Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:31, доклад
Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна Европы
после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного, от
Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и
Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на Юге –
Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией,
Швейцарией и Андоррой.
французских королей). Популярны среди многочисленных туристов Монмартр,
Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем
находятся Евродиснейленд – первый парк развлечений такого масштаба в Европе.
Государственный строй
Франция – республика (Republique Francaise). Действующая конституция одобрена
референдумом 28 сентября 1958 года и вступила в силу 4 октября 1958 года
(изменения и дополнения вносились в 1960, 1962, 1963, 1674, 1976 годах).
Установленный конституцией
1958 года государственный строй
республикой.
Глава государства – президент, избирается на 7 лет прямым и всеобщим
голосованием по мажоритарной системе (2 тура). Избранным считается кандидат,
получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если в 1-и туре
голосования ни один кандидат не получил требуемого числа голосов, провидится
2-й тур. В нем участвуют лишь 2 кандидата, набравшие в 1-м туре наибольшее
число голосов. Все президенты Пятой республики избраны по указанной системе
во 2-ом туре. Президент, согласно конституции, имеет широкие полномочия. Он
назначает и смещает премьер-министра и членов правительства,
председательствует в Совете Министров, в Высшем Совете обороны и Комитете
обороны, обнародует законы, ставит на референдум проекты законов и другие
вопросы, имеет право роспуска парламента, назначает на все высшие гражданские
и военные должности, является
верховным главнокомандующим
силами, осуществляет право помилования. Особое значение имеет право
президента объявлять чрезвычайное положение.
Высший орган законодательной власти Франции – двухпалатный парламент.
Состоит из Национального Собрания (577 депутатов: 555 от метрополий , 22 – от
заморских департаментов и территорий) и Сената (321 сенатор). Национально
Собрание избирается населением на 5 лет прямым всеобщим, тайным голосованием
по мажоритарной системе абсолютного большинства в 2 тура. Сенат – в порядке
косвенных выборов на 9 лет (с обновлением на 1/3 каждые 3 года) по
мажоритарной системе абсолютного большинства в 2 тура (в департаментах,
избирающих 5 и более Сенаторов – по пропорциональной системе). В коллегию
выборщиков по департаментам входят: депутаты Национального собрания от
данного департамента, члены генерального совета и делегаты от муниципальных
советов. Парламент собирается на сессии 2 раза в год (2 октября на 80 дней и
2 апреля не более чем на 90 дней). Чрезвычайные сессии созываются президентом
по требованию премьер-министра и ли большинства членов Национального
Собрания. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами,
указанными в конституции, из его ведения исключаются многие сферы
государственного управления, которые регламентируются актами правительства
(т.н. регламентарная деятельность). Исполнительная власть принадлежит
президенту и правительству – Совету Министров, состав которого входят
премьер-министр, государственные министры и государственные секретари. Члены
правительства не могут быть депутатами парламента.
Органом конституционного надзора является Конституционный совет, который
также следит за правильностью избрания президента, членов парламента и ходом
референдумов. Состоит из 9 членов, которые назначаются на 9 лет президентом,
председателем Национального собрания председателем Сената (по 3 человека
каждым); в него входят бывшие президенты Франции.
Консультативным органом при правительстве является Экономический и социальный
совет, состоящий из 200 представителей различных профессиональных категорий,
назначаемых на 5 лет.
В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым
президентом. Префект наделен широкими полномочиями: ему подчинены все службы
центральных ведомств в департаменте, он осуществляет административный
контроль над муниципальными службами, руководит полицией и т.д. Имеется также
орган самоуправления – Генеральный совет, избираемый населением на 6 лет (с
обновлением на 1/2 каждые 3 года).
В коммунах избирается на 6 лет муниципальный совет, который избирает мэра.
Мэр является также представителем центральной власти и главой местной
полиции.
Судебная система включает 469 судов низшей инстанции (действует в составе 1-
го судьи, который председательствует также при рассмотрении мелких
правонарушений так называемым полицейским трибуналом), 181 суд 2-й (большой)
инстанции. Имеются также исправительные суды, рассматривающие более серьезные
правонарушения, за которые
закон предусматривает
свободы на срок до 5 лет. Апелляционной инстанцией для вышеуказанных судов
является апелляционные суды (в 1976 – 32). Для рассмотрения крупных
уголовных дел в каждом департаменте образованы суды ассизов, где дела
слушаются с участием присяжных заседателей. Высшая судебная инстанция –
кассационный суд. В 1963 году
был создан специальный суд
безопасности. Кроме того, имеются торговые суды (так называемые советы
сведущих людей), суды по делам несовершеннолетних.
Дисциплинарными вопросами, а также вопросами назначения и продвижения судей
ведает назначенный президентом и действующий под его председательством Высший
совет магистратуры.
Существует система органов административной юстиции, высшим органом которой
является Государственный Совет.
Перспективы развития в 2003-2015 гг.
Хозяйственное развитие в ближайшие 15 лет, по всей вероятности, будет
соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В
частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у
Франции как минимум в пределах 2,4-2,6%.
Внешние факторы развития, прежде всего углубление и расширение интеграционных
процессов, хорошо известны. Поэтому подробнее остановимся лишь на факторах
внутреннего характера. Для обеспечения необходимых темпов роста Франции нужно
сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта и внутреннего спроса
(прежде всего личного потребления и инвестиций). Это ставит пред страной
задачу более активной адаптации к мировому спросу, в котором, очевидно,
усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока же здесь Франция
отстает. В национальном экспорте на долю машин и оборудования приходится
всего около 48%, что заметно меньше, чем у США или ФРГ. Напротив, удельный
вес изделий более низкой степени обработки выше, чем у основных конкурентов.
Чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х гг.
общехозяйственной и промышленной специализации, Франции предстоит прежде
всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь,
потребует его концентрации. Сейчас самыми крупными национальными частными
фирмами являются «Данон» и «Л`Ореаль» (по биржевой капитализации и обороту
они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях
западноевропейских компаний).
Вывод
Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается
мощной промышленной базой
и диверсифицированным
развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во
французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и
внешнего характера.
Франция не избежала азиатского
финансового кризиса и
стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым
лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда,
слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.
Стране необходимы серьезные институциональные реформы, которые, в свою
очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения частного бизнеса,
преодоления так называемого антииндустриального настроения массы
предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни риска в
промышленности, предпочтения финансовых операций и т.д. Правда, в стране уже
начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших образование за
рубежом и признающих несостоятельными традиционные для национального
предпринимателя ценности.
Для укрепления позиций предпринимателей необходимо изменить также в их пользу
соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным субъектом –
государством – путем
либерализации экономической
лет произойдут перемены в наиболее жесткой сфере этой политики –
регулировании рынка труда.
Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет
рассасываться, как в США, т.е. путем повышения занятости по крайней мере в
частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы
инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне личного
потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и
психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего
спроса.