Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религия"
33. Устная народная культура. Архаика, классика, постфольклор и религиозная антропология.
Устная народная культура (УНК) - совокупность коллективных и индивидуальных устных текстов, а также способы их функционирования в народной культуре. Коллективные тексты чаще быв. традиционными. Индивидуальные тексты — бытовая речь, однако индивидуальные тексты могут реализовывать традиц-ные культурные сюжеты (например, пересказы фольклорных произведений, былички и т.д.). Т. о., понятие "устная народная культура" вмещ. устное народное творч-во (фольклор), и область диалектной речи, и тайные профессиональные языки, бытующие в народной среде. УНК включ. словесную, и музык. культуру. К сфере устной культуры нужно отнести ритуальное молчание, звукоподражательные крики, т.е. неречевые тексты, воспринимаемые слухом. УНК противопоставлена письменной — вместе образ. так назыв. "народной словесностью". В народн. культуре различ. тексты и метатексты - тексты о текстах. Методолог-ки исследования могут иметь различную направленность: опис. географ-кого распределения традиц. текстов может провод-ся без рассмотрен. личности носителей, исслед-ние взаимодейств. разн. типов текстов в культуре, возникновения метатекстов, объясн-щих и оцен-щих другие текст. Понятия модели мира, или картины мира, в том числе языковой картины мира, строятся на изучении представлений человека о мире. Эти сведения получ. разными путями — через анализ традиц. текстов, и путем интервью с информантами и психолингвистическими текстами. Исследователю важна личность. В.В.Виноградов выдв. понятие «языковой личности», не распростр. в СССР, реабилитир сейчас. Понятие личности, и в частности языковой личности, может прилагаться как к отдельн. определ-му индивидууму, так и к типизированному образу как воплощению нац-ного сознания. Н.С. Трубецкой (1927 г.) указывал - понятие личности — одно из самых важных в исследовании культуры, что личностью "является не только отдельный человек, но и народ". Главн. признак языковой личности — языковое сознание и языковое самосознание. Языков. сознание рождает тексты, языковое самосознание — метаязык и метатексты. Языков. самосознание может выраж-ся и невербальными способами. Так, определ. языковые выражения люди квалифиц. как ругательства и реагируют на них поведением, далеко не всегда вербальным. Языков. самосознание — часть культурного самосознания. Языков. народное сознание — воплощение народного миропонимания в языковой форме, в языковых стереотипах, из которых строятся тексты малых и больших жанров фольклора, участвующих в вербальной коммуникации. Коренным событием меняющем народную культуру по многим исслед-ми появление пистьменности. Дописьменный фольклор рассматр. как архаический культуры, отличные от письменных. В дописьменной культуре выдел. черты: 1) устность (сказители – главн. функция трансляция, и наследование), 2) анонимность (нет автора, существовали всегда, или мифологич. автор), 3) типичность, при удоленности источников, 4) неизменность в поколениях, 5) цикличность (исполн. текстов в культах жизн. циклов), 6) магизм (исполн. текстов предшеств. обряду), Письменность позволяет убрать магическое отношение к сказаниям. Схема развития эпохи предполагает 4-е основных этапа 1. архаика – крайняя агрессивность нарождающихся культурных идей 2. классика – характерна уравновешенность различных идей и тенденций. 3. модерн – поворот от идей абстрактных к человеческим нуждам 4. авангард – слом существующих парадигм, действовавших в культурную эпоху. Постфолькло́р (ПФ) — область словесности, тексты которой развиваются по фольклорным схемам, но не подходят под формальное определение фольклора. Постфольклор – квази-архаические представления распространенные в урбанистической среде, типологически часто схожие с архаикой, письмен. фольклор (граффити, девичьи альбомы) и сетевой фольклор. Термин введ. проф. С.Ю.Неклюдовым (РГГУ) в 1995 г. «После фольклора». Постфольклор - объект изучения относящ-ся к «3-й культуре», дистанцирован от культуры элитарной, и традиционно-фольклорной. 3-я культура включ. гетерогенные и гетероморфные элементы — и массовую культуру, производимую профессионалами «для сбыта», и низовой фольклор, создаваемый самими носителями «для потребления». Сюда же может быть отнесена и «наивная» (или «простонародная») литература. Постфольклор, возник-й в городе, а затем распростран-ся за его пределы, отлич-ся то устных традиций крестьянства и тем более — архаических обществ. Подобно масс. культуре, он полицентричен и фрагментирован в соответствии с социальн., профессиональн., клановым, и возрастным расслоением общ-ва, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренч. основы. ПФ в отличие от фольклора крестьянского, — как правило, идеологически маргинален, т.к. фундамент-ные идеолог-кие потребности горожан удовлетвор. средствами массовой информации, в меньшей степени — кино и другими зрелищами, еще в меньшей — популярной литературой. В религиозной антропологии применен термин постфольклор – квази-мифологические повествования или артефакты которые формируются в соврем. обществе. Двоеверие – эклектичность религиозных воззрений, совмещение магизма с монотеизмом.
34. Религиозная антропология в контексте основных принципов нового времени и постмодерна.
Пол Фейерабенд (постпозитивист) – эпистемологический (методологический) анархизм – все пригодится. Обснов.: теории заменяются, происх. научн. революции, иногда конкурир. теории не могут объективно оцен-ся в науке – критериев оценки нет. Сбор фактов субъективен, интерпритация тоже. В истор. масштабах наука молода, научн. ценности не явл. доминир. для насел. планеты. Наука развив-ся в европ. ареале. Т.е. наивно счит., что некая теория может быть всеобъемл-й. Значит в науке должн. быть установка на методол. плюрализм – больше теорий, лучше решения задач. Наука не имеет оснований на исключит. положение в общ-ве, привилегии и господ-во. Предл-т: освободить от давления науки традицион. парадигмы – магия, традиц. языч. религии, критикует сист. образ-ния за доминанту научн. подхода. Идея «прав чел-ка», постмодерна. В соврем. постмодернист. эпоху в научн. сообществ. господств. методологич. плюрализм (1-й позитивизм, марксизм, 3-й позитивизм, и др. эклектику). Господ-щим представл. о религии в соврем. научн. сообщ-вах (религиоведении, религ. антропологии) явл. - религия - часть культуры. Различают культурн. антропологию, религиозн. антропологию, социальную антропологию, они взаимодейтвуют и связаны. Культура – это все что создано чел-ком.
Постмодерн хар-ка собирательная подразумевает состаяние всей культуры т.е. это эпоха сменившая «новое время» (с 16 – 1-й полов. 20 вв.). В соврем. постмодернист. эпоху в научн. сообществ. господств. методологич. плюрализм (1-й позитивизм, марксизм, 3-й позитивизм, и др. эклектику), и даже методолог. анархизм. Если для эпохи нового времени была хар-рна установка на единство, целостность, иерархичность мира, общества, описательных моделей, единство научной методологии, то для постмодерна хар-рна установка на множественность, плюрализм, децентрализацию, что находит свое выражение в различных сферах культуры. Причины смены парадигмы: 1. Установки на централизацию познания мира, установки на основе которых это реализовывалось, были жестко раскритикованы (не только марксизм, психоанализ, но и научн. позитивизм). Было показано, что несмотря на весь пафос беспрестрасности, объективности, научные работы тех же позитивистов содержат в себе и риторические элементы, и эмоциональную вовлеченность авторов в ситуацию, выдающие попытки авторов реализовать заинтересованность в подавлении альтернативных парадигм. Такая критика обычно наз. деконструктивизмом, эта методология получила распростр. в гуманитарных исследованиях, идея ее в том чтобы выянить из чего собрана рассматриваемая конципция, какие элементы входят в неё, как сопрягаются (может даже не осознано для автора), какие задачи решает с помощью своей концепции автор. Важно не то, что автор думает о своей концепции, а главное то чего автор не осознает. Результаты деконструктивизма получили признание в гумм. научн. обществах. Всеохватные теории признаны несостоятельными. В 20-м в. много примеров практической несостоятельности соответств. теоритических положений претендующих на всеохватность (марксизм). 2. Накоплена критическая масса разочарований. Факт множественности парадигм претенд. на всеохватность явл. аргументом в их несостоятельности. Установка на иерархичность ошибочна и от неё стоит отказаться в пользу множественности и плюралистичности. Чел-к склонный к постмодернизму, имеет установку на разрушение любой целостной концепции, подозревая её в проявлении властных амбиций (Освенцим). Эта установка встречается и в религии, и в богословии. Соврем. богослов с крайним подозрением относится к богословским концепциям претендующим на всеохватность (всю святоотеческую мысль в рамках одной описательной модели). Наприм., что для митр. Макария (Булгакова) ценность – единственность богословского мнения по вопросу, то для о. Иоанна Мейендорфа эта установка на единственность признак упадка (сектантский схематизм). Разнообразие богословских решений для богослова 20 в. будет служить одним из признаков полноты православной веры. Разногласие Св. отцов будет для них (мтрп. Иоанн Зизиулас), как свидетельство жизненности православного богословия, его опыт реальн. богообщения, который никак не может быть сведен к одной единственно верный богословской схеме. Постмодернизм способствует развитию богословской науки, меньше риск религиозных гонений. В контекте постмодернизма будет приветствоваться разнообразие религий в обществе. Децентрализация в науке выраж. в определении предмета исследования заслуживающего внимания. Историк «нового времени» считал достойным исседов-ть элитарные пласты культуры (битвы, биографии великих), а историк постмодерна сосредоточит внимание на социальных маргиналов эпохи. отсутствии четкого определения науки. Психолог «нового времени» будет выявлять норму (идеал), а нарушение объявл. болезнями, постмодернист установку на поиск нормы и приведение к ней больных, считал бы подавлением людей настроенных по другому. В литературе «нового времени» - положит. главн. герой, отрицательный герой – негодяй во всех отношениях, единство замысла, четкий жанр. Постмодернизм – «множественное кодирование», множество пластов: интерпретационных, этических; смешение литературы и науки (Умберто Эко). Принципиальная открытость форм. Нет границ между научным трудом и романом (Кастанеда). Сложность современной ситуации в неоднородности научн. сообщества, реально найдем кафедры, даже в одной научной дисциалине которые мыслят себя в позитивистском духе, импириокритицизм, марксизм, постмодернизм. Позитивисты не дают признать богословие наукой. Понимание религиозн. жизни чел-ка постмодернизмом – на основе плюрализма. Религиозн. убеждения – личное дело чел-ка. Признается право исповедывать любые религиозн. убеждения, не афишируя свою религиозность и не вступая в противоречия с законами гос-ва. Эклектичные религиозные мировоззрения. Религия как аспект культуры. Не одна религия не должна претендовать на исключительность. Проблема метафиз-кого и антрополог-кого осмысления сущности христианства в ситуации постмодерна претерпевает противоречивые трансформации. 1-е) Христианская идея остаётся стержнем, для поиска смысла существования в мире духовно разрушенном, утерявшем единые координаты нравств. бытия. 2-е) Очевидна - мысль что, в своей истории чел-во так и не выработало ориентиров более строгих, определенных и антропоцентричных, чем ценности религиозные, перестает быть очевидной для целых поколений людей. Соверм. чел-к не утрачивает корни христианск. учения, но растрачивает себя в попытках определ. новые координаты чел-кого искания.
35. Основные характеристики постиндустриального общества и религиозная антропология. Современный феминизм.
Постиндустриа́льное о́бщество (П.О.) - общество, в котор. результат научно-технической революции и роста доходов населения привел от произв-ва товаров к произв-ву услуг (информация и знания). Научные разработки главн. движущая сила экономики. Наиб. ценными качествами явл. уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Термин «постиндустриализм» введён в оборот в нач. 20 в. А. Кумарасвами, признан. концепция П.О. по работам Д. Белла. Важн. черта П.О. - усиление роли чел-ского фактора. Уменьш. доля физич-го труда, а умствен. и творческ. увелич-ся. Высоки требования к подготовке кадров. Формируются общество профессионалов, в котором уже не столь определяющим является половая принадлежность пассионариев. Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — обществ.-политич. движение за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах обществ. жизни. Возникло в 18 в. Активизир-сь с кон. 1960-х г. Феминизм - глобальное движение, направл. на эмансипацию женщин (достижение равенства для женщин в обществе, посредством устранения препятствий - верований, ценностей, отношений – мешающ. этому процессу. Движение разнородно, из-за признан. разнообразия взглядов женщин разн. культур и этногрупп ("черного женского богословия" в США). У феминизма конфликт с христианством (как и с др. религиями), т.к. счит. – в религии женщины - людьми 2-го сорта. Что выраж. в роли отводим. религиями женщине, и в понимании образа Бога. Симон де Бовуар ("Второй пол", 1945 г.) - подробно рассматр. эту идею. Внехристианск. феминистки - Мери Дейли "За пределами Бога Отца" (1973 г.) и Дафну Хемпсон "Богословие и феминизм" (1990 г.), утвержд. - христианство с мужск. образами Бога, Спасителя и длительн. историей, лидерами-мужчинами, настроено против женщин и не ведет к искуплению. Женщины должны покинуть его среду. Кэрол Крайст ("Смех Афродиты" 1987 г.) и Наоми Рут Гольденберг ("Смена богов" 1979 г.) утвержд. – путь освобождения в возрожд. древних культов богинь (или ведьм). Другие феминист. авторы показали необходим. переосмыслить христианское прошлое и отдать должное всем благочестивым женщинам, оставш. незамеченными большей частью христианск. Церкви и ее историками (мужчинами). Выразилось в областях богословия: 1. Мужской пол Бога. Утвержд., использ-ние местоимений жен. рода, логично, как и мужского. Розмари Редфорд Рютер ("Сексизм и разговор о Боге", 1983 г.) - термин "Бог/иня" (God/ess) - политически правильное определение Бога, хотя языково громоздко. Салли Мак-Фейг ("Метафорическое богословие", 1982 г.) высказ. идею метафоричности наименов. Бога, как "Отец": аналогии подчеркивают сходство между Богом и людьми; метафоры утверждают, что кроме этих сходств имеются и существ-ные различия между Богом и людьми; 2. Природа греха. Джудит Пласков ("Пол, грех и благодать", 1980 г.) - грехи: гордость, честолюбие - фундаментально мужские. Не соответств. чувствам женщин, переживающ. грех как отсутствие гордости, честолюбия или самоуважения. Особое значение для феминисток - идея о несостязательн. взаимоотношениях, избегающ. понятия, как низкое самоуважение и пассивность, как характерным чертам традицион. женск. поведения в обществах господства мужчин; 3. Личность Христа. Розмари Редфорд Рютер ("Сексизм и разговоры о Боге") - христология основн. почва для сексизма в христ-ве. Элизабет Джонсон ("Рассмотрим Иисуса: Волны обновления в христологии", 1990 г.) – мужск. начало Христа использ. для основания мнения - только мужчины могут служить ролевыми моделями или аналогиями Бога. На основ. мужск. начала Христа утвержд. - человеческая норма - мужской пол, а женщины - второсортны. Пример - Фома Аквинский, назыв. женщин незаконнорожденными мужчинами. Феминистки счит. – мужск. начало Христа – условн. черта Его личности так же, как и еврейск. нац-ность. Это условн. элемент Его историч. реальности, а не существенный аспект Его личности. Поэтому это не должно быть основанием для господства мужчин над женщинами, точно так же как евреев над не евреями. Аргументы феминисток от традиционных взглядов антропологов, утвержд. женщина по природе - хранительница очага, а мужчины - охотники. 1 - феминистки утвержд., их орган-ции строятся вокруг ценностей созидания и мирного сосуществования, и берут своё начало во врожденных женс. чертах хар-ра (биол. обяз. – рожать и воспит. детей). Антрополог-феминистка Риан Айслер («Чаша и клинок») полаг., что выживание доиндустриальн. обществ зависело от взаимосвязанности женщин (раздел ресурсов, основа общины – воспитание детей). Предсовременные женщины были более предрасположены к приготовлению пищи для индивидов и общины, поскольку это повышало их шансы на выживание в периоды зависимости из-за естественных циклов рождения детей, а также из-за болезни и старости. Пониженная мобильность женщины с зависимыми от нее детьми затрудняла добычу ресурсов в общине. Женские общины были, в конечном счете, уничтожены множеством сил, которые поставили их созидательные и воспитательные способности под контроль социальных структур, таких как христианская церковь. Мужчины по своей природе предрасположены к агрессии и насилию. Эти мужские черты подрывают женский идеал и мешают развитию в сторону матриархальной утопии. При этом культурный феминизм вновь подтверждает традиционные взгляды на половую роль, где женщины считаются ориентированными на отношения, а мужчины - индивидуалистами.
36. Понятия тоталитаризма и авторитаризма. Характерные черты и проблемы мультикультурализма. Плюрализм, политкорректность и религиозная антропология.
Тоталитаризм (от лат. totalitas — цельность, полнота) — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Термин «тоталитаризм», впервые появившийся у Джованни Амендолы в 1923 для критической характеристики режима Муссолини, был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать философ Джованни Джентиле. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что все аспекты жизни чел-ка подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего явится неизбежная эволюция общества в сторону тоталитаризма (появл. и массовая культура). Таким образом в 20-40-х г. XX в. сформировалось ряд тоталитарных гос-в с характерными репрессивными однопартийными системами, возглавляемые сильными лидерами, стремящиеся к всеохватывающему контрлю и презывающие порвать со всеми традициями во имя высшей цели. У.Черчилль - «Фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма». Теории «тоталитарной модели», стала предметом научных исследований таких специалистов, как Арендт, Фридрих, Линц и др., целью тоталит. контроля над обществом явл. его организация по един. плану. Всё население гос-ва мобилиз-ся для поддержки правящей партии и её идеологии, декларир-ся приоритет обществ. интересов над частными. Организации не от «власти» ограничив-ся или запрещ-ся. Традиции в нормах морали отвергается, и этика рассматр. с научных и идеологич. позиций. После 60-х гг. 20 в. (хрущ. «оттепель») кризис теории, т.к. не могла объясн. процесс ослаблен. режима изнутри. Во 2-й пол. 1980-х утвержд-е, что тоталит. режимы не способны сами инициировать радикальн. реформы, признано ошибочным. Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах. Макс Вебер – тоталитаризму предшеств. кризис, обострение конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира (проявл. себя на социальном, экономическ., идеологич. уровнях). Тоталитаризм т.о. решение этого конфликта путем объединен. всего общ-ва в единое целое, под единой идеей. Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др. рассматр. тоталитаризм как крайнюю форму коллективизма (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдел. гражданина, для их же счастья. Отсюда и не стеснение в методах. Т.о. личность в этих системах становится ее винтиком, личность ценна только тем, что она может внести в общее дело. Сам индевид не ценит свою личность, и готов умереть за светлое будущее потомков. Авторитари́зм (от лат. auctoritas - власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин введён Франкфуртской школой неомарксизма и означ. набор социальн. характеристик, присущих политич-ой культуре, и массовому сознанию. По Дирку Берг-Шлоссеру разновидности авторитаризма: 1. Традиц-ые абсолют. монархии. 2. Традиц. авторитарные режимы олигархического типа. (Латин. Америка). 3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (Камерун, Россия в 1990 - 2000гг., Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972 - 1985 гг.). 4. «Соц. страны» со всеми типами социализма (исчезла). 5. Военные режимы. Разновидность авторитаризма - теократические режимы – политич. власть сконцентрирована в руках духовных лиц. Авторитарный режим - Это "компромисс" между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т к Д. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии - по экономическому, т.е. люди, не имея полит. прав, имеют всю полноту экономических прав. Мультикультурали́зм (М-зм.) - направление на развитие и сохранение культурных различий. М-зм альтернатива концепции «плавильного котла» (США). М-зм - аспект толерантности, озн. параллельн. существ-ние культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечел-ском русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна высоким уровень культурн. развития. В соврем. Европе м-зм предполаг. включение в её культурн. поле элем-тов культур иммигрантов стран «3-го мира». Критики м-зма утверждают, что получается разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, т. к. подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития пришельцев несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны м-зма неизменно падает. Плюрализм (лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Термин введ. в нач. 18 в. Христианом Вольфом, для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. В кон. 19-20 в. плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрич-х фил-фских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм У. Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений. Политкорректность - требование соблюдать приличия. Политкорректность в том, чтобы в языке избегать того, что могло быть оскорбительным для лиц по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста.
37. Религиозная антропология и массовая культура. Характерные черты массовой культуры и ее соотношение с постмодернизмом.
Явление массовой культуры (М.К.) привлекло внимание исследователей после 2-й мир. войны. Основные принципы на которых строится масс. культура: 1) наличие средств быстрого распространения (кино, радио, телевидение, интернет), что определяет облик масс. культуры. Выразительные средства выбирают для себя культуру (что лучше продается), а не наоборот как раньше, т.е. определяют формы, облик, принципы построения культуры. Для антропологии, с Малиновского, характерен интерес к функции явления. 2) функционально масс. культура необход. чел-ку для заполнения свободного времени (следствие индустиализмции, урбанизации). Потребитель не ждет от М.К. решения глубинных, глобальных проблем, философских, мировоззренческих вопросов. 2.1.) Психотерапевтическая функция – М.К. создает ощущение стабильности, понятности и объеснимости всего происходящего, доступности понимания, иллюзию понимания мира. Ряд исслед-лей обр. внимание что несмотря на психотерапевт. эффект, иногда произведения М.К. выдвигают проблему и сами же её решают (всё решаемо). Содержательные черты М.К.. (1) Доступность – не должна зависеть от уровня интеллекта. (2) Узнаваемость – сюжет и типажи должны быть узнаваемы (золушка, ромео и джульета), «радость узнавания». (3) Противопоказаны: неизвестное зрителю, будоражещее, неразрешимы проблемы, загадочность мира. (4) Типажи не индивидуализированы, предсказуемость их поведения. Допускают «вчитывание» зрителем в персонажи близких себе смыслов. (5) Жанровость – жесткие требования к форме, жанру, сюжетным ходам. (6) Эскопизм – (Escape – англ. спасение) бегство от реальности, напряженности жизни уходом в иллюзорный мир. (7) Помощь в освоении новых явлений жизни, но в побочной сюжетной линии, не нарушая чувство стабильности. База М.К. лежит не в русле постмодерна, хотя и несет его идеологическ. клише, не противоречащие принципам психотерапевтической функции. М.К. и постмодерн близки в оторванности от реалий жизни, большом значении символических ценностей. Постмодерну хар-рны: стремление к разрушению стабильности, нестаблиность форм и жанра, стабильность иллюзорна. Религиозная антропология в парадигме М.К. выражается в наличие типажа - «типичного верующего» (священник, прихожанин и т.д.), с присущим религиознам плюрализмом. Видит главным в религии гуманизм, свободу, плюрализм, антропоцентричность. Главным во всех рилигиях М.К. видит в устремленности к одному богу-абсолюту. Образы творца и потребителя масс. культуры трудно совместить с христианской антропологией. Установка на стандартность, заданность, обезличенность, типажность напоминает дохристианскую (греческие) антропологию.