Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Роды, вышедшие из Монголии и поселившиеся по реке Селенге, забыли свои племенные божества и онгоны. Буддизм за время своего господства вытравил из памяти народа богатую мифологию их, предания и сказания, дав взамен буддийскую апокрифику, жития святых. Представители же родов племен эхирит и булагат: алагуевский, баендаевский, бубаевский, го-тольский, бураевский, абазаевский, олзоновский, хэнгэлдэров-ский и шоноевский, живущие по Селенге, Баргузину и Кударе, сохранили свою племенную мифологию, легенды, предания и сказания, а также богатейшее устное народное творчество. Роды, вышедшие из Джунгарии, забыли свою мифологию, племенные легенды, предания и сказания, восприняв божества и онгоиы соседних племен - хонгодоровцев, эхиритов и була-гатов.
Божества и онгоны, чтимые отдельными- племенами, при вступлении в брак представителей племен и родов переходили из одного племени в другое, из одного рода в другой. Поэтому племенные божества эхиритов со временем были объединены и названы восточными хатами (зууни хад), а племенные божества булагатов и хонгодоровцев тоже были объединены и получили название западных хатов. Эхириты, булагаты, хон-годоровцы, а также выходцы из Джунгарии приносили жертвы как восточным, так и западным хатам. Во главе восточных хатов стоит хан Дошкин ноен, хозяин Качуга - Хашааги эжин Дошкин ноен, западных хатов возглавляет хан Шаргай ноен - Шабартын эжин хан Шаргай ноен. Оба они имеют обширные присутственные места с исполнительными и карательными органами, а также послов и курьеров. Онгоны (49) были объединены под названием Хулхэ (Хутхэ) онгон. В Хулхэ (Хутхэ) не были включены онгоны, которые ведали специальной отраслью хозяйства (например, охотой, скотоводством и рыбоводством), онгоны чадородия (hолонгото - хозяин хорька, онгоны покровители супружеского ложа - подголовья - Дэриин онгон и подножия - Хул узуура онгон). По понятиям бурят, последние два онгона давали супругам дружбу и счастье. Прочие же божества, которые утеряли свое реальное значение в новых условиях жизни, были оттеснены на задний план новыми божествами, были включены в сборный онгон Хулхэ (Хутхэ). Г. Н. Румянцев неправильно называет Хутхэ (Хулхэ) онгона и Сайтанн бурхана божествами только одного онгорского племени. Хулхэ (Хутхэ) онгон и Сайтани бурхан являются божествами всей шаманствующей части бурятского народа. Они имеются даже у кударинских, баргузинских и шесановских бурят в Забайкалье. Объединение божеств, утерявших в новых условиях жизни свое реальное значение, очень рельефно и красочно отразилось в призываниях онгонов и заянов. Ниже приводим отрывок из призывания Хулхэ (Хутхэ) онгона унгинских бурят, записанного в Татхальском улусе онгоевского рода, ныне Нукутского аймака Иркутской области, у М. Шобоклеева.
Олон юума хубилажи, Многое на свете изменилось:
Онгод заяад нэгэдэбэ, Онгоны и заяны объединились,
Хамаг юума хубилажи, Существующее в мире
Хамтын бурхад болобо...
Тайлаганы сопровождались традиционными формами культа: мистериями, танцами и играми3. Первый праздник устраивался весной, когда скот переводился на подножный корм. У западных бурят он назывался праздником в честь резания грив и хвостов у лошадей (адаhани дэлэhэни зугаа). Торгоуты на таком празднике пели сула (суула)-хвалебную песню в честь лошадей и табунов. У восточных бурят сула сохранилась как хвалебная песня лошади-победительнице на состязаниях во время праздника сурхарбана. Второй праздник устраивался в середине июня и назывался в одних местах тайлаганом в честь хозяина земли (дэлхэйн тайлга), в других - Большим тайлаганом (ехэ тайлга). Третий тайлаган устраивался в середине августа и назывался тайлаганом в честь водной стихии (газар уhани тайлга). Все эти празднества с кровавыми жертвоприношениями бытовали у всех племен и родов Западной Бурятии и сохранились вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Каждое племя прежде
имело определенные имена или серии имен. Об этом говорят имена
легендарных предков племен эхирит, булагат
и хонгодор. От Эхирита, Булагата
и Хонгодора до сего времени насчитывают
18-19 поколений. В разветвлениях поколений,
начиная от Эхирита, Булагата и Хонгодора
и кончая внуками и правнуками опрашиваемого
лица, повторяются имена легендарных
предков. Многие
буряты имена своих дедов превращали
в фамилии, которые затем переходили
от поколения к поколению. Например,
среди кударинских и оаргузинских
бурят часто встречаются
фамилии Эхиритов, Шоноев,
Абазаев и Буров,
среди булагатов - Булагатов
(Булгытов), Олзоев, Готолов,
Муруев, Янгутов, а среди
хонгодорцев - Хонгодоров, Ашхаев,
Ашатуев, Бадарханов.
Однако этот обычай со временем перестали
соблюдать, женщины-стали давать детям
имена своих родственников, особенно братьев
и сестер. Хоринские, селенгинские и тункинские
буряты давно забыли свои племенные имена
и чаще всего носят тибетские имена (например,
Будажап, Церенжап, Жампил, Шойсорон и
другие). При записи генеалогии хоринцев,
селенгинцев и тун-кинцев встречаются
любопытные явления: предки
опрашиваемого лица имеют языческие имена,
потом от него самого пять-семь поколений
- одни тибетские имена, а после тибетских
- опять языческие имена.
Дружелюбные отношения между отдельными племенами иногда нарушались на совместных облавных охотах - зэгэтэ аба или абай садак, которые в древности были своеобразными военными маневрами. На них племена устраивали смотр военным силам, проверяли готовность своей рати к отражению нападения врагов. На зэгэтэ аба устраивались состязания в борьбе, стрельбе и скачках. Победителей чествовали: качали, носили на войлоке вокруг таборов охотников, импровизаторы сочиняли песни и пели в их честь, им присваивали звание бухэ - «силач», мэргэн - «стрелок» и батар - «богатырь». Чествовали и лошадей-победительниц: их водили вокруг табора, сочиняли и пели специальные хвалебные пecни-сула. Победа на состязаниях называлась бай абаха или т--рэг абаха, что означало «получить счастье, удачу». О победителях говорили: «Бай абаа или «т--рэг абаа», что считалось выражением особого покровительства родовых и племенных божеств и тэнгэринов, залогом счастья и умножения потомства. Каждый род, представитель которого победил на состязаниях, совершал возлияние племенным божествам (дуhаалга).
В преданиях рассказывается о возникновении вражды между хонгодоровским и булагатским племенами, граничащими по реке Ангаре. Эти племена устраивали совместные зэгэтэ аба то на территории булагатов, то на территории хонго-доровцев: в местности Абалак (ныне Усть-Удинский район Иркутской области), Хэрмэн (в долине реки Куды и Бодрее), между реками Окой и Ангарой, а также в Тайтурке (по реке Белой), в Нарине (недалеко от города Черемхово). Сюда съезжались хонгодоровцы, жившие по Иркуту, Китою, Ирети, Голумети, Алари и даже в Закамне (Забайкалье); булагатны, обитавшие по рекам. Куде, Турину, Бугульдейке, Йде, Уде, Осе, Устъ-Уде, Зиме, Оке. У каждого племени был свой боевой клич: у эхиритов - эдир, у булагатов - бургэт, у хонго-доровцев - хожи (хужэ). Эти кличи остались в поговорках: «эдир эхирит», «бургэт булгат» или «хужа хонгодор». Днем они охотились, а вечером каждое племя собиралось в свой табор. Вестовые боевыми кличами зазывали охотников в табор своих племен. Перед каждым табором (отог) разводились племенные огнища (т==дэбшиин гал). Молодежь обоего пола устраивала пляски, игры и танцы. Из древнейших танцев у хонгодоровцев, булагат'ов и эхиритов до сего времени сохранился характерный танец «hээр_ наадан» (танец глухарей), а из игр - «шоно адуун хоёр» (волк и табуны) и «гайн-гайн» (птичья игра). В глухарином танце участвуют три человека: одна девушка и два парня. Девушка изображает самку глухаря, а парни самцов. Девушка на корточках скачет по кругу, парни догоняют ее и дерутся, подражая току глухарей. В некоторых местах этот танец называется «хурайн наадан» (ток тетеревов). В игре «волк и табуны» один молодои человек, изображающий волка, ловит других участников игры, представляющих табун; в игре «гайн-гайн» один парень изображает ястреба, а другие - гусей. Для исполнения танцев «шомос», «яхусай» и «мэндэшэлгэ» образуют круг. При исполнении пляски «ехэр» участники берутся за руки, образуя сомкнутый круг, движутся по солнцу и поют танцевальные песни. Во время исполнения припева они сгибают руки, держат их у груди, сужают круг и скачут (еэхэрлэхэ). Припевов к плясовым песням очень много. У каждого племени имеются свои припевы, число которых доходит до 10-15. У кудинских булагатов существует «ухэр шоохой ероотой, hай банхайдаа hайбарлаа», у ольхонских эхиритов «хороошохан хоримда, доброохан нааданда», у осинских булагатов - «ээ элингэ, баhаа ээлингэ», у аларских хонгодоровцев -«аяхас ялай матюрай польжуурайдаа налюрай», у тункинских хонгодоровцев - «ерэжи наадаяа, ерэжи». Нетрудно установить, что они возникли в разное время, но самым древним из них, по-видимому, является припев индинских бурят «ябоо, ухээ, эхиш», что означает на современном бурятском языке ябоо (ябаа) - «иди», ухээ - «поднимайся, карабкайся на бугорок (на горку)», ухыш - «поднимайся, карабкайся живее, торопись». Дело в том, что на зэгэтэ аба охотники расходились по лесу, охватывая огромное пространство, а потом постепенно суживали образовавшийся огромный круг, при этом торопили отставших, подгоняли, подбадривали словами: «Ябоо, ухээ, ухыш!» и, наконец, образовывали сомкнутый круг. Этот круг и послужил основой всех названных выше танцев и плясок.
Люди пожилые и средних лет веселились по-своему: состязались в исполнении песен, импровизировали новые песни, воспевали отличившихся охотников, борцов, стрелков и лошадей, а также рассказывали улигеры, сказки, легенды и сказания о происхождении и расселении племен и родов, их родословные. Постепенно они отшлифовывались и превращались в прекрасные произведения народного творчества, которые дошли до нас в виде улигеров, исторических песен и поэм.
Участники зэгэтэ аба ежегодно выбирали главного руководителя - тубши и двух помощников его - гаршинов, которые ведали двумя крылами охотников. Кроме этих должностных лиц, участники облавной охоты выбирали трех газаршинов - знатоков мест охоты, которые водили центр и два крыла, расставляли охотников. Также выбирались галши, которые охраняли и поддерживали племенные огнища. В галши выбирались обычно люди пожилые, хорошо знающие все обряды племени и призывания божеств. Они приносили мясо в жертву хозяину огнища Сахядай ноену, его жене Сахала хатан и племенным божествам.
Каждое племя было заинтересовано в проведении своего кандидата в тубши, выборы помощников его не вызывали споров, гак как от каждого племени выдвигали по одному человеку. Кандидатами в тубши обычно были прославленные силачи, стрелки и батары.
По преданию, на зэгэтэ аба, устроенном хонгодоровцами и булагатами в местности Нарин (теперь полустанок между г. Черемхово и Кутуликом), хонгодоровцы выставили кандидатом в галши своего знаменитого, непобедимого, убеленного сединами борца и стрелка Дэгдэхэй мэргэна, а булагаты -молодого, малоизвестного борца и стрелка Гагай мэргэна. Выбор того или иного кандидата решался испытанием его силы и мастерства. Сначала попросили Дэгдэхэй мэргэна, как опытного, старшего по возрасту, известного и всеми уважаемого, показать свое мастерство в стрельбе. Когда его спросили, на чем он покажет свое искусство, он сказал: «Загоните в круг охотников гурана (дикого козла), и я прострелю все четыре копыта бегущего животного одной стрелой так, что не будет задета кожа зверя». Охотники в один миг загнали гурана в круг, и он стал бегать внутри. Дэгдэхэй мэргэн выстрелил и сказал: «Три ноги прострелил я по коже, а четвертая прострелена по середине лыт-ки. Когда козел бежал, тю одной задней ногой в момент стрельбы попал в яму».
Сказав так, он другой стрелой пронзил козла, попав ему в почки. Когда охотники осмотрели убитого гурана, то убедились, что три копыта были прострелены по коже, а четвертое - по лытке.
Дэгдэхэй мэргэн выполнил то, что требовали от него, и сидел в полной надежде быть избранным в тубши.
Пришла очередь Гагай мэргэна показать свое искусство. Когда его спросили, на чем он хочет показать свою силу и мастерство, он сказал: «Загоните гуся в круг охотников, и я одной стрелой прострелю ему клюв, не касаясь перьев, а другой убью его».
Охотники пригнали гуся, сидевшего на озере. Гусь полетел над охотниками. Гагай мэргэн одной стрелой прострелил ему клюв, не задев перьев, а другой убил его.
Когда охотники посмотрели, то оказалось, что Гагай мэргэн действительно прострелил клюв, не задевая перьев.
Сила, умение и меткость обоих кандидатов оказались равными, никого нельзя было назвать победителем. Каждое племя поддерживало своего кандидата и не хотело уступить. Долго спорили хонгодоровцы и булагаты и никак не могли прийти к соглашению. Джунгарские, хоринские и монгольские роды, принимавшие участие в зэгэтэ аба, которые составляли меньшинство и были пришлыми, не принимали участия в спорах многочисленных хонгодоровцев и булагатов. Им был безразличен исход спора, потому что спорящие были для них чужеродцами- хари. Продукты, заготовленные и привезенные из дома, были израсходованы, охотники, занятые спорами, не выходили на облаву. Наступили холода, и охотники ни с чем разъехались по домам. «С тех пор, - говорит предание,- хонгодоровцы и булагаты не стали устраивать совместно зэгэтэ аба, каждое племя устраивало самостоятельно на своей территории».
Племена распадались на роды. Названные выше, четыре племени бурятского народа образуют вместе с родами, вышедшими из Монголии и Джунгарии - босхулами, 189 родов, которые обитают в Прибайкалье и Забайкалье, составляют Бурятскую АССР, Усть-Ордынский национальный округ Иркутской области, Агинский национальный округ Читинской области. Буряты живут еще в Ольхонском, Качугском, Нижнеудинском, Ба-лаганском, Усть-Удинском, Зиминском, Слюдянском, Тулунов-ском, Усольско-Ангарском районах Иркутской области и в Нерчинском и Акшинском районах Читинской области.
Для обозначения слова «род» в разных местах существуют различные названия. Так, у идинских бурят (Боханский аймак) в значении «род» употребляется слово эсэгэ. Например, они говорят: «готол эсэгэ», «шаралдай эсэгэ», «енгут эсэгэ». Аларские буряты называют и род и племя одним словом яhан. Они говорят: «Хонгодор яhан», «бадархан яhан», «ашата яhан», «ашхай яhан». Хонгодор - название племени, а бадархан, ашата и ашхай - название родов, входящих в это племя. В 1888 году Аларская степная дума была разделена на инородные управы: Аларскую, Кутийнскую, Нельхайскую и Ныгдинскую. При образовании инородных управ хонгодорские роды, ранее находившиеся в ведении этой степной думы, были раздроблены на мелкие роды, которые по желанию и по территориальному признаку входили в ту или иную инородную управу как административно-хозяйственные единицы. В 1890 году богатый и влиятельный бурят П. Балыков влюбился в одну девушку из своего VIII хонгодорского рода. Жениться ему на ней было нельзя, так как у бурят тогда брак был строго экзогамный. Тогда он составил приговор от имени общества, заставил родовичей подписаться и подал иркутскому губернатору. Последний через Иркутское губернское управление выделил из VIII хонгодорского рода самостоятельный IX хонгодорский род и приписал его к Куйтунской инородной управе. В 1891 году крупный кулак Коймарской инородной управы Шангин захотел стать родовым старостой. Он собрал своих сторонников, составил приговор и подал в Иркутское губернское управление. Последнее приняло решение о выделении из III хонгодорского рода Коймарской инородной управы самостоятельного шуранханского рода административным подчинением той же управ. Кулак Ш. Шангин был избран родовым старостой вновь созданного шуранханского рода. Аларские и тункинские буряты называют такие деления яhа хубааха - «делить род». Буряты, вышедшие из Джунгарии, называют род соло. Перед тем, как перейти в своих призываниях к просьбе, шаманы их говорили: