Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Соло хадаа  Готол,                              Если назвать род,   

Сохоб нэрэ Сэрэн...                          То   готольский,                

                                               Если назвать собственное имя,

                                                    То  именуется  Сэрэном...

По всей вероятности, джунгарские роды принесли этот термин со своей прежней родины.

Нижнеудинские и   северо-ашаабагатские     (улус    Чугуй    и улус  Усть-Хайрак)   буряты называют  род   омог  или   обог, забайкальские  буряты  в   одних  местах   род называют аймак, в других - обог. Таким образом,  у бурят существует несколько слов для обозначения рода: эсэгэ, якан, соло,   омог,   обог, аймак.  По нашему  мнению,  соло имеет древнее  происхождение. Оно сохранилось у родов, вышедших из Джунгарии и живших  несколько обособленно среди других племен и родов, а также в шаманских родовых призываниях,  отличающихся своей  консервативностью.

С организацией степных  контор по Уложению Екатерины II 1767 года, а затем с переименованием их в степные думы по закону 1822 года появились новые термины- для обозначения родов. На административном языке у западных бурят род стал называться холбоон - «соединение, "связь, связка». Например, про   29  родов идинских бурят    говорили:     «Идинсхейн  хорин юhэн холбоон». Слово холбоон говорит нам о том, что до создания степных контор и дум роды идинских бурят были разъединены и не имели административной связи между собой. С учреждением же степных контор и дум роды были административно подчинены думам. Так, из родов племени булагат были созданы степные конторы Балаганская, Идинская и Кудин-ская, из родов бурятского племени эхирит-Верхоленская, Ольхонская, Баргузинская и Кударинская, из родов племени хонгодор-Аларская и Тункинская. Деление на племена сохранилось и при создании степных дум и инородных управ. Так, например, алагуевский род, относящийся к племени булагат, обитал по реке Бугульдейке, но, несмотря на большое расстояние, был подчинен административно Кудинской степной конторе, а затем Капсальской инородной управе, объединявшей булагатские роды Буиновых. Часть готольского рода обитала среди хонгодоровцев в Алари, но подчинялась Идинской степной думе, находившейся в 100 верстах от них, а с 1887 года - Боханской инородной управе.

Восточные буряты на административном языке называли род отог - «стойбище, стоянка», отсюда слово отоглохо означает «жить на одном месте, обосноваться на определенном ме-сте». Так, например, о шести родах Хубдутской инородной управы Хоринской степной думы говорили: «Хубдуудай зургаан отог». Административные центры родов - родовые управления, как и степные думы, не кочевали, находились на одном месте. В тайге охотники устраивают шалаши или балаганы из коры деревьев или из досок и называют их отог. Буряты западных аймаков свои временные остановки в городах, в заезжих дворах или у знакомых также называют отог.

Роды хонгодорского племени  до сего времени сохранили свое племенное  название. Племя хонгодор было разделено  на 13 родов, из которых один назывался  бадарханским, один - шуранханским, а остальные - хонгодорскими, каждый из которых имел определенный номер, устанавливавшийся строго по старшинству. Бадарханский и шуранханский роды названы именами своих предков - внуков и правнуков легендарного Хонгодора.

Роды племени хори назывались именами  своих родоначальников, сыновей Хоредоя. Хоринская степная дума состояла из думы, 68 родовых управлений и 147 улусов. Инородные управы, входящие в Хоринскую степную думу, носили родовые названия: Баганайская, Бодонгутская, Галзутская, Гочитская, Сагановская, Харганайская, Хальбинская, Хубдутская, Хуацайская, Худайская и Шарятская. Причем Харганайская и Хубдутская инородные управы из-за многочисленности населения и большой территории были разделены каждая на две управы: первая - на Барун-Харганайскую и Зун-Харганайскую, вторая - на Барун-Хубдутскую и Зун-Хубдутскую1. Гочитская инородная управа состояла из четырех родовых управлений: Барун-Гутайского, Алтачинского, Хайцагарского и Нюгайского. В Агинской степной думе было шесть инородных управ, восемь родов, 76 булуков. Роды, проживавшие в Иркутской губернии, на реках Куленге, Осе и Унге, на острове Ольхон, из-за малочисленности не могли составить самостоятельную родовую единицу, исключение составляет лишь шарятский род, входивший   в   Балаганскую   степную   думу.

В Селенгинскую  степную  думу  входили табангутский,  узоновский, сартольский, цонгольский, урянхайский роды. Узоновский и   цонгольский  роды,   видимо,    названы    именами   своих предков. Основная масса рода урянхай до сего времени обитает на берегу озера Хупсэл. Название табангут означает «пятеро». Здесь имеются в виду пять братьев, являющиеся предками табангутского рода. Западные буряты до сих пор называют пятерых    братьев    и их   потомков   табангутами,    а восьмерых братьев   и   их   потомков - наймангутами.

У  племени эхирит  роды тоже назывались    именами родоначальников.  По  преданию,  Эхирит  имел  единственного  сына  Эри ганса Зонхи. У последнего было четыре сына (Зонхин дурбэн хубуун): Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно и гтуудаг Саган.   Потомки Хэнгэлдэра и Шоно создали, роды под своими именами: хэнгэлдэровский   и шоноевский.    Алагтай имел    одного  сына Амара. Он  умер молодым. После его смерти жена его Абазай родила внебрачного сына Абая. Она была умной и энергичной женщиной. Братья Алагтая хотели отнять у нее сыновей и имущество, а саму прогнать, но она сумела защитить себя и ушла с сыновьями в свой цэгэнутский род. Она воспитывала сыновей, водила  их на  охоту,  показывала места, где раньше  охотился Алагтай.  Оба   сына  выросли  и   стали  хорошими  охотниками. На  облавной   охоте   они отличались  ловкостью и храбростью, за что их и возненавидели    родственники  со стороны матери. Тогда Абазай вынуждена была вернуться в род мужа. Ей с сыновьями отвели самое плохое место, в болоте, где братья вынуждены были поселиться. Сородичи ненавидели их и презрительно называли по имени  матери Абазайн хубууд «Абазае-вы сыновья». Амар имел четырех сыновей: Найта.   Энхэ,   Асая и Осоя. Потомки их образовали    большой    абазаевский   род; потомки   Абая - малый   абазаевский   род.   Абазаевские роды считаются среди племени эхирит чужаками   (хари) по отношению друг к другу. Сын Шоно - Бура    имел многочисленное потомство.    Потомки    его  создали   Верхне-Кудинскую    упразу, состоящую  из   шести   родов,   которые обозначались   номерами и делились на правый и левый Бура  (например, баруун буура, зуун буура). Многочисленные потомки сына Буры-Шоно созвали самостоятельный шоноевский род, который назывался в отличие от рода деда малым шоноевским родом - бисэгэн шоно Большой и малый шоноевские роды имеются среди торгоу-тов   на   Волге.

hуудаг Саган имел трех сыновей: Сэхира, Сахира и Тогто. Они жили далеко от своих соплеменников, потому, по преданиям, часто подвергались нападениям эвенков и пришлых племен. Тогто мэргэн был хорошим стрелком и обладал огромной физической силой. Он разъезжал по разным местам и грабил соседей. Один раз он напал на готоловский род. Сыновья Готола были на охоте в Усть-Уде. Тогто ограбил имущество и полонил дочь Готола, красавицу Голохан. Когда Тогто мэргэн вернулся домой, то никого из своих не застал: братья его были убиты людьми цэгэнутского рода, а жены их полонены. Оставив дома свою молодую жену Голохан, он погнался за обидчиками, догнал их в местности Ходонца, недалеко от теперешнего Хоготского улуса, отбил свое имущество и жен братьев. Жены братьев были беременны, обе родили сыновей в пути. Сына старшего брата Сэхира он назвал Баендаем – барилгадаа ерэhэн Баендай - «отбитый от врагов Баендай», сына младшего брата Сахира - Олзоном - Олзото ерэhэн Олзон - «отбитый от врагов Олзон». От них произошли буряты баендаева и олзонова родов. После этого Тогто мэргэн поехал мстить цэгэнутам жившим на Лене (Зулхэ), но был убит ими при переправе через реку, ниже села Манзурки.

Сыновья Готола прибыли  за своей сестрой и имуществом. Они ограбили жен Сэхира и Сахира, взяли имущество Тогто и сестру Голохан. Она была беременна и  родила в пути двух близнецов (эхир хубууд). Старшего сына ее назвали Apгaha-ном (ашаанда ерэhэн Аргаhан - «в тороках привезенный Ар-гаhан»), младшего Абашаем (абаашалганда ерэhэн Абаши - «при возвращении родившийся Абаши»). Близнецы, как чужеродцы, были вынуждены перейти на незаселенное место, в долину реки Бурети, впадающей в Ангару. Потомки Аргаhана впоследствии, когда X. Бахеев стал помощником тайши Идин-ской степной думы, переселились в долину р. Иды и образовали Верхне-Буретьский улус (ныне Боханского аймака Иркутской области). Из-за малочисленности эти два улуса не сумели создать самостоятельный тогтоевский род, а административно подчинялись и входили в род матери, готольский. Родs племени эхирит живут и_в _3абайкалье: в Баргузине, Кударе, Иволге,   Селенге  и Шесане.

У племени булагат роды тоже имели различные названия и   разное происхождение.  Булагат  имел одного сына Булган  харa, у которого тоже был один сын    Бузган    хара.    Последний имел двух сыновей - Тоболока и Ботоя. У Тоболока было семь сыновей: Алагуй, Саган, Хурхуд, Нарин hойбо, Бируха тургэн, Боржом Далхай и Готол. Потомки Тоболока и Ботоя составляют основную массу племени булагат.  Алагуй имел пять  сыновей: Одоя, Бушхая, Мэдэши, Хунгэ и Готол.    Потомки    Готола образовали самостоятельный готольский род, который при создании степных дум был разбит на четыре рода. Первые три из них образовали Боханскую инородную управу в   1887 году, IV готольский  род, занимающий  долину реки  Осы, вошел  в  Бильчирскую инородную управу в этом же году; готольцы, жившие на левом берегу реки Ангары, в улусах Урда и Хойто Хулэрэ, в 1897 году вошли в Нельхайскую инородную управу; готольцы, вышедшие из улуса Тарсы II готольского рода и жившие в Ала-ри, в готольском улусе, вошли в Аларскую инородную управу; потомки Готола, отделившиеся от готольского рода, проживавшие прежде в Корминском и Хапсагайском улусах, а затем переселившиеся в Забайкалье, на реку Селенгу, образовали бумал-готольский род и вошли в Селенгинскую степную думу. Потомки сыновей Алагуя поселились на реке Бугульдейке, образовали самостоятельный   алагуевский  род и входили административно   в Капсальскую инородную управу. Впоследствии они отделились из-за   дальности  расстояния   и образовали  самостоятельное  Ала-гуевское родовое управление.  У Ботоя   был   один   сын Бумал,  который в свою очередь имел двух сыновей: Болота и Сагана. Саган имел сына Булута и дочь Сагалай. От Булута произошел  булутский  род. Дочь Сагана Сагалай пасла    овец своего отца и сошлась с кузнецом Сагантаем. Она родила сына, бросила его в степи, а сама ушла за своим возлюбленным в Забайкалье. Потомки ее и сейчас живут на реке Джиде, недалеко от бывшей Саган-Усунской станции. Родственники подобрали сына Сагалая, воспитали его и назвали его Ообогон - ургын узуурhаа олдоhон Обогон - «найденный у   подножия  цветка  Обогон».   Он вырос и  женился на девушке из олзоевского рода. У него было три сына - Хогой,  Онтохой и Онгой, от  которых произошли роды хогоевский, онхотоевский и онгоевский. О происхождении эрхидеевского,  холтубаевского   и бараевского   родов    сохранилось следующее предание.   Род Хогоя жил в долине   реки    Куды и подчинялся Верхоленскому острогу. Всего у Хогоя было десять дочерей  и  пять  сыновей.  Сын   Хогоя  Тэгшэ     (Тэгшэхэн)   был женат на девушке из цэгэнутского рода, жившего по реке Лене. Брак этот был счастливый. Через год у них родился первенец, которого назвали  Эрхидеем  (Эрилгэндэ ерэЬэн Эрхидэн- «по   просьбе  рожденный Эрхидей»).   Хогой был стар   и хотел при жизни иметь внука, а потому часто приносил жертву своим предкам и просил их о даровании   внука.    Рождение внука он приписал своим родовым божествам.    Вскоре   Хогой с сыновьями переселился в  необжитую местность,  богатую травой, лесом и дичью.  Здесь родился второй знук, которому нарекли имя Хоолта  байра - Холтубай  по  названию  местности.  Через год   родился третий   внук, которого   назвали Бараем.  Старик Хогой был рад умножению своего рода и  считал  себя  самым счастливым     человеком,    облагодетельствованным   предками, поэтому и назвал третьего внука Бараем. Когда род Хогоя состоял из 49 человек, он поехал в Верхоленский острог и разделил свою  семью на четыре части:  первую часть назвал хогоевым родом, вторую - по имени старшего    внука - эрхидеевым   родом,  третью - по  имени   второго   внука - холтубаевым   родом,  а четвертую - по имени младшего внука - бараевым родом.                 

У родов,  вышедших из Халхи   в XVII  веке, в большинстве случаев сохранились названия племен Внутренней и Внешней Монголии. Таковыми являются роды  атаганский, хатаганский, хорчинский, чахарский,     цонгольский,    тугчинский,    узонский, уратский,  сартольский,   хорлосский,  джалаирский,   минганский и хачитунский.  Роды   же   селенгинских    бурят - алагуевский, абаганаровский,   ашаабагатский,   баендаевский,   бумал-готольский, куркутский,    хойботский,    хонгодоровский,    абазаевский, буровский,  олзоновский,   хэнгэлдэровский,  шоноевский - переселились в Забайкалье с рек Лены и Куды.

Роды, вышедшие из Джунгарии, названы по цвету древнейших знамен монголов: Шаранут, Харанут, Боронут, Цэгэнут, Хухэнут и Хурэнут. В древние времена Внутренняя Монголия была разделена на шесть корпусов и 49 военных дивизий, а внешняя Монголия - на четыре корпуса и 86 военных дивизий. «Дивизия - по-монгольски называется хошун, который всегда выступал под своим знаменем. Тушету хан имел 200 знамен. Цэцэн хан, владевший в 1688 году стотысячным населением - 41, Сайн хан - 24, Засагта хан - 18, кукунорские олеты, торгоуты и хойты - 29 знамен. В древнейшей монгольской литературе часто встречаются племена со знаменами гули-шара - «бронзово-желтый»,   сагаан   хирхагтай - «с    белой    каймой».

Буряты не сохранили  знамена, только шаманы носили на шапках эмблемы своих родов в виде шкурок зверей. Так, например, шаманы хурдутского рода носили на шапках шкурки черных белок, онгоевского рода - белых белок, муруевского рода - зайцев, шаралдаевокого рода - серых волков. В призываниях шаманов хурдутского и онгоевского родов говорится:

Хурхуудай  хорин   хоер

                            Двадцать  два хордутских

Мараа  хара б--шуул                     

                             Родовитых  черных  шамана

Хара   хэрмэн   залаатан,   

                             С привесками из черных белок;

Онгойн олон тумэн                                   

                            Многое   множество   онгоевских

Ородоhотой   хара   заарингуут                 

                            С чудесными силами черных заринов

Сагаан   хэрмэн   залаатан... 

                      С  кисточками  из  белых   белок...

В призываниях шаманов муруевского и шаралдаевского родов   говорится:

Гушан   гурбан  Муруй               Тридцать три Муруя,

Муруйнтайнтнай   удхалаhан   удхан        

                                   Происхождение  Муруевское Сагаан туулай  тугтан,  Имеет знаменем белого зайца, Сагаан   шарга   моритон...                          Владеет   бело-соловой   лошадью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Шаралдайтнай   удхалаhан   удхан 

                                По   происхождению   шаралдаевцы

Боро  соохор  моритон,      

                                Владеют- серо-пегими   лошадьми,

Боро   шоно  худэргэтэн..

                               Имеют накидки  из  шкур  серых

                                волков...

E родов, носящих названия цветов древнейших монгольских знамен, имелись покровители - тэнгэрины тех же цветов. Например, покровителем харанутского рода, обитающего в долине реки Куды, был Хара хасар тэнгэри, боронутского рода - Боро соохор тэнгэри, шаранутского - Шара хасар тэнгэри,   цэгэнутского  рода - Сэгэн хухэ  тэнгэри.

Некоторые роды, вышедшие из Джунгарии, известны под названиями торгоутских и олетских родов: например, аба-ганарский, ашаабагатский, букутский, зунгиевский, зомотский, манхалютский и зунгарский, которые проживают на Алтае и на Волге. Они перекочевали в Восточную Сибирь, по-видимому, в XVI или XVII веке, во время Джунгарских войн. Часть тех родов есть на Алтае среди кайбалов и теленгутов. Следует также отметить, что сородичи хоринцев - хори-тумэты проживают во Внешней Монголии, в местности Аухэ хатанг, в южной части Маньчжурии и на Кукуноре, за Калганом. Они при минской династии назвались цаганами, имели четыре знамени. О перекочевке их на реку Онон и в верховье Уды рассказывается в предании хоринцев о Бальжин хатане. Часть селенгинских бурят- недавние   перебежчики - босхулы   из   Халхи.   Однородwы или одноплеменники их известны под названиями хорчинов, джалаиров,  хачигутов,  сунитов, уратов, тугчинов,  атаганов, хоогонов и хотогойтов, которые до сего времени живут в Халхи Внутренней  Монголии.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят