Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:45, реферат
IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Введение........................................................................................3
1. Рождение Киевской Руси...........................................................4
2. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси....................6
3. Крещение Руси.........................................................................10
4. Последствия принятия христианства на Руси.......................13
Заключение..................................................................................19
Список использованной литературы.........................................21
Таким образом, суть второй реформы Владимира состояла в том, что христианство стало государственной религией. Важно понять именно этот политический смысл событий, поскольку обычно обращают внимание на его религиозную сторону. Реформа князя Владимира была своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, упрочившей единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт – церковь. Более
11
подробно значение принятия Христианства Русью будет рассмотрено в следующем разделе.
12
4. Последствия принятия христианства на Руси
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.
В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и локальных идеологических (языческих) центров. Еще для 80-90-х годов Х в. русская летопись оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т.д. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитнческие единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках – русы, росы, рутены. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.
Таким образом, как единая государственная идеология христианская религия способствовала ликвидации остатков племенной обособленности, объединению Древнерусского государства, укрепляла его позицию среди европейских стран, где христианство было общепризнанной религией уже с VI в. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия
13
долгое время пыталась подчинить Русь. Церковная зависимость от Византии была ликвидирована при Ярославе Мудром, который в 1037 году создал в Киеве самостоятельное русское митрополитство. Христианство сыграло прогрессивную роль в развитии духовной культуры, распространение письменности.
Государственная реформа Владимира как бы высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа.
Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции.
Введение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей на
14
местах. Эта консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).
Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской культуры. Прежде всего речь идет о распространении письменности и литературы. Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия имела в ту пору практически общеславянское значение, тем более, что македонское наречие, на котором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем славянам, и прежде всего южным и восточным. Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы. Так что широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени. В распространении славянского письма и появлении древнерусской литературы несомненна ведущая роль христианства и ранних деятелей русской церкви.
За короткое время после принятия христианства культура Киевской Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, литература. С принятием христианства связано появление на Руси переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных
15
христианских книг, становление
системы образования при
Крещение Руси явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, и очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести
универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.
Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушающие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием (Новый год, Масленица, день Ивана Купалы и др.). Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.
Подобно всем мировым религиям, христианство на различной
16
национальной почве
Русь не восприняла четко разработанную систему римского права, православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. В самом выдающемся литературном и философском произведении Киевской Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, благодать, обращенная к душе человека, становится выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека.
На древнерусской почве сложился своеобразный тип святого, который не похож ни на византийского, ни на западноевропейского. Первые русские национальные святые – князья Борис и Глеб – безропотно приняли смерть во имя правды.
Таким образом, православие стало духовной основой Руси, повлияло на формирование духовных ценностей русского человека. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства, а так же его сохранение в ходе колонизации земель.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала
17
равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).
18
Заключение
В заключение, подводя итоги всему вышесказанному по теме реферата, сформулируем кратко ответ на вопрос: Какое же значение для Киевской Руси имело принятие христианства в качестве единой государственной религии? Прежде всего, христианство способствовало укреплению власти феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Нет сомнения и в том, что христианство содействовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси. Оно имело и международное значение, поскольку отныне Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. С принятием христианства на Руси появилась особая феодально-религиозная организация – православная церковь. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отныне население страны было обязано платить десятину – налог в пользу церкви. Очень скоро церковь превратилась в одного из крупнейших феодальных собственников, что впоследствии оказало огромное влияние на ход исторического развития страны, вплоть до борьбы за верховную власть в государстве. Не менее значительны последствия принятия христианства для развития и формирования древнерусской культуры.
В первую очередь здесь следует отметить распространение письменности и литературы.
Принятие Русью Христианства в форме православия в качестве государственной религии явилось важнейшей вехой на пути становления русского этноса.
То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь
19
Владимир осуществил смелую
государственную реформу, имевшую
далеко идущие последствия. Владимир преследовал
цель встать вровень с развитыми
феодальными монархиями. Для этого
надо было решиться на энергичное проведение
феодальной реформы и связанные
с нею глубокие преобразования. Именно
эту реформу односторонне и ограниченно
нередко называют крещением Руси.
Однако подлинное ее значение гораздо
глубже, чем просто религиозная реформа.
Объективные потребности
Киевская Русь в XI в. превратилась в государство, территориальное и политическое единство которого обеспечивалось писаными законами и передовой религией. Оно стало державой, ни в чем не уступающей другим. Свидетельством ее высокого авторитета являлись династические браки великого князя, его детей и внуков. Древнерусская держава возникла из конгломерата варварских племен на глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений.
20
Список использованной литературы
1. Зуев М.Н. История России. – М., 1998.
2. История Отечества с древнейших времен по начало ХХ в. /Под ред. В.А. Кувшинова, А.В. Чунакова. – М., 1995.
3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. – М., 2001. – С. 61-65.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века /А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М., 2000. – С. 78-85.
5. Крянов Ю.В., Павлова Т.П. Двоеверие на Руси.// Как была крещена Русь. – М., 1988. – С.362-374.
6. Раушенбах Б.В. Сквозь глубь веков.// Как была крещена Русь. – М., 1988. – С.224-239.
21
Информация о работе Роль святого князь Владимира в процессе принятия Русью христианства