Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религия"
1. Религиозная антропология как наука. Ее предмет, задачи, методология и структура.
Антропология (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение). Антропология как отдельная дисциплина не существует, т.к. это наимен. слишком общее, в силу множественности аспектов понимания чел-ка. Религиозная антропология - светская гуманитарная дисциплина, хар-на описательность, основное внимание уделяется сбору фактов, описанию различных религиозных обрядов, обычаев, представлений характерных для народов и племен. Здесь она смыкается с этнографией, этнологией, культурной антропологией и другими гуманитарными науками т.к. они занимаются исследованиями чел-ка. В светской антропологии сейчас настороженное отношения к каким-либо теоритезированиям. Основное на что обращает внимание Р.А. – как можно более точное, конкретное описание обычаев, обрядов. Внимание чаще уделяется не представителям крупных религиозных направлений сколько небольшим, маргинальным, экзотическим, бесписьменным племенам. В соврем. научном сообществе преобладает мнение что религия – часть (форма) культуры. Круг совеременных антропологических дисциплин включ. социальная антропология – внимание на организацию чел-ских сообществ, общение людей. Антропология обычн. входит как раздел в философские системы, каждая серьзно разработанная фил-фская система включает в себя раздел антропологии – удел. внимание пониманию чел-ка, его деятельности, познанию (гносеология). В 20-м в. антропология привлекла особое внимание научных, философских кругов – «антропологический поворот», который предпологает особое внимание к пониманию чел-ка, деятельность, мышлением чел-ка. Антрополог. поворот основан на том, что какую бы обл. науки не взяли сталкиваемся с обусловленностью теории личностью человека который ее разрабатывает. Методология светской антропологии, характерен индуктивный подход – опора на факты, выявл. соотношения, обобщения, закономерности, и построение теории. Предмет изучения религиозной антропологии – человек, его вера, реализация религиозных воззрений в быту, культуре. Религиозная антропология — преимущественно в англоязычных странах, в последние десятилетия — во Франции и других странах континентальной Европы — наука о религии как о части культуры во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах её развития. Активизация развития антропологических идей в Европе 16-18 вв. была обусловлена резким увеличением объема этнографической информации в результате Великих географических открытий. Значительную популярность в это время приобрела концепция "счастливого дикаря", развитая в трудах П. Мортира, М. Монтеня, Руссо и Дидро. На формирование А. 19 века большое влияние оказали идеи исторического прогресса, сформулированные А. Фергюсоном, Кондорсе и Тюрго. Значительным было и влияние немецкой классической философии, в первую очередь, работ Гердера, а также так называемой "мифологической школы" — компаративистского направления в европейской фольклористике и этнографии конца 18-начала 19 вв. Исторически первым чисто антропологическим направлением стал сформировавшийся во второй половине 19 в. в Великобритании и США эволюционизм. Его наиболее известные представители Тайлор и Морган полагали, что все народы и отдельные институты культуры (религия и т.д.) проходят определенные эволюционные стадии развития. Именно этим обяснялось культурное разнообразие человечества. В отличие от эволюционистов представители так называемого диффузионизма объясняли культурную дифференциацию явлениями межкультурных контактов. Германо-Австрийск. школа диффузионизма Ф. Гребнер и В. Шмидт утверждали, что все значимые элементы культуры были изобретены однажды в пределах нескольких "культурных кругов" и потом распространились (диффузировали) между другими народами. Англ. школа диффузионизма У. Смит и Э. Пери полагали, центром происхождения важн. элементов цивилизации - древний Египет. В начале 20 в. с критикой эволюционизма и диффузионозма британские функционалисты Малиновский и Радклиф-Браун (Боас) - сторонники кропотливого собир. эмпирического матер-ла, базы для создания антропологических теорий. Малиновский - культура является целостным явлением, каждый элемент которой выполняет определенную функцию по удовлетворению базовых или производных потребностей человека в обществе. В тоже время Радклиф-Браун акцентировал внимание, что отдельн. элементы культуры поддержив. социальные структуры общества, как глобальная сеть социальных отношений. В 1920-х во Франции сложилась школа учеников Э. Дюркгейма, известного своим интересом к проблемам этнологии. Лидер Мосс — автор оригинальных исследований по традиционным формам обмена, этнической психологии. К школе Дюркгейма был близок Леви-Брюль, разработавший концепцию о принципиальном отличии первобытного мышления от современного на уровне коллективных представлений. С именами Мосса и Леви-Брюля связано создание института этнологии в Парижском университете в 1926. В послевоенный период во Франции ведущим направлением в А. становится структурализм, лидер - Леви-Стросс. Опираясь на приемы лингвистики и когнитивной психологии, Леви-Стросс пришел к выводу о существовании ментальных структур, определяющих культурное и социальное поведение. Концепция Леви-Стросса: положение о бинарных оппозициях как о базовой модели, позволяющей людям классифицировать элементы культуры и вырабатывать свое отношение к ним. В британской послевоенной А. ведущее место занимали продолжатели линии Радклифа-Брауна Эванс-Притчард и Глакман. Последний приобрел известность благодаря исследованию феномена конфликта как составного элемента структуры общества. Для американской послевоенной А. характерным стала реабилитация эволюционизма, что стало заслугой Л. Уайта, автора оригинальной концепции о зависимости прогресса человечества от объема потребляемой энергии (получившей название "закон Уайта"). Другим представителем неоэволюционизма стал Д. Стюарт, предложивший концепцию полилинейной эволюции, учитывавшей специфику развития каждой культуры. Особый интерес Стюарта к проблемам взаимодействия культуры и окружающей среды позволяет считать его основоположником экологической А. Особое место в современной американской А. занимает личность К. Герца, известного своим подходом к изучению традиционной культуры (например, петушиных боев у балийцев) как интерпретации текста. Развитие культурной А. (этнографии) в России и, позже, СССР было отмечено значительным своеобразием. В последней трети 19-начале 20 вв. большинство этнографов-практиков — Н. Миклухо-Маклай, В. Богораз, Л. Штеренберг, М. Довнар-Запольский занималось интерпретацией идей эволюционизма. Наибольший интерес в теоретическом плане представляли работы М. Ковалевского, посвященные общине и общинному землевладению как универсальным стадиальным формам развития социальных отношений. В послереволюционный период канонизация раннего эволюционизма в его марксистской (точнее, энгельсов-ской трактовке) на долгие годы застопорила развитие теоретической мысли. Этому же содействовала изоляция и, часто, агрессивное отношение к новым тенденциям в "буржуазной" этнологии. На рубеже 60-70-х сформировалось несколько оригинальных концепций в области теории этноса. Их создатели в разной степени отталкивались от концепции, разработанной в 1920-х русским ученым-эмигрантом А. Широкогоровым. Наибольшую известность приобрели работы Ю. Бромлея, попытавшегося соединить концепцию этноса с марксистским учением об общественно-экономических формациях и построить на этой основе модель эволюции этно-социальных общностей. В меньшей степени замеченной оказалась идея А. Арутюнова и Н. Чебоксарова о передаче информации как о механизме существования этносоциальных и биологических групп человечества. Наибольшей оригинальностью отличались, приобретшие впоследствии широкую известность концепции Гумилева, открыто порвавшего с марксистской традицией и рассматривавшего этносы как биосоциальные феномены, развивающиеся согласно своим уникальным законам.
2. Религиозная антропология и основные антропологические дисциплины современной гуманитарной науки.
Антропология (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение). Антропология как отдельная дисциплина не существует, т.к. это наимен. слишком общее, в силу множественности аспектов понимания чел-ка. Религиозная антропология - светская гуманитарная дисциплина, хар-на описательность, основное внимание уделяется сбору фактов, описанию различных религиозных обрядов, обычаев, представлений характерных для народов и племен. Здесь она смыкается с этнографией, этнологией, культурной антропологией и другими гуманитарными науками т.к. они занимаются исследованиями чел-ка. В светской антропологии сейчас настороженное отношения к каким-либо теоритезированиям. Основное на что обращает внимание Р.А. – как можно более точное, конкретное описание обычаев, обрядов. Внимание чаще уделяется не представителям крупных религиозных направлений сколько небольшим, маргинальным, экзотическим, бесписьменным племенам. В соврем. научном сообществе преобладает мнение что религия – часть (форма) культуры. Круг совеременных антропологических дисциплин включ. социальная антропология – внимание на организацию чел-ских сообществ, общение людей. Антропология обычн. входит как раздел в философские системы, каждая серьзно разработанная фил-фская система включает в себя раздел антропологии – удел. внимание пониманию чел-ка, его деятельности, познанию (гносеология). В 20-м в. антропология привлекла особое внимание научных, философских кругов – «антропологический поворот», который предпологает особое внимание к пониманию чел-ка, деятельность, мышлением чел-ка. Антрополог. поворот основан на том, что какую бы обл. науки не взяли сталкиваемся с обусловленностью теории личностью человека который ее разрабатывает. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Начиная с Шеллинга и Кьёркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни (см. Философия жизни). Через Ницше и Шелера развитие шло дальше к экзистенциализму, в котором философская антропология нашла свое временное завершение. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией и благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития др. наук привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социологической, педагогической, теологической и др. 3. Культурная антропология, реже — социальная или социально-культурная А. — преимущественно в англояз. странах, в 20-м в. — во Франции и других странах континентальной Европы — наука о культуре во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. При этом культура понимается в предельно широком смысле как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения. Для современной культурной А. характерны понимание культуры как формы биосоциальной адаптации, а также — этический и методологический принцип культурного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития. В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию — описание культуры конкретного современного народа и этнологию — сравнительный анализ культур. Сама же культурная А. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию — описание культуры конкретного современного народа и этнологию — сравнительный анализ культур. Сама же культурная А. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Кроме этого существует большое количество сфер специализации, в том числе: экологическая, экономическая, политическая, урбанистическая, аграрная, медицинская А., А. труда, А. образования и т.д.
3. Учение о Пресвятой Троице и учение о Христе как основа богословского понимания человеческой личности.
В христианск. Откровении и Свящ. Предании Церкви Бог явл-т Себя не только как единая абсолютно совершенная сущность или природа, но и как Лицо или Личность, вступающая в личные отношения с человеком. Бог-Личность отличает христианство от языческ. фил-фии. Итог богосл. усилий по выраж. христианск. понимания Св. Троицы – учение св. Афанасия Вел. о различии Ипостасей Отца и Сына при тождестве Их сущности или единосущии и отождествл. при этом сами термины сущность и ипостась. Эта формулировка не совсем удобна для раскрытия сотериологического измерения данного учения. По отношению к природному седержанию понятия сущность и ипостась тождественны. Однако различаются они во внеприродном – личностном – аспекте. Задачу выражения личностности образа бытия Бога и чел-ка решили Вел. Каппадок-цы, в их триадологии понятие лица (πρόσωπоν) сближено с понятием ипостась (ύπόστασις) получив онтологическое наполнение. Различили сущности и ипостаси как общего и частного, второй и первой сущности, вида и индивида. Термин ипостась указ. у них на то, что существует самостоятельно, само по себе. Такое поним. ипостаси позвол. православным авторам подчеркнуть реальность опытно переживаемого личного общения с Ипостасями Пресвятой Троицы как с конкретными Божественными Лицами.Такое поним. ипостаси предполаг. ее первичность по отношению к природе как в икономическом аспекте, так и в плане внутритроичного бытия. Выражая идеи определения ипостасью способа бытия природы и несводимости ипостаси к природе, Великие Каппадокийцы указыв. на Божествен. Ипостаси как на различные образы бытия. В 20-м в. правосл. богословы удел. внимание учению Вел. Каппадок-цев о монархии Бога Отца, позволившему им выявить личностный аспект единства Пресвятой Троицы, и учению об общении Лиц Пресеятои Троицы, опираясь на которое свт. Василий Вел. выразил и личностн. характер и природн. аспекта Божественного единства.
На основе 2-х святоотеческ. учений правосл. богословы XX в. формулир. вывод об онтологической первичности ипостаси и лица по отношению к природе и сущности. Лицо и ипостась не существуют без природы и сущности. При этом лицо онтологически первично по отношению к природе, абсолютно свободно определяя образ Своего существования. Личностный богословский подход позволяет им рассматривать все свойства Божественной природы, все Божественные энергии как результат личностно свободного определения Отца, которое личностно свободно принимают Сын и Святой Дух. Христолог-кое богословие направ-но на выраж. единства Господа Иисуса Христа при одноврем. утвержд Его истинности и соверш-ва как Бога и истинности и соверш-ва как чел-ка. Т.о. , в христолог. богословии, в отлич. от тринитарного, в рассмотрение включается чел-к. Правосл. 20 в. выводят из христолог-кого догматич. учения следствия для богословск. поним-я чел-кой личности. Христологический догмат непосредственно связан с триадологическим догматом – учением о Боге-Троице. Оба эти догмата веры имеют самое непосредственное отношение к церковному учению о чел-ке поскольку их следствием является богословское понятие личности или ипостаси. В Боге одна природа и три лица, во Христе две природы и одно лицо, это значит, что как в Боге так и в чел-ке, созданном по образу Бога, необходимо различать лицо или личность, и природу или сущность. Воплощается не Бог-Троица, но Второе Лицо Троицы – Сын или Слово Божее, в воплощении именно божественная Личность – Сын или Слово Божие, становится лицом человека – Иисуса Христа, из этого следует что каждый индивидуальный человек является с одной стороны носителем общечеловеческой природы, с другой стороны уникальной личностью которая по Лосскому – «несводима к природе». Понития человеческой личности, выводимое из основополагающих догматов христианства, характеризуется посредством таких существенных черт личностного образа бытия как несводимость к природе свобода открытость творческий характер, уникальность, целостность в смысле неделимости и идентичность, непознаваемость объективирующими научными методами и отличается от всего многообразия моделей человеческой личности предполагаемых такими гуманитарными дисциплинами как фил-фская антропология, религиоведение, психология, культурология и др.
4. Догматическое богословие как системообразующая основа православной антропологии. Основные богословские термины — природа (φύσις), сущность (ουσία), ипостась (ύπόστασις), лицо (πρόσωπоν), энергия (ενέργεια) — в православной антропологии.
Для ПА больш. значен имеет ДБ – церковн. дисциплина, раскрывающ. систематич. способом смысл догматов Церкви. Глав. для ПА из этих догматов явл. догмат о двух природах Христа, котор выработ на IV (Халкид) и V Всел Соборах в борьбе против монофиз и монофилит. В определ этих Соборов содерж очень много основополагающ. для ПА. Без христологии нет антрополог. В этом закл. разница между ПА и научной психологией. Мы судим о чел-ке не только исходя из того, каков он на сегодн. день, но также исходя из того, каким он должен быть и стал реально во Христе и во святых. Иными словами, божеств Христа и святость святых - для нас образ, цель жизни. Следоват, догматика - это дисциплина, формирующ основн богослов категор, фундаменталь положен ПА, задающ границы православн. знания. Догматика - это еще и школа богословской методолог антрополог. Догматич. богослов (ДБ) - важно для богослов. антропологии ( БА), где делают выводы о понимании природы , личности и целях чел-ка. ДБ важно и в аскетич литерат, в частности, потому, что оно содейств адекватному восприят аскетич. писменности ( для неё характер образность, поэтичность), даёт правильн интерпретац, исключ опасность искажен пониман. ДБ явл основой всего блока богослов дисциплин, задает основополаг положен Откровен, через догматы задаёт бослов границы, выход за котор означ отпаден от Церкви. По мнен. ведущ-х богосл XX века, основой словесн выраж догмат учения о Прес. Троице стало понятие лица (просопон), формулируемое в соотношен с понятиями ипостаси, сущности и природы. Греч слово просопон (лицо, личность) происход от сочетан предлога – прос- со словом –опос- — (взгляд, вид, лицо). Т. обр, сама структура этого слова наводит на мысль об изначаль связан с ним идее личного отнош, однако сами древнегреч тексты основан для такого поним не дают. В антич. период слово имело значен.- театральн. маски, типового характера персонажа, т.е. в древнегреч словоупотреб термин –просопон- не имел онтологич. наполн, характеризуя внешнюю, а следов — онтологич. относительную, акциденциальную сторону действительности. В В. Завете чаще всего этот термин употребл в книге Бытия для указан на лицо чел-ка, реже лица Божия. В Н. Завете слово –просопон - часто указыв на лицо Христа ( лица христиан уже открыты, чтобы видеть славу Божию «в лице Иисуса Христа»). Что касается термина ипостась, то он представлял собой менее распростран синоним одного из основн философ терминов — сущность. Слово природа – фюсис - , имеет значен: рождать, производить, творить, делать. К основным значен. слова природа относятся: природа, естество, природн. свойство, характер. Слово сущность (усия) в своем исход употреб означ: «имущество, состояние». В философ. языке оно могло означ. «действительность, бытие». В значен незыблемого бытия, это слово противопоставл. рождению (генезис). Слово ипостась (хипостасис) имеет основн. значение — подставка, основание. В тринитар богослов (ТБ) IV века было проведено различие между понятиями лица и ипостаси, с одной стороны, и сущности и природы — с другой. В целом до IV века в разговорн. языке, в языч. фил-фии, а также в христиан. богослов термины сущность и ипостась использ как синонимы. Афанасия В., (369 г.) в «Послан к африкан еписк»: «Ипостась есть сущность и не имеет иного значен кроме самого бытия». Иоанн Мейендорф: «У Аристот термин ипостась означ истинно существующее в противоположн концептам и идеям и часто употреблял как синоним слова "природа". Кроме того, он понимался как эквивалент. латинск. - субстанция. В нем более определённо, чем в термине "природа", предполаг индивидуальное существование». Вел. Кападок (ВК), прежде всего Василий В., строго разгранич понятия «сущности» и «ипостаси». Василий В. определ различ между «сущностью» и «ипостасью» как между общим(абстрактн) и частным (конкретн), то, что Аристот назыв «первой сущностью» стало назыв. «ипостась», то что у Аристот назыв «втор сущностью» стало назыв собственно «сущностью». В триадолог ВК понятие лица было сближено с понятием ипостаси и получило, таким образом, онтологич наполнен. ВК удалось примирить абстрактность греческ. фил-фской мысли с библейской идеей личн. Бога. Т. обр, в первые века христиан термин "ипостась" постепенно приобрет значен действит и конкрет бытия в противоположн бытию только кажущемуся и мимолетному. Основной вклад в этот процесс внесли, по-видимому, стоики. Главн в этом учен то, что личность не явл частью природы и не может мыслиться в категор природы. Понятие лица в ТБ не только не тождественно понятию индивида, но во многих отношен противополож ему. Лицо, в отлич от индивида, невыразимо посредством каких бы то ни было качеств, категорий природы. Понятие лица не может также быть сведено ни к каким сколь угодно совершенным частям природы, ни к каким индивидуаль характерист. Это означ, что Сам Бог рассматрив не только как единая сущность, или природа, но и как Лицо, или Ипостась.
5. Следствия языческого пантеизма и дуализма для понимания человеком отношений с Богом и с другими людьми.
Характерное понимание бога в языч-ве: анимизм (бог-дух), пантеизм (бог во всем), аниматизм (бог - совершенная безличная субстанция), дуализм (добро и зло связаны). Основн. языч-я идея - бог связан с окруж. чел-ка миром не расторжимо, познается одновр. с природой (узнать бога – узнай природу). В резул-те мир не совершенен и чел-к тоже, в мире есть распад, борьба, но в нём есть порядок, а не хаос. Чтобы сформул. понятие о боге как соверш. сущ-ве, нужно абстрагироваться от несовершенств мира, а совершенство довести до крайнего предела (др. фил-фы). Мира несоверш. из соверш. бога-безличного, появл. в резул-те самораскрытия божеств. природы (эманация, мир идей и т.д.). По пути соединения с богом язычник приходит к магизму. Верховн. бог безличен или ушел, молится ему бесмыслено, остаются духи низшего порядка. Нужно понять законы функцион. «небесных сфер», подключится к ним и использовать в своих целях(магич. ритуалы). Формир. понятия о месте и времени, формуле ритуала, здесь нет отношения доверия, любви, и т.д. Заклятие способ контролирования воли духа. Элементы личного отнош-я говорит о несоверш-ве «духа». Если личного отнош-я с богом нет, то при отношениях с людьми главное их природные качества, общей категории (воин, раб, торговец). В др. греч. театре маски выражали не роль, а типовой характер (лжец, жертва лжи и т.д.). Разн. отношение к рабу и патрицию, тем более к детям, что отражается в законод-ве. Платон – за терапевтич. Аборты. Инициация имеет важную роль, т.к. переводит человека из одной категории в другую. Предопределенность человеческой жизни следует из пантеистич. идеи – каждый след. Уровень развивается из более совершенного уровня, чел-к должен подчиняться законам высш. уровня бытья. Чел-к не свободен подчинен судьбе, року, карме, Адрастее. Это почти полностью снимает с чел-ка ответв. за свои деяния. В астрологии чел-к подчинен высшим сферам, и узнать что ему предписано может по сочитанию «светил». Отсюда социальная структура общества определ. «высш. сфера» и не может быть усовершенствована, новые законы ассоциир-я с новыми постижениями «небесного» закона. Смысл др. греческ. трагедии – гл. персонаж бросает вызов судьбе, проявл. своеволие (дерзость), терпит страдания, и приводится к тому что и было обусловлено судьбой. 1Пет. 2:9: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой...», - Так апостол Петр обращается к христианам, преодолевая языческое пренебрежение человеком. Едва ли мы найдем более высокое определение человека, чем это.
6. Следствия языческого пантеизма и дуализма для понимания человеком самого себя и для его отношения к окружающему безличному миру.