
территории. У каждого рода были свои усадьбы,
пастбища и места для' охоты. Естественными
границами территории племен служили
горы и хребты, являющиеся водоразделом
больших сибирских рек - Ангары, Лены и Селенги. Эхириты занимали
верхнее течение реки Лены (Зулхэ) и северный
берег озера Байкал с островом Ольхой
(Ойхон),_булага-ты - бассейны реки Ангары и притоков ее -
Куды, Иды, Уды, Эди (Ушаковка), Эрху (Иркут)
и Хути (Китой); хонгодоров-цы - левый
берег реки Ангары, бассейны притоков
рек Иркута, Белой (Булэн), Китоя: хоринцы
- в основном верховья реки Уды и притоки
ее; роды, вышедшие из_Халхи, жили по реке
Селенге и ее притокам; малоч_исленные
роды, вышедшие из Джунгарии - окраины
земель булагатцев по Ангаре и эхирит-цев
- по Лене.
Племенная территория была достоянием всего племени, считалась неприкосновенной и защищалась всеми членами племени. По преданиям, дошедшим до нас через тухэшинов, у эхиритов часто происходили столкновения с очеульскими и тутурскими эвенками, а у окинских бурят - с канскими эвенками из-за охотничьих угодий; хонгодоровцы враждовали с култукскими и бель-скими эвенками, осинские и идинские буряты - с илгинскими и кутскими эвенками.'В 1763 году тункинские хонгодоровцы вытеснили култукских эвенков1. Последние поселились в Закамне, по соседству с тамошними хонгодоровцами. Теперь они называются армакскими эвенками и живут на реке Дархитуе, входят в За-каменский аймак Бурятской АССР.
Буряты имели богатую мифологию и сложные обряды. Все небесное пространство, по мифологии, разбивалось на 99 тэн-гэринов, во главе которых стояли особые гении. Тэнгэрины делились на две враждебные группы: западную группу, состоящую из 55 добрых тэнгэринов во главе с ханом Хормустом, или Хюр-мас тэнгэрином, и восточную группу - из 44 злых и коварных тэнгэринов, во главе которых стоял Хамхир богдо тэнгэрин, или Атай улан тэнгэрин. У хана Хормуста была бабушка Ман-зан Гурмэ т--дэй, у Атай улана - Маяс Хара т--дэй. Каждое племя,имело своего покровителя в лице одного тэнгэрина. Так, Хухэ мунгэн тэнгзрин покровительствовал племени эхирит1, Бу-лургуй саган тэнгэрин - булагат2, Сахилган саган тэнгэрин - хори, Ураг саган тэнгэрин -хондогор; роды же, вышедшие из-Халхи и Джунгарии, забыли своих покровителей.
Каждое племя бурят имело своего тотема, то есть чтимое-животное, рыбу или птицу, с которыми оно связывало свое происхождение. Так, у племени эхирит тотемом был пестрый налим. Прочие племена говорили про эхиритов: «Эреэн гутаар эсэгэтэй, эргиин габа эхэтэй Эхирит»- «У Эхирита мать - расщелина в береге, отец - пестрый налим». Булагаты имели в качестве тотема сивого подоза; племя хонгодор - лебедя, племя хори - гуся, а роды, вышедшие из Халхи и Джунгарии, забыли своих тотемов. Все племена устраивали кровавые жертвоприношения своим тотемам, считали их покровителями, в опасных случаях призывали их и просили у них защиты. Племя булагат устраивало кровавое жертвоприношение своему тотему - сивому порозу - весной и призывало его так:
Буха ноен баабай, Отец Буха -начальник,
Будан хатан иибии, Мать Будан - госпожа,
Булагат хуни гарбали, Происхождение
Бурят хуни удха... Корень людей
Когда же эхиритцы устраивали кровавое жертвоприношение своему.тотему, то призывали его иначе:
Эреэн гутаар эсэгэмнай,
Эргиин габа эхэмнай...
Забайкальские хоринцы под влиянием буддизма забыли призывания своего тотема поэтому приведем выдержку из запи-сей, сделанных нами в Гушитском улусе племени хори, ныне Эхирит-Булагатского аймака, Усть-Ордынского национального округа, Иркутской области, живущем на берегу озера Хулэн. Население Гушитского улуса призывает своего тотема так:
Хон шубуун гарбалитай,
Хуhан модон сэргэтэй,
Хоредой ноен баабаймнай,
Хондоли хатан иибиимнай.
Хобол мунгэн
хушуутан,
Хотогой мунгэн далитан, Клюв наш-из выемчатого
Сагаан мунгэн хушуутан; Крылья - из гнутого
Самсаал мунгэн далитан. Клюв наш - из белого серебра,
Ганганама дуутай, Крылья - из обтесанного
Гальбалзама далитан,
Хонхиномо дуутан, Растопыренные крылья;
Хотолзомо далитан...
Изгибающиеся крылья...
Весной, когда лебеди совершают перелет на север, и осенью, когда они летят на юг, население племени хонгодор совершало. возлияния молочной водкой и произносило такие слова:
Ерэхэ хон шубуун ебэрмнай, Прилетающие
Хариха хон шубуун ханимнай.
наши,
Хорин юhэн хонгоодор, Улетающие лебеди-попутчики
Гурбан зуун шошоолок.
наши.
Сагаан шубууни ерэхэдэнь Двадцать девять
Салимтай байхын тулаа, Триста шошолокцев.
Хухэсэгээн ерэхэдэнь Когда прилетают лебеди,
Хурэнгэтэй байхын тулаа... Пусть водоемы будут
Когда прилетают синицы,
Пусть посуда будет наполнена молоком....
Каждое племя имело особые религиозные празднества - тай-лаганы с кровавыми жертвоприношениями и обильными выпивками. Тайлаганы посвящались стихиям природы: огню, воде, земле и т. д. Каждая стихия природы имела эжинов (хозяев) и целый сонм божеств. Эжином домашнего очага и вообще огня являлся Сахядай старик со своей женой Caxaлa госпожей; эжи-ном водной стихии - Уhа Лобсон хан с женой Уhан Дайбан, у которых был многочисленный штат чиновников, ведавших отдельными силами водной стихии и отраслями рыболовства1. Эжином земли является Дайбан Саган ноен со своей женой Даланта Саган хатан. Cуществовал также культ племенных вождей. Так, у племени эхирит божествами были силачи Ажарай (Ажарай бухэ), Уха Шара и Ута Саган ноен. Ажарай происходил из абазаевско-го рода племени эхирит, был хорошим стрелком и замечательным борцом. К этому же роду относился и Уха Шара. Ута Саган ноен происходил из хэнгэлдэровского рода, был большим шаманом и вождем эхиритского племени. По преданию, он погиб от стрел лам в священной пещере острову Ольхон. После смерти все они были отнесены к сонму племенных божеств и почитаются эжинами: Ажарай силач стал эжином реки Лены (Зулхэйн эжин), Уха Шара - Верхоленской горы (Хонголдойн эжин) и Ута Саган ноен - острова Ольхон (Ойхони эжин).
Племя эхирит имело свои племенные онгоны: Уетэ Хунэртэ (горностай и колонок), Ямаани эжин (хозяин козы) и Хадайн онгон, или Алтаган, и другие.
Племенными божествами булагатов были Эмнэг Саган ноен, хозяин реки Иркута-Ирхууе эжин Эмнэг Саган ноен; Буха ноен бабай, хозяин местности Улгэй в Тунке-Улгэйн эжин Буха ноен бабай; хан Шаргай ноен, хозяин горы Шабарты в Тунке- Шабартын эжин хан Шаргай ноен. Племенными онгонами были hолонгото убгэн - хозяин хорька Тунхэй Мандахаев, Зая-ша убгэн - хозяин счастья и чадородия Зарлик Тэхэй и Сэжин Бара - покровитель охоты Бара Тумуршеев.
Хонгодоровцы считали своими племенными божествами Ама Саган ноена, хозяина истока реки Ангары из Байкала - Ангарайн амани эжин Ама Саган _ноен; Тулба Саган ноена, хозяина г. Иркутска – Турайн эжин Тулба Саган_ ноен; Хэрмэши ноена, хозяина горы Кырен - Хэрэни эжин Хэрмэши Саган ноен; и Улан зала мэргэн Дэгэя, хозяина реки Урака (притока реки Белой) -Уураги эжин Улаан залаа мэргэн Дэгэй. Все они были вождями племени хонгодор и после смерти отнесены к сонму племенных божеств. Племенными онгонами племени хонгодор были хан Хэтэй (Булгаша онгон, Сайтан и Анда Тумуршеевы.
К племенным божествам племени хори относятся Арын арбан гурбан ноен - северные тринадцать начальников, которые жили в Монголии: Сарбали Саган ноен - хозяин местности Худан Хоринского аймака; Орболи Саган ноен - хозяин сопки Сохондо (около города Нерчинска); Хелго мурини эжин Хилар Саган ноен; других своих божеств хоринские буряты под влиянием буддизма позабыли. Кто такие были Арын арбан гурбан ноен, не могли объяснить старики ни в Эгэтуе, ни в Aгe, ни в Хилке. Они позабыли даже их имена: при совершении обряда жертвоприношения в виде молочной водки имена их не называли, а трафаретно говорили: «Арын арбан гурбан ноен». Может быть, они имели в виду хадов западных бурят, или тринадцать онгонов, находящихся на реке Торголике в Халхе? Племенными онгонами буряты хоринского племени считают Ундэри эжина, шамана и вождя рода бурят Шесанского улуса, якобы обитающего на горе Шесан и являющегося хозяином местности Шесаны. До недавнего времени ему приносили жертвы, несмотря на то, что местное население давно перешло в буддийскую веру. Вторым по важности онгоном является Хээстэ онгон, который был шаманом и вождем галзутского рода племени хори. Он жил со своими сородичами в долине реки Баргузина, умер на горе Бархан ула от стрел пришельцев, напавших на кочевье галзутов. После смерти он был отнесен к сонму божеств покровителей галзутского рода. Буряты галзутского рода, живущие до сего времени в верховьях долины Баргузина, почитали его и устраивали жертвоприношение. Эти онгоны очень популярны среди племени хори.