Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:31, доклад
Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна Европы
после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного, от
Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и
Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на Юге –
Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией,
Швейцарией и Андоррой.
Трудовые ресурсы используются в общественном производстве приблизительно на
2/3 из-за низкой трудовой активности женщин, роста числа учащихся
трудоспособного возраста и хронической безработицы, особенно выросшей в 1975-
1976 гг. Из общего числа (22,2 млн. человек в 1974 г.) экономически активного
населения 11% занято в сельском хозяйстве, лесном и рыболоводстве, 37,4% - в
промышленности и
В городах проживает 70% населения (1995). Осуществляется государственное
регулирование урбанизации - сдерживание роста Парижа, стимулирование развития
др. городов (Лион, Марсель, Лилль, Бордо, Нант, Нанси-Мец, Тулуза,
Страсбург), строительство новых "городов разгрузки". Крупнейшие агломерации -
Париж, Лион, Лилль, Марсель, Кот-д’Азюр (Ницца), Бордо.
Для сельской местности типичны мелкие деревни и хутора; 104,2 человек на 1 км
2 (1991), в индустриально-
Парижа) – более 300 человек; высока плотность населения также по долинам
крупных рек и на морском побережье. В горах и районах с малоплодородными
почвами (Ланды, Солонь и др.) – менее 20 человек на 1 км2.
Французская нация состоит
из людей различных
вместе. Объединению нации способствует единый государственный язык –
французский, а также разветвленная система дорог, связывающих различные районы
страны в единую территорию с центром в Париже. По сравнению с общей площадью
численность населения страны относительно низка, немногим более 57 млн.
жителей, в том числе – 4,5 млн. иностранцев. Франция по этому показателю
занимает 4-е место в Западной Европе после Германии, Италии и Великобритании.
Распределено население крайне не равномерно: две трети французов проживает на
менее чем одной десятой части всей территории страны. Так в 15 экономических
районах из 22 плотность населения не достигает и ста человек на 1 км2
(на Корсике, например, менее 30), и лишь три экономических района Франции по
плотности населения могут быть сопоставимы с наиболее густонаселенными районами
Европы, а именно: Эльзас – 200 жителей на 1 км2, Кор-Па-де-Кале -
320, Иль-де-Франс – 860.
В 1997 году население общая
численность населения
человек, средняя плотность населения – 104 человека на кв. км.
40% работают
40% из этих работающих
либо военные, либо препода-
Численность населения Франции в 2005 году, по всей вероятности, достигнет
58,6 млн. человек, т.е. превысит население Италии. Однако при этом число
молодых людей сократится, а по общей численности населения Франция перейдет с
20-го места (сейчас 1% всех
жителей Земли живет во
доля в мировом населении составит лишь 0,7%. Значит, ей будет трудно
сохранить за собой место в пятерке самых развитых мировых держав. Не случайно
Франция идет на расширение деловых связей с более дальними соседями в
Центральной и Восточной Европе, а также с будущими странами-гигантами
третьего мира: Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой.
1500000 французов
живут за рубежом
Общая характеристика хозяйства
Франция входит в пятерку
высокоразвитых государств мира. По размерам территории и населения она
принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. Франция находится на
четвертом месте после США, Японии, Германии по объемам ВВП, промышленного
производства и доле в мировой торговле и на третьем – по масштабам банковской
деятельности. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%
сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Экономика Франции отличается мощной индустриальной базой и
диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными
отраслями (авиаракетостроение, энергетика, транспорт и связь,
агропромышленный сектор). Из месторождений полезных ископаемых наиболее
значительны запасы каменного угля, железной руды, бокситов, газа, урановых
руд, калийных солей.
Важное место в экономике страны занимают научные исследования и
информационное обслуживание.
Франция ведет научные
кругу проблем: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование средств
связи, некоторые виды электроники промышленного назначения.
Среди стран ОЭСР Франция занимает 4 место по совокупным расходам на НИОКР,
уступая США, Японии и Германии, и 5 место по объему расходов промышленных
фирм на НИОКР (после США, Японии, Германии и Великобритании).
Расходы на НИОКР сконцентрированы в небольшом числе отраслей: 75% всего
объема НИОКР в промышленности приходится на электронику, авиаракетостроение и
космическую промышленность, автомобилестроение, химию, фармацевтику и
энергетику, 19% - на долю отраслей
военно-промышленного
время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая
промышленность и других эти расходы незначительны.
Франция является третьей ядерной державой мира и первой в Западной Европе и
остается ведущей
ракетостроения. Ракетоноситель «Ариан» обеспечиват лидирующие позиции страны
в коммерческих запусках космических спутников гражданского и военного
назначения.
Промышленность
Современная Франция – одна из наиболее развитых индустриальных
капиталистических стран. По размеру валового национального продукта и объему
промышленного производства она занимает четвертое место после США, Японии и
Германии. Однако по степени концентрации производства, размерам предприятий и
капиталовложений, а также по удельному весу промышленности в экономике страны
Франция продолжает значительно отставать от этих государств. Франция занимает
5 место по объему промышленного производства и 49 по экспорту капитала.
Ведущая отрасль промышленности - пищевая. ВНП Франции оценивается
ориентировочно в 1.300 млрд. долларов и ставит Францию на 4 место в мире по
уровню экономического развития и экспорту. 9 французских компаний входят в
100 крупнейших компаний мира. Промышленность Франции - на 5-ом месте в мире,
обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций, 80% экспорта. Государственный
сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20% оборота и около
30% экспорта. Средние и крупные предприятия (более 500 человек) занимают
господствующее положение - 46% занятости, 56% рынка, 72% экспорта.
Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь
Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности.
В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве
электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической
промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных
заказов, увеличивается. В
то же время в металлургии
а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например, текстильной,
наблюдается застой.
Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного жителя в
среднем приходится 4 тысячи кВт/час электроэнергии в год. Однако в
производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, Германии,
Великобритании и Канаде. Треть электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС.
Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях реки Изер.
Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее
эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется
строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в
основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в угольных
бассейнах, либо около крупных городов или у морских портов.
Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций. Например, в
устье реки Рона в Бретани работает самая мощная в мире электростанция,
использующая энергию морских приливов.
Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во Франции
особенно большое внимание
уделяется использованию
использования атомной энергии Франция занимает третье место в Зарубежной
Европе после Великобритании и Германии. Важные центры атомной промышленности
– Пьер лат и Мар куль. Ядерное топливо дают главным образом урановые руды,
которые добываются в Центральном массиве, в Ванде и других районах Франции.
Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично урановые руды ввозятся
из стран Африки.
Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны густой
сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы ГЭС и
тепловых электростанций.
Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских товаров.
Большой популярностью во многих странах мира пользуется французская одежда,
обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и коньяки.
Но после I Мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая индустрия:
автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а также
химическая промышленность.
Быстрее всего развивается
нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и автомобильная
промышленность и электроника.
По масштабам промышленного производства Франция превосходит Великобританию и
Италию, но значительно уступает Германии.
Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной
промышленности, некоторых отраслей электрометаллургии, электротехники и
химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов.
Франция – третья в мире космическая держава.
В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия. В горных
районах – Центральном массиве, Савойе, Пиренеях – вблизи источников дешевой
гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся специальные
стали высокого качества.
Главные отрасли французской промышленности, где производится около 2/5
стоимости промышленной продукции, - это машиностроение и металлообработка.
Особенно большое значение имеют транспортное машиностроение и электротехника.
Франция сыграла значительную роль в развитии мирового машиностроения. За год
выпускается 3,5 – 4 млн. автомобилей, из них около 9/10 легковые. Французские
компании имеют свои автосборочные заводы в 30 странах мира. Легковые
автомобили производятся в основном на заводах двух компаний: государственного
предприятия “Рено”, дающего 2/5 машин, и крупной частной фирмой “Пежо-
Ситроен”. В 1898 году фирма, основанная братьями Renault выпустила первый
автомобиль, а уже через пятнадцать лет она превратилась в мощный концерн,
производивший легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы, морские и
авиационные двигатели. Renault всегда имел свое яркое, легко узнаваемое лицо.
В новое тысячелетие
старейшая французская
транснациональный стремительно развивающийся концерн. Кроме прочных позиций
на всех европейских рынках, Renault является ведущим авто производителем
Турции, Латинской Америки, укрепляет позиции в Марокко, Китае, Тайване и
Малайзии.
Французские конструкторы работают над новыми типами автомобильных двигателей,
использующий электроэнергию и газ.
Всемирную известность получили гражданский реактивный самолет “Каравелла” и
французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и бомбардировщики
“Мистер” и ”Мираж” и другие. По числу занятых в авиационной промышленности и
масштабам производства Франция занимает третье место среди капиталистических
стран, уступая лишь США и Великобритании. Главные авиационные заводы
расположены в Париже и Тулузе.
Богатые традиции и опыт
имеет французское
ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1 млн. бр.-
рег. тонн.
Также во Франции имеет большое значение строительство, сооружения
архитектуры, многочисленные мосты через реки.
Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и
электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским фирмам.
Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров, стиральных машин.
Во Франции развиты
и другие отрасли машиностроения – производство станков и с/х машин, часов и
оптических приборов. Франция в большом объеме производит оружие и поставляет
его в различные страны мира.
После II Мировой Войны во Франции резко возросло значение химической
промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с
каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. В этой отрасли работает более
400 тыс. человек. Крупнейшие химические предприятия есть во всех районах
Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы, производящие
аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено производство калийных
удобрений, в Ландах – целлюлозы и скипидара. На дешевой электроэнергии в
Альпах и Пиренеях работают заводы азотных удобрений и взрывчатых веществ.
Самый важный и универсальный центр химической и резиновой промышленности –