Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религия"

Файлы: 1 файл

Ответы по Религиозной антропологии 2009, лето.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

 

28. Социология науки и религиозная антропология. Внетеоретические факторы знания. Эпистемологический анархизм.

Томас Кун – «структура научных революций» - предл. понят. - научно-методологическая парадигма – основн. характерные черты научн. методологии: 1-й элем-т парадигмы – содержательная метафизич. основа, за любым направл. стоит содержат-я метафизич. основа (рационально не выводимые положения – напр. природа не бог), 2-й эл-т – терминологическая система, 3-й эл-т - методологическ. ценности – принимаемы нерацион. образом ( прим. – внач. гелиоцентриц. модель давала ошибки счисления, метафизич. предпосылка – орбиты круговые, т.к. совершенны, выбор сделан на основе методол. ценности – простоты, а не точности). Томас Кун основопол. социологии науки – обратил вним. на состав научных сообществ. Они руков-я социальными принципами и правилами. Это подрывает веру в беспристрастие науки.  Кун обр. вним-е и на важн. примеров в решении научных задач. Имре Лакотош, указ., что деят-ть реальн. научных сообществ более сложна, чем представл. в концепциях 3-го позитивизма, критич. рацион-ма Томаса Куна. И. Лакотош более детально, тщат-но опис. харак-ные черты развития методологич. научно-исслед. программ (парадигм), выделял в методол. программе незыблемое системообразующее ядро, к этому ядру можно обратить те элементы методологич. парадигмы о котор. писал Т.Кун, но он обращ. внимание, что научн. работа и методологич. поиск ведутся в рамках сформиров-ся научных сообществ достаточно активно, но вне самого методологич. ядра, а как бы на периферии научно-методологич. парадигмы. Соответст-но не обязат-но изменен. в методологии происход. скачкообразно, в смысле изменения всего методологич. ядра. Кажд. научно-исследоват. программа имеет запас совершенствования, за счет изменения некотор. дополнит. приёмев, методов - за счет изменения, уточнения метод. Обрат. вним. – принцип фальсификации действ. в науке опосредованно (теория опровергнута, но от неё не избавляются, ведут поиск уточнения). Переход к новой парадигме возможен при накоплении огромного массива фактов несоответствия. Инерция научн. сообщества. Социол. науки (изуч. научного сообщества) послуж. развитию Экологии науки – изучает взаимод. научных сообществ с внешн. соц-ной средой. Наука развив-ся в благоприятн. соцсреде. Наука развилась только европейск. среде, а в восточн. и азиатск. странах неудалось. В менталитете востока – обучение прямое подраж-е, идея безусловн. авторитета учителя, критич. рационализма нет. Технологии распростр. хорошо, и качест-но. Труд ученого долж. высоко оцен. общ-вом, пристиж. В языч. обр. мысли высшие. сущ-ва мыслятся как единые, единство на 1-м плане подавл. иные ценности. Единство столь совершенно, что допустк. достигать силой подавления. Христ-во – Бог-Троица – единство различных, уникальных. След-но христ-во не пренебрег. различием, единство не подавляющ. различия. Отсюда и эффективн. науки – плюрализм, критичность. Пол Фейерабенд (постпозитивист) – эпистемологический (методологический) анархизм – все пригодится. Обснов.: теории заменяются, происх. научн. революции, иногда конкурир. теории не могут объективно оцен-ся в науке – критериев оценки нет. Сбор фактов субъективен, интерпритация тоже. В истор. масштабах наука молода, научн. ценности не явл. доминир. для насел. планеты. Наука развив-ся в европ. ареале. Т.е. наивно счит., что некая теория может быть всеобъемл-й. Значит в науке должн. быть установка на метод. плюрализм – больше теорий, лучше решения задач. Наука не имеет оснований на исключит. положение в общ-ве, привилегии и господ-во. Предл-т: освободить от давления науки традицион. парадигмы – магия, традиц. языч. религии, критикует сист. образ-ния за доминанту научн. подхода. Идея «прав чел-ка», постмодерна. В соврем. постмодернист. эпоху в научн. сообществ. господств. методологич. плюрализм (1-й позитивизм, марксизм, 3-й позитивизм, и др. эклектику).         

 

29. Эволюционизм и диффузионизм. Преанимизм. Протомонотеизм.

Различают культурн. антропологию, религиозн. антропологию, социальную антропологию, они взаимодейтвуют и связаны. В 19 в. сформир. школа Эволюционизма. Эдвард Тайлор (1832-1917) сформулир. полож-я эволюционизма, так понималось развитие культуры и религии. Культура развив-ся по линии прогресса (совершен-я). Э.Тайлор выдел. 3 этапа: дикость (бесписьмен. культуры), варварство (средн. века), цивилизация (соверм-ть). Им соответствуют 3 стадии верований: магия (дикость), религия (варварство), наука (цивилизация). В 20-м в. эта доктрина не актуальна. наименования явно неплюралистичны. Так же хар-рно для 19 в. статус науки – научная рациональность явл. высшим этапом мировоззрения чел-ка, совершеннее религии. Завышенные ожидания от науки. С позиции 19 в. этапы магии и науки имею нечто объединяющее – идея детерминированности, она хар-рна для любого научного исслед-я – явление обяз-но подчин. закономерности. Это же отлич. магию и науку от христианства – свобода чел-ка, как Бог не детерминир-н своей природой, так и чел-к как образ Божий, как личность не детерминир-н своей природой, ответственен за свой образ жизни. Так гуманитарные науки достигли меньшего чем точные, т.к. занимаются чел-ком, котор. не детерминирован. Э.Тайлор в 1896 г. созд. кафедру антропологии в Оксфорде. «Первобытная культура» (1871) попытка объясн. первобытн. религиоз-ти, вывод. из проекции представл. о чел-кой душе (анимизм, анима - дух). Предлож. метод пережитков – идея, что религиозн. представл. оставл-т следы в культуре и по ним можно восстанов. первобытн. веру (чих). Критика эволюционизма нач. уже в 19 в., опроверг. тезис прогрессивн. развитии культуры, с точки зрения христианского развития подразум. 1. регресс – по грехопадении, искажение ведения Бога, 2. далее промыслом Божиим начин-ся прогресс. Указыв. на факты древнего протомонотеизма – существования в мифах о едином боге, ушедшем. Опроверг. тезиса анимистич. происхожд. религии. Предполож. что в основе лежат практич. обряды, ритуалы носивш. игровой хар-р, развиваются в магические действия (в основе религии – магия). Критиков. воззрения эволюц-ма об общем сценарии для всех народов, но ведь есть особенности формир-ся на основе условий обитания, влияние соседей. Эволюционизм ангажирован, не плюралистичен, обоснов. колониальной системы (миссия цивилизации). Джеймс Фрэзер (1854-1941) – эволюционист, (предшеств-к функционализма) сравнит.-историч. метод, «Золотая ветвь» - 12 т. На огромн. фактич. материале, Ф. доказывал, 3 стадии интеллект. развития челов-ва согл. с Тейлором, но пошел дальше в разраб. теории эволюции сознания, чел-к всё время реш. прикладные задачи (засуха, ветер, болезни), можно выдел. способы к которым прибег. чел-к: магия или наука. Ф. обратил вним. на задачах религ. антропологии: мифы и обряды обычно являются вполне осмысленными теми кто им следует (механизм действия). Он сместил вним. исслед. от формы обряда (Тайлор), возникн. веры, к пониманию обряда, его функц-ти. В 19 в. - нач. 20 в. нач. распростр., Диффузионизм – культура формир-ся под действием соседних культур, смешение. Оппозиция эволюционизму. Характ-но: перенос с един. сценария разв-я на обмен идеями, вним-е к особенностиям, разнообраз. культур, влиян. внешн. среды обитания. Идея развития чел-ва из нескольких очагов. Выдв. термин – окультурация – быстр. перенос всего культурн. комплекса от одного к другому, с подавл. предыдущей культуры (война, миграция). Выдел. различные степени диффузии, самыми устойчив. оказ. одежда, устр-во жилища, а неустойч. – оружие, украшения. Культурный круг – зона распростр. предмета быта, технологии, позвол. проследить диффузию. Тур Хейердал – пыт. док-ть трансатлант. контакты. Лидеры германо-австр. школы диффузионизма Ф. Гребнер(1877-1934) и В. Шмидт(1868-1954) утвержд. - все значит. элементы культуры изобрет. однажды в предел. нескольких "культурн. кругов" и диффузировали в другие народы. Предст-ли Англ. школы Д. - У.Смит(1871-1937) и Э.Пери(1887-1949): центр происхожд. важн. элементов цивил-ции – древн. Египет, пан-египтизм. Амер. школа К. Уисслер (1870-1947) и А. Кребер (1876-1960), полаг., харак-ные черты культур происх. из един. географ-кого "культурн. центра". Уисслер сформ. пространств.-временной принцип - все культурн. элементов, происходящих из одного центра, древнейшими явл. имеющ. более широкое распростр-ние. Преанимизм – гипотиза о происхождении религии не из проекции человеком своих психических процессов на окружающий мир (анимизм), а от ритуализации (сакрализации) суеверий.

 

30. Функционализм. Полевые исследования. Понятие культурного шока.

Исходн. момент формир. функционализма (Ф.) - критика эволюц-зма и диффуз-зма, их понимания элемент. культуры как механ-кого, изолиров. набора явлений, и за вниман.к исключ-но экзотич. чертам культуры. Основ. Ф. - Бронислав Малиновский (Б.М)(1884-1942) исход. необд-ть чел-ка в удовлетв. ряда "базовых" (биол.) потребностей (пище, размнож.). Кажд. общ-во устанавл. санкционир-ные пути их удовлетв-я., соответств. культурным ожиданиям общ-ва. Культурн. ожид. общ-ва оформл-ся в различные институры (семья, религия и т.д.). Для познания культура анализ. на 3-х уровнях: индивидуальном, институциональном и как интегрированное целое. "Аргонавты Западной Океании" (1922), "Преступление и обычай в традиционном обществе" (1926), "Секс и подавление в жизни дикарей" (1927), "Сексуальная жизнь аборигенов Северо-западной Меланезии" (1929), "Основания веры и морали" (1936), "Свобода и цивилизация" (1944), "Секс, культура и миф" (1962) и др. Малиновский счит., что (1.) антропология – должна нацелена на функцию обрада и мифа в обществе, а не на реконструкцию веры или традиции (эволюц-м), и влияние на это других вер (диффуз-м). (2.) Любой элемент религии, обряд, миф следует описывать или сознавать его функции не изолированно от культуры в целом, а только в контексте другигих элементов религии, социальном, в контексте других элементов культуры. Внимание к контексту и взаимосвязям, явление изъятое из контекста теряет смысл и открывает простор произволу исслед-ля. В практическ. методологии после Б.М, религиозн. антропология стала пониматься в смысле практическом, появ. понятие «полевые исследования» (ПИ) – стационарн. исслед-я методом включенного наблюдения. Провод-ся в изучаемой среде (изнутри), с полным вживанием (язык, инициации, обряды). Скепсис к теоритизированию, установка на описание конкретных фактов, явлений, обрядов, обычаев, мифов, их систиматизация. Общии теории должны подтвержд. огромным фактич-м материалом. Принцепы «ПИ»: 1 - охват годичного цикла обрядов, как минимум. 2 – вживание в исслед-ю среду, язык, питание, жилище, обряды (стать своим в среде). 3 – внимание не ярким элементам культуры, а обыденным эл-там. Сформир. отрасль культурологии – Культура повседневности. 4 – внимание не только на материальн. объекты, но и на духовные аспекты (поведение, устное творч-во, юмор). 5 – для религ. антропологии более важны факты, элементы религии котор. самими носителями не осознаются, по Б.М эти формы наиболее интересны (с чем не согласны многие). Функционализм и сформир. антропологию как полноценную науку, преобретя отличие от фил-фии и историософских построений. Как следствие, изменение требований к личности ученого: здоровье физическ., психолог. уствойчив, адаптивность. Концепция М. выдержала испытание временем, ее основные положения составили неотъемлемую часть теоретической базы современной культурной антропологии. В 20-м в. получила распостр. в гум. науках: В. Лосский, Г. Флоровский получ. распростр. явление близское к функционализму, - устремл. богословов на выяснен. сотериологического значения догматических учений. Интересует не как догматическое учение развивалось, не тем какие влияния выразились в нём, а какое оно имеет знач. для практ-кой христиан. жизни, жизни Церкви. В России Ф. нет (революция). Проблемы Ф.: 1. «проблема неприемлемых одычаев» - каннибализм, полигамия, рабство. Противоречия с моральн. устоями исследователя. 2. «культурный шок» - психологич. изменения происход. у исследователя. Комплекс симптомов недопускающ. продолжения исследования: депрессия, отвращение, ненависть, ксенофобия. Сам исследов-ль должен пройти реабилитацию. Вопрос предоления культурного шока остается открытым, общей методики нет. 

 

31. Основные положения религиозной антропологии в структурализме.

Клод  Леви-Стросс (Л.-С.) (р. 1908) – франц., основ. Структурализма (С.). Сочин-я: "Структурная антропология" (1958), "Мифологии. Тт. 1-4" (1964-1971), "Структурная антропология - 2" (1973), "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974) и др. Непосредств. методолог. импульс изысканиям Л.-С. получили из структурной лингвистики (Якобсон и др.), действ. в духе Малиновского (полевые исследов-я) – выводы обоснов. фактами. Преодолевая узкоэмпирический подход, Л.-С. делает два базисных допущения: о существовании "другого плана" действительности, лежащего в основании наблюдаемой в опыте реальности, и типологического сходства феноменов культуры и явлений языка. Основн. полож-я С.: 1. понимание человеком себя, друг. людей, божеств. сил, окруж. мира определ-ся структурами его мышления, а мышление опред. структурами языка (вижу то чему знаю название). Мышление чел-ка носит символич. хар-р, символы универсальны. 2. Первичный пласт чел-ского мышления задаю бинарные оппозиции: правое – левое и т.д. По Л.-С. назнач. религиозн. мифологии заключается в психотерапевт. смысл (снятие психологического дискомфорта, вызван. жизнинными противоречиями: жизнь и смерть). обряд охоты – псих.помощь в дискомфорте земледелие – война. 3. Мифология средство трансляции соотв. структур грамматики, понятий, базового содержания данной культуры. 4. Миф - инструмент структурир. брачн. отношений общества. 5. Структура логич. мышления бесписьм. (б/п) народов не подчинена логич. упорядоченности – «логика бриколажа» - косьвенная логика. 6. Мышление б/п народов в язык. структурах носит конкретный характер (эскимосы – 21 слово обозн. состоян. снега, и нет понят. снега вообще). 7. В трансляция культурного багажа у б/п народ. имеет значение подражание. Л.-С. предложил классификацию разделов антропологии: 1.) Этнография – осн. задача – описание фактов жизни культуры, 2.) Этнология – первичная типологич. системат-ция фактов этнографии, 3.) Антропология – окончательный структурный анализ. Идеи Л.-С. получили быстрое и широкое признание, популярность характерна к 70-м г. 20 в., потом постструктурализм. Идеи вышли и за рамки антропологии, и принялись в гуман. науках: религиовед-е, культур-гия, фил-фия. Чел-к в структурализме предстаёт как некий центр пассивно воспринимающ. и редуцирует на окруж. мир предопределение структур глубинного мышления и материнской культуры. Здесь нет свободы, и ответственности чел-ка перед Богом, друг. людьми, за своё поведение (чел-к детерминирован – как в языч-ве). Критика С.: позитивисты – бинарные оппозиции не являются универсальн. для всех культур. Ряд ученых подверг сомнению идею Л.-С., о структуре мышления на бинарных оппозициях, показыв. что в основе языка и мышления чел-ка лежит тройственность (подтвержд. фактич. материалом). Критик. сведение С.-мом чел-ка к «мышлению, язык. структурам», без учета телесной, эмоциональной жизни чел-ка, опровергая фактич. материалом. Бессмыслено говорить о структурах без контекста, структуры всегда имеют смысл для чел-ка только в контексте. Таким образом ставится под сомнение основн. принцип С. : культуры определяются структурами, саму структуры отделить из контеста становится невозможным (размыкание структуры в контекст) - постструктурализм. В 70-80-е как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма. Принципиальная бесструктурность целого региона человеческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Дерриды, Эко, Делеза, Бодрийяра и др. об "открытости произведения", социально-политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя - определяют характер "второй волны" С. или постструктурализма.

 

32. Религия. Магия и ее виды. Шаманизм. Ритуал. Типы обрядов. Коммунитас.

Для языч-ва хар-рно  представл. о безличности абсолюта как совершенного сущ-ва, говорить о  нем нельзя. Сфера свободы умоляет  достоинство абсолюта, она возможн. только на низшем уровне бытия, но мешает гармонии и совершенству. Совершенство – подчин. строгим законам (судьба, рок, карма, дао). => магич. вывод – законы познать и применить с пользой себе. Дао не может любить. Правильн. ритуал обеспеч. получение благ. Религия предпол. личные отношения с Богом, который свободен (недетерминирован). Угодить Богу обрядом невозм., он требует верности, послушания, но и Сам любит. Гл суть шаманизма (Ш.) - налич веры в духов, в возмож их подчин шаман, в способн последних в ходе камланий (термин, котор обознач магич шаман практ) перемещ в верхние и нижние миры, чтобы бороть и побежда злых духов. Но вера в духов присуща всем без иск религ мира. Особен Ш. не в этой вере, но в убежден и самих шаманов и их соплемен в возможн и необх самостоят борьбы с одними духами в сотруднич с друг. Шаман явл не какой-то противопост всему общест фигурой, подобно ведьме, магу или колдуну, но лишь собират и проявит тех настрений, котор в какой-то степени присущи всем представ языч народ. Ученые установ что шаман вовсе не обязат отриц обычн жречество. Но само жреч постеп слабеет, деградирует от близос с шаманиз. Жречест, среди соврем непись народов есть пережиток той далек эпохи, когда теизм еще не сменил магизм, когда жрец связ общину с Богом. По Джеймсу Фрэзеру, 2 вида магии: 1. – магия гомеопатическая – идея: подобное вызывает подобное, (лечение по фото, кукле), между изображаемым и изображением сущ-вует связь. 2. – магия контагиозная – идея: смежности, контакта - объекты связаны даже после разъединения (заклятия на волос, одежду). Ритуал (Р.) (лат. ritualis - обрядовый, ritus – торжеств. церемония, культов. обряд) - одно из основн. понятий этнологии и культурн. антропологии, адекватно отображ. своеобразие чел-ского поведения в  культуре. Внешн. функции Р. – соц-ная и психол-кая: 1. служит средств. интеграции и целостности чел-ских коллективов (Малиновский, Дюркгейм), 2. снимает психологич. напряжение и гармонизирует чел-скую психику (Юнг). Социальный опыт архаич. коллективов может быть представл. как чередование 2-х основн. состояний: а) жизнедеятельности в упорядоч-м и стабильн. космосе, свящ. центры котор. обеспеч-ют защиту от хаоса, вытеснен. за границу мира; б) периодич. хаотизации космоса при прохождении им критическ. точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Англ. интеллектуальная традиция в отличии от французской большое внимание уделяет не только интеллектуальным сторонам жизни чел-ка но и практическим (ритуал и т.д.). Виктор Тернер (Т.) (1920 – ок. 2000 гг.+) сформул. классиф-ю ритуалов: 1. календарные ритуалы – годовой цикл жизни, связаны с календарем (посев, сбор урожая, начало года, перегод скота), 2. переходные ритуалы – обслуж. переход чел-ка в другой статус (рождение, инициация, брак, смерть), 3. оказиональные ретуалы – соверш. по необходимости (лечение – поиск потерян. души или её части, изгнание злых духов). По Т. – Ритуал – предписанное формальн. поведение в случаях не связанных с применением техники и имеющ. отношение к верованиям в мистические существа или силы. В. Тернер больший интерес проявл. к переходн. ритуалам, выдел. 3 типичные фазы ритуала: 1-я фаза - разделение – группа выделяется из состава общества («оглашенные»), 2-я фаза – лименальная фаза (лимен – порок) – пограничное состояние, хар-рна перемена статуса, когда устойчивые соц. роли (подчиненности, старшинства) дезавуируются. Утратив свой предыдущ. статус, члены группы теряют имя, стрижку, или эл-ты одежды. Пограничн. статус сопровожд. унижением, болью.  3-я фаза – восстановления – социльн. структура приводится в соответ-ие с нов. статусом. В структуре ретуала Т. выдел. 4 стороны. Символическая сторона – ритуал включ. много предметов, действий, слов каждый имеет символич. значение связи с духами и т.д. Символич. значение предмета зависит от контекста ритуала. Аксиологическая сторона (ценностная) – ритуал реш. задачу передачи иерархии ценностей культуры. Прагматическая сторона (целевая) – ритуалы прислед. практическую цель – удача, лечение. Социальная сторона (ролевая) – ритуал как взаимодействие, обыгрывание различных социальных статусов, узнать пределы соц. статуса. По Т., предст-ли культур часто пребывают в ситуации колебания между крайностями: Коммунитас – малоструктурированное, в социальн. плане, общество, как правило подчин. единоличной власти (неустойчивое состояние в обрядах инициации); Жёсткая социальная структура – индивид четко знает свое положение в обществе, и обязанности. Коммунитас не устойчивы, постепенно проявл. стремление к структур-нию общ-ва. 3 вида коммунитас: спонтанные – малоуствойчивы, но четко совпад. с определением, идеологические – в основе утопическая модель пониман. чел-ва и отношений в нём, нормативные – имеют структуры + этику обосновыв. структурирование. Концепция Тернера (Т.) в отличии от концепции Леви-Строса (структуры статичны, заданы, всеобъемлющи), важное внимание удел. динамике, изменениям, роль ритуала в устранении конфликтов. Модели Т. применяют и для описания субкультур. Концепция Т. малосовместима с христианским пониманием чел-ка, это психоаналитич. эл-ты – подчиняющ. чел-ка неосознав. им силам, безличным энергиям. Хотя она и более гибкая, утверждающая влияние чел-ка на изменения общества. Интерес к обрядам привел Тернера из англиканства в католичество.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"