Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Соло хадаа Готол, Если назвать род,
Сохоб нэрэ Сэрэн... То готольский,
Если назвать собственное имя,
По всей вероятности, джунгарские роды принесли этот термин со своей прежней родины.
Нижнеудинские и северо-ашаабагатские (улус Чугуй и улус Усть-Хайрак) буряты называют род омог или обог, забайкальские буряты в одних местах род называют аймак, в других - обог. Таким образом, у бурят существует несколько слов для обозначения рода: эсэгэ, якан, соло, омог, обог, аймак. По нашему мнению, соло имеет древнее происхождение. Оно сохранилось у родов, вышедших из Джунгарии и живших несколько обособленно среди других племен и родов, а также в шаманских родовых призываниях, отличающихся своей консервативностью.
С организацией степных контор по Уложению Екатерины II 1767 года, а затем с переименованием их в степные думы по закону 1822 года появились новые термины- для обозначения родов. На административном языке у западных бурят род стал называться холбоон - «соединение, "связь, связка». Например, про 29 родов идинских бурят говорили: «Идинсхейн хорин юhэн холбоон». Слово холбоон говорит нам о том, что до создания степных контор и дум роды идинских бурят были разъединены и не имели административной связи между собой. С учреждением же степных контор и дум роды были административно подчинены думам. Так, из родов племени булагат были созданы степные конторы Балаганская, Идинская и Кудин-ская, из родов бурятского племени эхирит-Верхоленская, Ольхонская, Баргузинская и Кударинская, из родов племени хонгодор-Аларская и Тункинская. Деление на племена сохранилось и при создании степных дум и инородных управ. Так, например, алагуевский род, относящийся к племени булагат, обитал по реке Бугульдейке, но, несмотря на большое расстояние, был подчинен административно Кудинской степной конторе, а затем Капсальской инородной управе, объединявшей булагатские роды Буиновых. Часть готольского рода обитала среди хонгодоровцев в Алари, но подчинялась Идинской степной думе, находившейся в 100 верстах от них, а с 1887 года - Боханской инородной управе.
Восточные буряты на административном языке называли род отог - «стойбище, стоянка», отсюда слово отоглохо означает «жить на одном месте, обосноваться на определенном ме-сте». Так, например, о шести родах Хубдутской инородной управы Хоринской степной думы говорили: «Хубдуудай зургаан отог». Административные центры родов - родовые управления, как и степные думы, не кочевали, находились на одном месте. В тайге охотники устраивают шалаши или балаганы из коры деревьев или из досок и называют их отог. Буряты западных аймаков свои временные остановки в городах, в заезжих дворах или у знакомых также называют отог.
Роды хонгодорского племени до сего времени сохранили свое племенное название. Племя хонгодор было разделено на 13 родов, из которых один назывался бадарханским, один - шуранханским, а остальные - хонгодорскими, каждый из которых имел определенный номер, устанавливавшийся строго по старшинству. Бадарханский и шуранханский роды названы именами своих предков - внуков и правнуков легендарного Хонгодора.
Роды племени хори назывались именами своих родоначальников, сыновей Хоредоя. Хоринская степная дума состояла из думы, 68 родовых управлений и 147 улусов. Инородные управы, входящие в Хоринскую степную думу, носили родовые названия: Баганайская, Бодонгутская, Галзутская, Гочитская, Сагановская, Харганайская, Хальбинская, Хубдутская, Хуацайская, Худайская и Шарятская. Причем Харганайская и Хубдутская инородные управы из-за многочисленности населения и большой территории были разделены каждая на две управы: первая - на Барун-Харганайскую и Зун-Харганайскую, вторая - на Барун-Хубдутскую и Зун-Хубдутскую1. Гочитская инородная управа состояла из четырех родовых управлений: Барун-Гутайского, Алтачинского, Хайцагарского и Нюгайского. В Агинской степной думе было шесть инородных управ, восемь родов, 76 булуков. Роды, проживавшие в Иркутской губернии, на реках Куленге, Осе и Унге, на острове Ольхон, из-за малочисленности не могли составить самостоятельную родовую единицу, исключение составляет лишь шарятский род, входивший в Балаганскую степную думу.
В Селенгинскую степную думу входили табангутский, узоновский, сартольский, цонгольский, урянхайский роды. Узоновский и цонгольский роды, видимо, названы именами своих предков. Основная масса рода урянхай до сего времени обитает на берегу озера Хупсэл. Название табангут означает «пятеро». Здесь имеются в виду пять братьев, являющиеся предками табангутского рода. Западные буряты до сих пор называют пятерых братьев и их потомков табангутами, а восьмерых братьев и их потомков - наймангутами.
У племени эхирит роды тоже назывались именами родоначальников. По преданию, Эхирит имел единственного сына Эри ганса Зонхи. У последнего было четыре сына (Зонхин дурбэн хубуун): Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно и гтуудаг Саган. Потомки Хэнгэлдэра и Шоно создали, роды под своими именами: хэнгэлдэровский и шоноевский. Алагтай имел одного сына Амара. Он умер молодым. После его смерти жена его Абазай родила внебрачного сына Абая. Она была умной и энергичной женщиной. Братья Алагтая хотели отнять у нее сыновей и имущество, а саму прогнать, но она сумела защитить себя и ушла с сыновьями в свой цэгэнутский род. Она воспитывала сыновей, водила их на охоту, показывала места, где раньше охотился Алагтай. Оба сына выросли и стали хорошими охотниками. На облавной охоте они отличались ловкостью и храбростью, за что их и возненавидели родственники со стороны матери. Тогда Абазай вынуждена была вернуться в род мужа. Ей с сыновьями отвели самое плохое место, в болоте, где братья вынуждены были поселиться. Сородичи ненавидели их и презрительно называли по имени матери Абазайн хубууд «Абазае-вы сыновья». Амар имел четырех сыновей: Найта. Энхэ, Асая и Осоя. Потомки их образовали большой абазаевский род; потомки Абая - малый абазаевский род. Абазаевские роды считаются среди племени эхирит чужаками (хари) по отношению друг к другу. Сын Шоно - Бура имел многочисленное потомство. Потомки его создали Верхне-Кудинскую упразу, состоящую из шести родов, которые обозначались номерами и делились на правый и левый Бура (например, баруун буура, зуун буура). Многочисленные потомки сына Буры-Шоно созвали самостоятельный шоноевский род, который назывался в отличие от рода деда малым шоноевским родом - бисэгэн шоно Большой и малый шоноевские роды имеются среди торгоу-тов на Волге.
hуудаг Саган имел трех сыновей: Сэхира, Сахира и Тогто. Они жили далеко от своих соплеменников, потому, по преданиям, часто подвергались нападениям эвенков и пришлых племен. Тогто мэргэн был хорошим стрелком и обладал огромной физической силой. Он разъезжал по разным местам и грабил соседей. Один раз он напал на готоловский род. Сыновья Готола были на охоте в Усть-Уде. Тогто ограбил имущество и полонил дочь Готола, красавицу Голохан. Когда Тогто мэргэн вернулся домой, то никого из своих не застал: братья его были убиты людьми цэгэнутского рода, а жены их полонены. Оставив дома свою молодую жену Голохан, он погнался за обидчиками, догнал их в местности Ходонца, недалеко от теперешнего Хоготского улуса, отбил свое имущество и жен братьев. Жены братьев были беременны, обе родили сыновей в пути. Сына старшего брата Сэхира он назвал Баендаем – барилгадаа ерэhэн Баендай - «отбитый от врагов Баендай», сына младшего брата Сахира - Олзоном - Олзото ерэhэн Олзон - «отбитый от врагов Олзон». От них произошли буряты баендаева и олзонова родов. После этого Тогто мэргэн поехал мстить цэгэнутам жившим на Лене (Зулхэ), но был убит ими при переправе через реку, ниже села Манзурки.
Сыновья Готола прибыли за своей сестрой и имуществом. Они ограбили жен Сэхира и Сахира, взяли имущество Тогто и сестру Голохан. Она была беременна и родила в пути двух близнецов (эхир хубууд). Старшего сына ее назвали Apгaha-ном (ашаанда ерэhэн Аргаhан - «в тороках привезенный Ар-гаhан»), младшего Абашаем (абаашалганда ерэhэн Абаши - «при возвращении родившийся Абаши»). Близнецы, как чужеродцы, были вынуждены перейти на незаселенное место, в долину реки Бурети, впадающей в Ангару. Потомки Аргаhана впоследствии, когда X. Бахеев стал помощником тайши Идин-ской степной думы, переселились в долину р. Иды и образовали Верхне-Буретьский улус (ныне Боханского аймака Иркутской области). Из-за малочисленности эти два улуса не сумели создать самостоятельный тогтоевский род, а административно подчинялись и входили в род матери, готольский. Родs племени эхирит живут и_в _3абайкалье: в Баргузине, Кударе, Иволге, Селенге и Шесане.
У племени булагат роды тоже имели различные названия и разное происхождение. Булагат имел одного сына Булган харa, у которого тоже был один сын Бузган хара. Последний имел двух сыновей - Тоболока и Ботоя. У Тоболока было семь сыновей: Алагуй, Саган, Хурхуд, Нарин hойбо, Бируха тургэн, Боржом Далхай и Готол. Потомки Тоболока и Ботоя составляют основную массу племени булагат. Алагуй имел пять сыновей: Одоя, Бушхая, Мэдэши, Хунгэ и Готол. Потомки Готола образовали самостоятельный готольский род, который при создании степных дум был разбит на четыре рода. Первые три из них образовали Боханскую инородную управу в 1887 году, IV готольский род, занимающий долину реки Осы, вошел в Бильчирскую инородную управу в этом же году; готольцы, жившие на левом берегу реки Ангары, в улусах Урда и Хойто Хулэрэ, в 1897 году вошли в Нельхайскую инородную управу; готольцы, вышедшие из улуса Тарсы II готольского рода и жившие в Ала-ри, в готольском улусе, вошли в Аларскую инородную управу; потомки Готола, отделившиеся от готольского рода, проживавшие прежде в Корминском и Хапсагайском улусах, а затем переселившиеся в Забайкалье, на реку Селенгу, образовали бумал-готольский род и вошли в Селенгинскую степную думу. Потомки сыновей Алагуя поселились на реке Бугульдейке, образовали самостоятельный алагуевский род и входили административно в Капсальскую инородную управу. Впоследствии они отделились из-за дальности расстояния и образовали самостоятельное Ала-гуевское родовое управление. У Ботоя был один сын Бумал, который в свою очередь имел двух сыновей: Болота и Сагана. Саган имел сына Булута и дочь Сагалай. От Булута произошел булутский род. Дочь Сагана Сагалай пасла овец своего отца и сошлась с кузнецом Сагантаем. Она родила сына, бросила его в степи, а сама ушла за своим возлюбленным в Забайкалье. Потомки ее и сейчас живут на реке Джиде, недалеко от бывшей Саган-Усунской станции. Родственники подобрали сына Сагалая, воспитали его и назвали его Ообогон - ургын узуурhаа олдоhон Обогон - «найденный у подножия цветка Обогон». Он вырос и женился на девушке из олзоевского рода. У него было три сына - Хогой, Онтохой и Онгой, от которых произошли роды хогоевский, онхотоевский и онгоевский. О происхождении эрхидеевского, холтубаевского и бараевского родов сохранилось следующее предание. Род Хогоя жил в долине реки Куды и подчинялся Верхоленскому острогу. Всего у Хогоя было десять дочерей и пять сыновей. Сын Хогоя Тэгшэ (Тэгшэхэн) был женат на девушке из цэгэнутского рода, жившего по реке Лене. Брак этот был счастливый. Через год у них родился первенец, которого назвали Эрхидеем (Эрилгэндэ ерэЬэн Эрхидэн- «по просьбе рожденный Эрхидей»). Хогой был стар и хотел при жизни иметь внука, а потому часто приносил жертву своим предкам и просил их о даровании внука. Рождение внука он приписал своим родовым божествам. Вскоре Хогой с сыновьями переселился в необжитую местность, богатую травой, лесом и дичью. Здесь родился второй знук, которому нарекли имя Хоолта байра - Холтубай по названию местности. Через год родился третий внук, которого назвали Бараем. Старик Хогой был рад умножению своего рода и считал себя самым счастливым человеком, облагодетельствованным предками, поэтому и назвал третьего внука Бараем. Когда род Хогоя состоял из 49 человек, он поехал в Верхоленский острог и разделил свою семью на четыре части: первую часть назвал хогоевым родом, вторую - по имени старшего внука - эрхидеевым родом, третью - по имени второго внука - холтубаевым родом, а четвертую - по имени младшего внука - бараевым родом.
У родов, вышедших из Халхи в XVII веке, в большинстве случаев сохранились названия племен Внутренней и Внешней Монголии. Таковыми являются роды атаганский, хатаганский, хорчинский, чахарский, цонгольский, тугчинский, узонский, уратский, сартольский, хорлосский, джалаирский, минганский и хачитунский. Роды же селенгинских бурят - алагуевский, абаганаровский, ашаабагатский, баендаевский, бумал-готольский, куркутский, хойботский, хонгодоровский, абазаевский, буровский, олзоновский, хэнгэлдэровский, шоноевский - переселились в Забайкалье с рек Лены и Куды.
Роды, вышедшие из Джунгарии, названы по цвету древнейших знамен монголов: Шаранут, Харанут, Боронут, Цэгэнут, Хухэнут и Хурэнут. В древние времена Внутренняя Монголия была разделена на шесть корпусов и 49 военных дивизий, а внешняя Монголия - на четыре корпуса и 86 военных дивизий. «Дивизия - по-монгольски называется хошун, который всегда выступал под своим знаменем. Тушету хан имел 200 знамен. Цэцэн хан, владевший в 1688 году стотысячным населением - 41, Сайн хан - 24, Засагта хан - 18, кукунорские олеты, торгоуты и хойты - 29 знамен. В древнейшей монгольской литературе часто встречаются племена со знаменами гули-шара - «бронзово-желтый», сагаан хирхагтай - «с белой каймой».
Буряты не сохранили знамена, только шаманы носили на шапках эмблемы своих родов в виде шкурок зверей. Так, например, шаманы хурдутского рода носили на шапках шкурки черных белок, онгоевского рода - белых белок, муруевского рода - зайцев, шаралдаевокого рода - серых волков. В призываниях шаманов хурдутского и онгоевского родов говорится:
Хурхуудай хорин хоер
Двадцать два хордутских
Мараа хара б--шуул
Родовитых черных шамана
Хара хэрмэн залаатан,
С привесками из черных белок;
Онгойн олон тумэн
Многое множество онгоевских
Ородоhотой хара заарингуут
С чудесными силами черных заринов
Сагаан хэрмэн залаатан...
С кисточками из белых белок...
В призываниях шаманов муруевского и шаралдаевского родов говорится:
Гушан гурбан Муруй Тридцать три Муруя,
Муруйнтайнтнай удхалаhан удхан
Шаралдайтнай удхалаhан удхан
Боро соохор моритон,
Боро шоно худэргэтэн..
Имеют накидки из шкур серых
E родов, носящих названия цветов древнейших монгольских знамен, имелись покровители - тэнгэрины тех же цветов. Например, покровителем харанутского рода, обитающего в долине реки Куды, был Хара хасар тэнгэри, боронутского рода - Боро соохор тэнгэри, шаранутского - Шара хасар тэнгэри, цэгэнутского рода - Сэгэн хухэ тэнгэри.
Некоторые роды, вышедшие из Джунгарии, известны под названиями торгоутских и олетских родов: например, аба-ганарский, ашаабагатский, букутский, зунгиевский, зомотский, манхалютский и зунгарский, которые проживают на Алтае и на Волге. Они перекочевали в Восточную Сибирь, по-видимому, в XVI или XVII веке, во время Джунгарских войн. Часть тех родов есть на Алтае среди кайбалов и теленгутов. Следует также отметить, что сородичи хоринцев - хори-тумэты проживают во Внешней Монголии, в местности Аухэ хатанг, в южной части Маньчжурии и на Кукуноре, за Калганом. Они при минской династии назвались цаганами, имели четыре знамени. О перекочевке их на реку Онон и в верховье Уды рассказывается в предании хоринцев о Бальжин хатане. Часть селенгинских бурят- недавние перебежчики - босхулы из Халхи. Однородwы или одноплеменники их известны под названиями хорчинов, джалаиров, хачигутов, сунитов, уратов, тугчинов, атаганов, хоогонов и хотогойтов, которые до сего времени живут в Халхи Внутренней Монголии.