Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религия"
23. Эмоции, влечения, потребности и страсти. Страх смерти и грех. Стремление к наслаждениям и стремление избежать страданий. Механизм развития страсти.
В изначаль состоянии, если и можно говорить о некотор зависимости челов от окружаю мира, эта зависим не носила «витальный» характер. Точнее говорить в данном случае о взаимосвязи, а не о зависимости. Ситуация меняется с грехопадением, когда в челов природу входят тленность, смертность. До искупления глубинной основой влекущей чел-ка ко греху явл. смерть. В аскет-кой письмен-ти выдел. 3 направл-я вовлеч. чел-ка в грех из за страха смерти: 1 – склонность чел-ка к борьбе за жизненные ресурсы (накоплен. благ оттягивает смерть, а ближний конкурент). Отсюда вражда, стяжательство, ревность; 2 – страх страданий (страдание как приближение к смерти, обстоят-ва умаляющие полноту жизни) Чел-к стремится уйти от страданий; 3 – гедонизм (стремлен. к наслаждениям), средство наполнения жизни. Возникает необход поддержив свою физич жизнь с помощью внешн средств и защищаться от возможн негативн воздейств окруж среды. Если до «Г» отношен челов к миру описывал прежде всего с точки зрения энергии и природной воли, т.е. активного проявлен человеч естества во вне, в новых условиях это отношен описыв скорее с точки зрения потребностей, котор, по определ, и выражают зависимость человека от мира. На связь наличия потребностей и страстности указыв и современ психолог. Наличие у челов потребностей свидетельс. о том, что он испытывает нужду в чем-то, что наход вне его, - во внешн предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающ, в этом смысле пассивное. Появившиеся в челов потребности можно понимать в терминах гомеостазиса (сохран постоянства своего внутрен состояния посредством скоординир реакций, направлен на поддержан динамич равновесия) и редукции напряжен. Появлен потребностей в совокупн с растленным челов произволен, котор стало стремиться к наслажден, находящимся вне челов приводит к изменен поведен челов. Действие челов вынуждается окружающ средой, появляется страсть, котор, в самом общем смысле есть «движени производимое одним в другом». Так определяемая Немесием Эмесским страсть включ в себя простое страдательн состоян организма, т.е. «телесн страсть». Страдательн состоян души составл понимание страсти в узком смысле этого слова. Страсть в аскетич пониман можно определ как: греховное расположен - стремлен действовать вне дух-нравствен принципов определён образом. Важно подчеркнуть, что страсть – автономна, и потому она устойчива и долговременна. Со страстью трудно бороться, потому что она отделена в душе челов от его воли, от его ума, его желания – страсть. Страсть разрушительна, потому что она замещает собою свободное поведен челов. Т. обр, челов может действовать двояким образом: либо в соответ со своей природой - «по энергии» - в таком случае челов движется «само от себя», либо по страсти, тогда причиной действ явл нечто несоответствующ природе. Механизм действия греха имеет некотор общую последовательн. В аскет литерат она описыв как ряд состоян человека, где каждое последующ состоян характериз большая степень зависим от греха, плененности им. Динамика греха вкл следующ этапы: помысел - прилог - внимание - сосложение - услаждение - решимость - дело. 1) Помысел - не оформившееся, только возникшее ощущен. Оно даже не вменяется в грех, но это уже началь действ греха, содержащ в себе едва уловимое стремле к нему. 2) Внимание - этап когда помысел замечен, челов проявляет к нему интерес. След этап это борьба. На этой ступени человек уже точно знает нравственную характерист помысла, который в нём возник. 3) Сосложение - согласие души с помыслом, помысел становится для челов своим, усваивается им. В дальнейш этапах грех окончат оформля и переход из внутр сферы в реальность. Здесь развитие страсти переход в навык. На этом этапе ослабевает борьба и происходит привыкание к совершен этого греха. Далее следует пленение. Помысел или страсть уже лишает человека свободы. И заключ этап – собственно страсть, сделавшаяся как бы природным свойством. У страсти всегда есть мотив. На этом основана святоотеч классификац страстей (чревоугодие, сребролюбие и т.д.). Т. обр, страсть это состоян индивида, при котор он не в состоян осуществлять свободное поведен в поле определен мотива, называемого предметом страсти. Это может происходить 1) «арефлексивно», когда, попадая в психологич поле индивида, мотив становится ведущим, это может происходить и т. обр, что 2) у личности не хватает психическ ресурсов осуществ свободное поведение в поле предмета страсти. Христос исцеляет чел-во от страсти и греха, в крестной жертве, в искушении в пустыни, не реализуя механизмы греха (1,2,3).
24. Учение о восьми основных страстях. Понятия предмета и проявлений страсти. Принцип классификации и взаимосвязь страстей.
Страсть перевод. – страдание. Православие, в отлич от Западн христиан, избегает канона и регламентац в этом вопросе. В огромном богатстве аскетич литерат у разных учителей, при единстве подхода и основных положен, вместе с тем возник все новые грани в учение о страстях, и практически нет попыток свести весь опыт в жесткую единую схему. Перечень основн страстей наход уже в Послан к Галатам (5, 19-21) (и здесь же- перечень добродетелей, как противопоставл «дел плоти» - «плодам духа»). У одного из основат христиан психолог, Евагрия Понтика, представлена впервые классическ осьмерица, исток всех поздней списков и схем, вплоть до западного средневековья: «Есть 8 всех главных помыслов, от котор происходят все другие помыслы. 1-й помысл чревоугодия, и 2-й - блуда; 3-й - сребролюбия, 4-й - печали; 5-й- гнева; 6-й -уныния; 7-й -тщеславия; 8-ой- гордости». Встречаются вариации этого списка (у Иоанна Кассиана печаль и гнев переставлены местами) и, известно немалое число комбинац. Разумеется, принято и разделен на страсти плотские и душевные; иногда возникает близкое к нему разделение на «естествен и не коренящиеся в естестве» (пример вторых-сребролюбие), и т.д. Что же до классификац, то, т.к. страсть -энергия, то, вообще говоря, любой вид энергий может порождать главн доминанты энергийного образа-и, тем самым, некотор вид страстей. В соответ трихотомией душевн энергий, все учителя, от Евагрия до Никодима Святогорца, разделяя страсти на коренящ в мысленной, желатель и раздражитель частях души. К первым, по Кассиану, принадлеж хульные помыслы, ко вторым - «самоугодие»: сластолюбие, славолюбие ..., к третьим - ненависть, зависть, гнев... Аналогично, по Григорию Синаиту, «в мыслен силе души рождаются и действуют помыслы, в раздражительной - зверские страсти, в вожделительной - скотские похоти, в уме-мечтатель воображен, в рассудке - мнения (пустые мудрования). Страсти восьмиричной схемы представля собою противополож 4-ём кардинальн добродет, выделеным ещё Платоном (а также Филоном и стоик), котор принимает и Евагрий. Восемь пороковъ возник при недостатке упорядочивающ мудрости, и трех прочих добродет – мужества, умеренности и справедливости. Христианск мудрость, преобретаемая по Евагрию через естествен созерцание, сост в том, что человек правильно оценив себя и сотворен вещи и ставит себя в правил отношен къ Богу. Первою противоположн этой добродет явл тщеславие, когда человек превозносится плотскими вещами или воспламен желанием суетной похвалы за духовныя и таинстве дарования. Развившееся тщеславие производить гордость, котор образует противопол справедливости. Она сост в греховн противопоставл себя другому челов и Богу. Мужество есть правильная середина между гневом и печалью. Гнев есть излишество, а печаль—недостатокъ мужества. Самую крайнюю противоположн мужеству представляет уныние. Проявления неумеренности, как противополож умеренности, могутъ простираться на три объекта,— на питание тела, половое наслаждение и желание внешних благ. По словам Кассиана, которому были хорошо известны смысл и значен восьмичлен схемы, твердое основан в борьбе со страстями заключ в том, чтобы 1) сначала подавить возбужден плотских желаний. Ибо, необуздав своей плоти, никто не может законно сражаться. 2) Чтобы победить уныние, сначала следует подавить печаль; 3) чтобы уничтожить печаль, прежде нужно подавить гнев; 4) чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; 5) чтобы исторгнуть сребролюбие, необход укротить блудную похоть; 6) чтобы подавить блудную похот, должно обуздать чревоугодия.
25. Синергия. Аскетическая практика. Этапы христианской жизни.
Чел-к в собствен спасении участвует не только пассивно. Критикуя Пелагия, блаж. Августин утверждал, что ПГ до того расстроил челов природу, что челов не только не может производить никакого движен на пути дух-нравств развит, но и уже не в состоян желать своего исцелен. Но ПЦ учит, что в деле спасен участвует и благодать Божия и свободн произволен челов, выражающ в совершаемых им добродет. Этот ключевой принцип и получил назван принципа синергии, т.е. содействия воли Божией и воли челов в духовн жизни человека. Упражнен произволения челов явл необходимым моментом в дух росте человека, поэтому благодать иногда как бы скрывается, позволяя человеку проявить силу своего произволен. Здесь характер пример праведн Иова. Диавол полагал, что Иов чтит Бога, только благодаря непрестанно действующ благодати Божией (Иов 1, 10-11), но после борьбы с Иовом он уже не мог повторить этой клеветы. Иов победил его диавола собственными силами. Впрочем и благодать Божия не оставляла Иова; чтобы искуситель не обременил его искушениями сверх сил, но сколько могла вынести добродетель искушаемого. Суммирует учение о синергии прп. Иоанн следующим образом: 1) Бог в каждом челов возбуждает желание добра, впрочем так, что челов по свободному произволен может стремиться и к противному; 2) благодать Божия помогает упражняться в добродетелях, но не искл при этом и произволен, 3) утвержд в добродетели, не стесняя при этом свободы. Опыт православн аскетизма позволяет обнаружить особенности содейст Божест и челов воль на разных этапах дух жизни. В определен этапы дух жизни, так сказать, «ведущей компонентой» синергии может оказ то воля Божия, то воля человеч. В соответ с этим свт. Феофан Затвор выдел 4 этапа дух жизни. 1) Первый этап относится ко времени, когда челов наход еще вне благодатного богообщен, т.е. вне Церкви. В человеке появл духовные искания и стремлен к Богу. Бог содействует и помогает челов на пути его дух исканий. В этот период богообщен можно назвать мысленным, т.к оно заключ прежде всего в том, что челов, при содейст благодати, изменяет свои взгляды, начин осознавать свое отноше к Богу. Мера богообщения еще недостаточна. Бог наход как бы вне человека, а человек - вне Бога. Говорить о том, что в этом поиске явл ведущим (воля челов или Бога) довольно трудно. 2) Для достижен богообщен реального челов должен присоед к Церкви либо посредством таинства крещен, либо посредством таинства покаян, если был крещен, но отошел от Церкви. С момента воцерковлен начин второй этап. На этом этапе божеств действие на челов характер особым излиянием благодати, никак не соразмерной с усилиями челов. «Ведущей компонентой» синергии явл действие Бога. 3) Однако затем, на третьем этапе, Бог скрывает свое присутств, только по временам возобновляя его - и не столь интенсивно, а более сдержано, оставляя челов в неведении о Себе и Своем в нем пребывании. Целью этого явл, чтобы человек упражнял свою волю в добродетели, дух-нравств совершенств. На этом этапе Бог испытывает произволении чёловека и как бы скрывает себя (хотя и не оставляет своего Промысла и покрова). Ведущим компонентом синергии на этом этапе явл деятельность и воля человека. 4) Наконец на последнем этапе Господь осязат являет Свое вселение в дух человека, который тогда становится храмом преисполняющ его Триипостасн Божества. Это этап согласия и теснейшего единства Божест и человеч воль - здесь снова оказывается невозможно выделить «ведущую компоненту», т.к что воля Бога и воля человека наход в неразлучном единстве. Третий этап дух. жизни требует особенн действий и волевых усилий со стороны челов. Именно здесь особое значен приобретает аскетич подвиг. Аскетич подвиги -пост, молитва, доброделание есть лишь средства в дух-нравст развитии. Во первых при аскезе не следует надеяться на самих себя, необх развив в себе надежду на волю Божию. Большую помощь в этом делании оказыв размышлен о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Для ума основн упражнеи явл молитва и углублении познания вещей окруж мира. В основе упражнен воли лежит тренировка настойчивости и выработка правиль устроен ума и чувств. Трудность аскетич подвига часто приводит к характерной депрессивной реакции. Чтобы избежать этого, следует направить свои усилия на борьбу с одной - главной страстью, а в доброделании- на том, чтобы разбить каждый подвиг на отдельные шаги, концентрируясь только на выполняем шаге. В качестве упражнен для чувств предлагается упражне, котор на языке психологии можно назвать своеобразным «рефреймингом»: когда... чувствам предстоит какой-либо... предмет... - отдели в помысле своем то, что есть в нем чуствен и вещественного, от того, что есть в нем от творческого Духа Божеского - доброкачественность, красоту и мудрое устройство. Упражняясь в таком созерцан вещей челов начинает «радоваться сердцем о Боге - причине совершенств». Для исправления воображен и памяти рекомендуется чистая - т.е. без зрительных и слуховых образов - молитва.
26. Основные добродетели, их классификация, особенности и взаимосвязь.
К основн добродет относ: воздержание, целомудрие, послушание, смиренномудрие. Воздержан входило уже и в античн пониман аскезы. Оно означает самоограничен во всем, что не принадлежит сфере Подвига, включ в себя пост и бдение, нестяжание имущества, умеренность, довольство малым. Обычные в аскетике схемы добродет и страстей ставят воздержан в различн связи с другими элементами аскезы; так, по Григор Синаиту, «три добродет должно точно соблюдать в безмолвии... воздержание, молчание и смирение. Они одна другую поддерживают и хранят; молитва от них рождается и возрастает непрестанно». В воздержании кладётся основа, котор приводит челов к высшим ступеням подвига: в нем уже есть начаток управления и контроля над собствен природой, энергийн образом человека, т.к оно формирует волю челов, делает личность автономной и независим от инстинкт и страстей психофизич природы. Столь же традиционно с аскезой соед целомудрие, хранение чистоты тела и помыслов. В монашест оно связано с девством (безбрачие, борьба с воздейств сексуальн сферы, предполаг не только отсутств физич контакта с противоположн полом, но и мысленного). Но и пребыван супругов в освящен церковью браке также есть целомудрие; и на этом пути реализуются положитель потенции силы сексуаль влечен в челов. В любом случае, целомудрию противост страсть блуда. В более широком смысле, целомудрие определ собою некий общий строй человеч природы, во всем проникнутый единством и чистотой, здоровой собранностью; таковой строй очищает чувства, восприят челов и делает возможн его дух восхождение. Чтобы понять место и значен послушания в подвиге, нужно его рассматр вместе с полярным ему понятием, своеволием. Своеволие - установка попустительства себе, открывающ дорогу страстям. В Писании подчеркив, что отношен порожденности, сущ между Сыном и Отцом, предполагает послушание, предание Сыновней воли - Отцовской (см. Ин 6, 38; Мф 26, 39, 42; Флп 2,8), тем более требует послушания статус твари, для котор принципы и законы бытия установлены Богом. Вместе с тем, однако, христианство всегда настаивает на Богоданной свободе воли у твари. Примирить оба аспекта помогает введен преп. Максимом различ двух воль у челов, «природной» и «выбирающей» (гномической). Своеволие - деятельность последней и, отбрасыв его, избирая послушание, мы еще вовсе не впадаем в безволие, но, напротив, можем свободно и полно осущ волю природную, влекущую к превосхожд падшего естества в соед с Богом. Смирение понимается в подвиге по-своему и значительно иначе, нежели в обыденном, житейском контексте. Или точней сказать, наряду с обычным смирением, подвиг различает еще иное, которое он сам же и вырабатывает: обычные душевные качества, пройдя чрез горнило подвига, трансформир; они утрачивают субъективность, и делаются категориями не просто психологии, но «онтологич психолог». Человек уже не выделяет себя из общей человеч природы, как нечто более ценное и уникальное. Вполне понятно, что обретение смиренномудрия продвигает к освобож от страстей. Добродетель любви действует в челов как установка самоотдачи. Но, как и в Св. Троице, самоотдача другому есть одновременно «перихорисис», взаимопроникновение, при котором «жизнь одного становится жизнью другого». Происходит, тем самым, расширен собственного моего личного бытия, границ моей индивидуальн. Так учат Силуан и Софроний: «Любовь усвояет жизнь любимого. Любящий Бога включается в жизнь Божества; любящий брата включает в свое ипостасн бытие жизнь брата». Любовь-самоотдача - отнюдь не утрата личности, а её расширение: в ней «всю совокупность общечеловеч бытия... должно и возможно включ в свое личное бытие».
27. Позитивистское понимание науки и религиозная антропология. Понятие верификации. Понятие научно-методологической парадигмы.
Позитивизм (П.)(лат. positivus - положительный) - течение в фил-фии, от О. Конта, настаив., что научное знание – единств. достоверное, метафизику и теологию отбросить. Позитивизм отверг материализм, идеализм, рационализм и натурализм и теологию. Утвержд. "есть Бог" ненаучно, т.к. не выводится ни из какого опыта. Заслуги позитивизма - в его противодейств. идеологической демагогии ради свободы от "догматического кошмара". Вопрос, ответ на котор. не может быть проконтролирован, верифицирован (подтвержден) в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом». Позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. Пафос рационализма в познании мира, упоряд. В эвол. П. выдел. этапы: 1-й П. (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); 2-й П. (Авенариус, Мах); 3-й П. или неопозитивизм - соврем. позитивизм, представл. аналитич. фил-фией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венский кружок - оформил логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.); 4-й П. - постпозитивизм, смягч. исходн. методолог. радикализма, уст-ка на анализ роли социокультурных факторов в науке (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналит. фил-фия, Венск. кружок). Позитив-ким установкам серьёзн. удар нанесла 1 мир. война – позитивисты счит. что будет царство разума, и цивилиз. народы невоевать. Войны переж-ки прошлого , и тут пулеметы и яд. газы. Надежды на рацио рухнули. Отсюда 3-й П. (неопозитивизм) уже (скромнее) не претендует, что он разберётся с миром как он есть, с чел-ком как он есть. Метод 3-го П. факт =>теория=>эксперимент (проверка) – из теории вывод. следствия, в эксперименте созд. исскуств. условия соотв. тем выводам которые сделаны из теории, и если эти условия приводят к предсказан. теорией результ. , теория счит. подтвержденной – верифицированной. Верификация (лат. verificatia - подтверждение; лат. verus - истинный, facio - делаю) - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы. Такое понят. науки до сих пор присутствует в сознании обыденного понимания науки и оказ. влиян. на методологию исслед-й. Критика П.: Карл Поппер (критический рационализм) – позитив-кое представ. о науке несостоятельно по рацион. критериям, методология П. строится на логически не верном переходе от конечного числа фактов к всеобщему выводу-теории претендующ. на бесконечное число фактов. Верификация так же логически не возможна на конечном числе опытов. Подтвержд. в N опытах, не гарантир. рез-та в N+1 опыте. К. Попер обр. вним. на логич. несимметричность – сколько не делай опытов, подтвержд. теорию, но никогда невозможно будет сделать абсол. вывод об истинности данной теории. Вывод Попера – исслед-ль должен стремится не к верифик. теории, а к её опровержению (фальсификации). Чем раньше теорию опроверг, тем раньше занялся другой – что движет науку. Этот пафос хар-рен и для совр. академ. мира - ученый рад критике. Майкл Полани – идея неявного знания – никакую реальн. науку нельзя свести к рацион. знанию, всегда будет нерацион., неявное знание, котор. преобрет-ся неформализуемым образом, в личном общении. Ученик подраж. учителю – формир. школу (скепсис к заочн. образов.). В структурализме Леви-Строса - трансляция культурного багажа у б/п народ. имеет значение подражание. Конференции в научн. мире следств. теории М.Полани. Томас Кун – «структура научных революций» - предл. понят. - научно-методологическая парадигма – основн. характерные черты научн. методологии: 1-й элем-т парадигмы – содержательная метафизич. основа, за любым направл. стоит содержат-я метафизич. основа (рационально не выводимые положения – напр. природа не бог), 2-й эл-т – терминологическая система, 3-й эл-т - методологическ. ценности – принимаемы нерацион. образом ( прим. – внач. гелиоцентриц. модель давала ошибки счисления, метафизич. предпосылка – орбиты круговые, т.к. совершенны, выбор сделан на основе методол. ценности – простоты, а не точности). Кун основопол. социологии науки – обратил вним. на состав научных сообществ. Они руков-я социальными принципами и правилами. Это еще больше подрывает веру в беспристрастие науки. Кун обр. вним-е и на важн. примеров в решении научных задач. Имре Лакотош, указ., что деят-ть реальн. научных сообществ более сложна, чем представл. в концепциях 3-го позитивизма, критич. рацион-ма Томаса Куна. И. Лакотош более детально, тщат-но опис. харак-ные черты развития методологич. научно-исслед. программ (парадигм), выделял в методол. программе незыблемое системообразующее ядро, к этому ядру можно обратить те элементы методологич. парадигмы о котор. писал Т.Кун, но он обращ. внимание, что научн. работа и методологич. поиск ведутся в рамках сформиров-ся научных сообществ достаточно активно, но вне самого методологич. ядра, а как бы на периферии научно-методологич. парадигмы. Соответст-но не обязат-но изменен. в методологии происход. скачкообразно, в смысле изменения всего методологич. ядра. Кажд. научно-исследоват. программа имеет запас совершенствования, за счет изменения некотор. дополнит. приёмев, методов - за счет изменения, уточнения метод. Обрат. вним. – принцип фальсификации действ. в науке опосредованно (теория опровергнута, но от неё не избавляются, ведут поиск уточнения). Переход к новой парадигме возможен при накоплении огромного массива фактов несоответствия. Инерция научн. сообщества.