Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:31, доклад
Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна Европы
после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного, от
Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и
Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на Юге –
Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией,
Швейцарией и Андоррой.
Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают государственную
проблему более равномерного размещения производства, в чстности вопросы
децентрализации (например, ограничение роста Парижа и другие) и подъема
хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития,
с хронической безработицей и оттоком населения. Для решения
общегосударственных территориально-хозяйственных проблем страна разделена
была (в 1956 году Генеральным комиссариатом по планированию при Совете
Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в каждом),
а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены генеральные зоны
экономических исследований и планировки территорий или крупные экономические
районы.
Парижский район
вещий район Франции. Он
выделяется своей
хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем.
Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции
Франции (по стоимости). Большое экономисекое значение имеет долина нижней Сены
с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и
крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности.
1. Северный район
Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по
текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству
оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали
и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет
производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов,
стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное
производство. Главная группа
текстильных предприятий
слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт,
электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов
размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене).
Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные
металлургические, судостроительные
и нефтеперерабатывающие
2.
Восточный район
Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность
выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и
каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек
Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и
Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около
½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги.
Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный
центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы
«Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики
(Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.
3. Лионский район
Промышленный район, занимает
3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и
2-е (после Парижского)
по объему промышленного
промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали,
алюминия – 1-е место во Франции), машиностроение, химия (особенно
промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы
Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из
химического волокна), пищевое,
кожевенно-обувное
спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и
другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города –
Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.
5. Западный район
Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и
Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк).
Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство переработка рыбы, устричный
промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно вырос в
результате государственно-
подъема аграрных районов. Самый крупный город, промышленный узел и центр
тяготения для большей части района – Кант.
6. Юго-Западный район
Промышленно-аграрный район
занимает главным образом Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами
Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район имеет значительные
сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти
(Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность
(Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой
промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли
металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная
часть жителей занята в сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза –
промышленные и торгово-
7. Среднеземноморский район
Промышленно-аграрный и
курортный район. С начала 60-х гг. население быстро растет. Интенсивное
высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на производство
винограда, овощей фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита пищевая
промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют курорты
(Французская Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах
Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты –
Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической,
металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.
Внешние экономические связи.
В условиях происходящей структурной
перестройки в экономике
возрастающую роль играют внешнеэкономические связи, прежде всего внешняя
торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей и главной формой
участия страны в системе мирохозяйственных отношений. За этот период
проявилась тенденция к опережающему росту экспортных и импортных операций по
сравнению с общими темпами экономического развития Франции, а 80-90гг.
отмечены дальнейшим усилением зависимости экономики от мирового рынка.
Величина внешнеторгового оборота на душу населения во Франции в среднем равна
8700 долларов в год.
Импорт товаров и услуг
23%. За 80-е гг. внешнеторговый оборот Франции в стоимостном выражении
практически удвоился, а среднегодовые темпы его прироста значительно
превышали аналогичные показатели как для ВВП, так и для промышленного
производства страны. В 1990г. стоимость французского импорта превысила
стоимость экспорта (1226 млрд. франков против 1176 млрд.), в результате чего
баланс внешней торговли был сведен со значительным дефицитом, который в
последние годы приобрел хронический характер и превратился в одну из
серьезных проблем французской экономики.
Рост открытости французской
экономики проявляется в
направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная
квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе
отраслей электротехнического
и транспортного
Значителен экспорт следующих промышленных товаров: электротехнического
оборудования (9%), цветных металлов и продуктов органической химии (около
9%), продукции тонкой химии и черной металлургии (10%), фармацевтических
товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла
(второе место после Германии – 14%).
Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным конкурентам
(Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым факторам, роль
которых значительно усилилась в последние годы. Это прежде всего касается
качества товара и его безопасности, своевременной поставки и послепродажного
оборудования, гибкости товарного экспорта, расходов на рекламу и степени
изучения потребностей рынка.
В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности включают
продукцию мебельной, бумажной, текстильной и кожевенно-обувной
промышленности, бытовые электроприборы и некоторые изделия бытовой и
промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечно-прессовое
оборудование.
В последние годы происходят значительные изменения в механизме
государственного
экспорта. Регулирование
направлено на повышение
французских товаров, носит комплексных характер и затрагивает, помимо сферы
реализации товаров и стадию экспортного производства. Значительно расширены
методы и средства государственного вмешательства, которое отличает
селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его
основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях.
Главными внешнеэкономическими партнерами Франции являются государства-члены
Европейского Союза. На страны ЕС приходится 60% товарооборота страны, они
поглощают 60% французского экспорта, а по вывозу сельскохозяйственной
продукции их доля доходит до 78%. В автомобилестроении соответствующий
показатель равен 70%. Основным торговым партнером в этом регионе является
Германия, на долю которой приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором
месте – Италия (12%), далее следуют Ирландия и Нидерланды. Особое место
занимает Великобритания, в которой стремительно возрастает продажа
электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. В целом экспорт Франции в другие
страны ЕС состоит в основном из товаров высокой степени специализации, в то
время как высококачественное оборудование и продукты массового потребления в
его структуре предоставлены недостаточно.
Страны ЕС являются и основной сферой французского зарубежного инвестирования
капиталов (около 70% от объема зарубежных инвестиций). Основные объемы
французского капитала
инвестированы в экономику
Другим важным партнером Франции являются США, их удельный вес равен 6,1%.
Франция поставляет в США продукцию металлургической промышленности, а также
сельскохозяйственные продукты высшего качества (вино, сыры и т.п.).
Присутствие товаров американского
происхождения в импорте
весьма ощутимым практически по всем основным видам промышленной продукции
(энергетика, химическое производство, компьютеры, авиадвигатели, продукция
личного потребления всех категорий).
Однако следует хорошо понимать, что франко-американские отношения выходят за
рамки связей строго двустороннего характера. Они затрагивают всю совокупность
внешних экономических
отношений между развитыми
конфликт во время последней фазы Уругвайского раунда в рамках ГАТТ отразил,
как известно, противодействие интересов между Францией и США в отношении
контроля над крупными сельскохозяйственными рынками, в отношении продажи
услуг и авиаоборудования гражданского и военного назначения.
В 80-е гг. французские компании вышли на 6 место и среди иностранных
инвесторов в США. Инвестиции направляются в основном в металлургию, угольную,
химическую и нефтяную промышленность, а также в производство автомобильных
шин.
По сравнению с экономическими связями с США франко-японские отношения
представляются более скромными.
Французский экспорт в Японию составляет менее 3% и наполовину состоит из
электронных компонентов и материалов. Что касается японских продуктов
массового потребления, таких как фотоаппараты, мотоциклы, магнитофоны,
телевизоры, то они фактически заполонили французский рынок. И хотя для
японских промышленников французский рынок является второстепенным, франко-
японский торговый дефицит увеличивался в огромных пропорциях. Если в 80-х.
гг. он находился на шестом месте среди двусторонних дефицитов, ранжированных
по размерам во французской внешней торговле, то с 1992 г. он стал первым,
превысив величину дефицитов в торговле с США и Германией.
В странах третьего мира, помимо бывших колониальных владений, позиции Франции
очень неоднородны и в целом имеют тенденцию к ослаблению. Относительно
неплохо развит торговый обмен с новыми индустриальными странами, в первую
очередь с Тайванем. Однако французские фирмы продолжают осваивать этот рынок
только в традиционных и очень узких областях, таких как парфюмерия,
кожгалантерея, шампанское, ликеры.
Латинская Америка поглощает только 3% французского экспорта, на её долю
приходится только 2% импорта Франции.
Доля Африки во внешнеэкономических связях Франции сократилась с 13,3% в 80-х
гг до 7% в 90-х гг.
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых