Франция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна Европы
после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного, от
Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и
Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на Юге –
Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией,
Швейцарией и Андоррой.

Файлы: 1 файл

Франция.docx

— 86.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают  государственную

проблему более равномерного размещения производства, в чстности вопросы

децентрализации (например, ограничение роста Парижа и другие) и подъема

хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития,

с хронической безработицей и оттоком населения. Для решения

общегосударственных территориально-хозяйственных  проблем страна разделена

была (в 1956 году Генеральным  комиссариатом по планированию при  Совете

Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в  каждом),

а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены генеральные  зоны

экономических исследований и планировки территорий или крупные  экономические

районы.

    

Парижский район

 

 

     вещий район  Франции. Он

выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским

хозяйством, густой сетью  путей сообщения; его жизнь тесно  связана с Парижем.

Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции

Франции (по стоимости). Большое  экономисекое значение имеет долина нижней Сены

с городами Руан и Гавр –  главный выход к морю для Парижского района и

крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности.

    

1.                      Северный район

 

 

Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по

текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству

оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали

и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет

производство локомотивов  и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов,

стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное  и кружевное

производство. Главная группа текстильных предприятий находится  в 3-х

слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт,

электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов

размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене).

Выросло значение Дюнкерка – порта  и промышленного центра (новые крупные

металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

    

2.

    

Восточный район

Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая  промышленность

выросла на основе использования  местной железной руды, угля, калийной и

каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам  рек

Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и

Эльзас – главные  районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около

½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги.

Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный

центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы

«Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики

(Безансон). Другие крупные  промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.

    

3.                      Лионский район

    

     Промышленный  район, занимает

3-е место во Франции  после Парижского и Западного  районов по числу жителей и

2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли

промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной  стали,

алюминия – 1-е место  во Франции), машиностроение, химия (особенно

промышленность органического  синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы

Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из

химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство

спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан  и

другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные  города –

Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

    

5. Западный район

 

Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и

Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк).

Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство  переработка рыбы, устричный

промысел. Промышленный потенциал  района с конца 50-х гг. заметно  вырос в

результате государственно-монополистической политики децентрализации и

подъема аграрных районов. Самый крупный город, промышленный узел и центр

тяготения для большей  части района – Кант.

    

6. Юго-Западный район

     Промышленно-аграрный  район

занимает главным образом  Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами

Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район  имеет значительные

сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти

(Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность

(Тулуза, Бордо), отдельные  предприятия алюминиевой, химической и пищевой

промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие  отрасли

металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов  основная

часть жителей занята в  сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо  и Тулуза –

промышленные и торгово-транспортные центры района.

    

7. Среднеземноморский район

 

 

     Промышленно-аграрный  и

курортный район. С начала 60-х гг. население быстро растет. Интенсивное

высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на производство

винограда, овощей  фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита  пищевая

промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют  курорты

(Французская Ривьера  с центрами в Ницце и Канне,  новые курорты на берегах

Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты  –

Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической,

металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.

    

 

Внешние экономические  связи.

В условиях происходящей структурной  перестройки в экономике Франции  все

возрастающую роль играют внешнеэкономические связи, прежде всего внешняя

торговля, являющаяся одной  из наиболее динамичных отраслей и  главной формой

участия страны в системе  мирохозяйственных отношений. За этот период

проявилась тенденция  к опережающему росту экспортных и импортных операций по

сравнению с общими темпами  экономического развития Франции, а 80-90гг.

отмечены дальнейшим усилением  зависимости экономики от мирового рынка.

Величина внешнеторгового  оборота на душу населения во Франции  в среднем равна

8700 долларов в год.  Импорт товаров и услуг составляет 23,5% ВВП, экспорт –

23%. За 80-е гг. внешнеторговый  оборот Франции в стоимостном  выражении

практически удвоился, а  среднегодовые темпы его  прироста значительно

превышали аналогичные  показатели как для ВВП, так и для промышленного

производства страны. В 1990г. стоимость французского импорта  превысила

стоимость экспорта (1226 млрд. франков против 1176 млрд.), в результате чего

баланс внешней торговли был сведен со значительным дефицитом, который в

последние годы приобрел хронический  характер и превратился в одну из

серьезных проблем французской  экономики.

Рост открытости французской  экономики проявляется в увеличении экспортной

направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная

квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе

отраслей электротехнического  и транспортного машиностроения.

Значителен экспорт  следующих промышленных товаров: электротехнического

оборудования (9%), цветных  металлов и продуктов органической химии (около

9%), продукции тонкой  химии и черной металлургии  (10%), фармацевтических

товаров (более 12%), изделий  из каучука и пластмасс (около 13%), стекла

(второе место после  Германии – 14%).

Вместе с тем французские  товары серьезно уступают своим основным конкурентам

(Японии, США, Германии, Италии  и Великобритании) по неценовым  факторам, роль

которых значительно усилилась в последние годы. Это прежде всего касается

качества товара и его  безопасности, своевременной поставки и послепродажного

оборудования, гибкости товарного  экспорта, расходов на рекламу и  степени

изучения потребностей рынка.

В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности  включают

продукцию мебельной, бумажной, текстильной и кожевенно-обувной

промышленности, бытовые  электроприборы и некоторые изделия  бытовой и

промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечно-прессовое

оборудование.

В последние годы происходят значительные изменения в механизме

государственного регулирования  внешней торговли страны, и прежде всего

экспорта. Регулирование  направлено на повышение конкурентоспособности

французских товаров, носит  комплексных характер и затрагивает, помимо сферы

реализации товаров и  стадию экспортного производства. Значительно  расширены

методы и средства государственного вмешательства, которое отличает

селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь  его

основных рычагов в  кредитно-финансовой и административной областях.

Главными внешнеэкономическими партнерами Франции являются государства-члены

Европейского Союза. На страны ЕС приходится 60% товарооборота  страны, они

поглощают 60% французского экспорта, а по вывозу сельскохозяйственной

продукции их доля доходит  до 78%. В автомобилестроении соответствующий

показатель равен 70%. Основным торговым партнером в этом регионе  является

Германия, на долю которой  приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором

месте – Италия (12%), далее следуют Ирландия и Нидерланды. Особое место

занимает Великобритания, в которой стремительно возрастает продажа

электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. В целом экспорт Франции  в другие

страны ЕС состоит в  основном из товаров высокой степени  специализации, в то

время как высококачественное оборудование и продукты массового  потребления в

его структуре предоставлены недостаточно.

Страны ЕС являются и  основной сферой французского зарубежного  инвестирования

капиталов (около 70% от объема зарубежных инвестиций). Основные объемы

французского капитала инвестированы в экономику Германии и Великобритании.

Другим важным партнером  Франции являются США, их удельный вес  равен 6,1%.

Франция поставляет в США  продукцию металлургической промышленности, а также

сельскохозяйственные продукты высшего качества (вино, сыры и т.п.).

Присутствие товаров американского  происхождения в импорте Франции  является

весьма ощутимым практически  по всем основным видам промышленной продукции

(энергетика, химическое  производство, компьютеры, авиадвигатели,  продукция

личного потребления всех категорий).

Однако следует хорошо понимать, что франко-американские отношения выходят за

рамки связей строго двустороннего  характера. Они затрагивают всю  совокупность

внешних экономических  отношений между развитыми странами. Евроамериканский

конфликт во время последней  фазы Уругвайского раунда в рамках ГАТТ отразил,

как известно, противодействие  интересов между Францией и США  в отношении

контроля над крупными сельскохозяйственными рынками, в  отношении продажи

услуг и авиаоборудования гражданского и военного назначения.

В 80-е гг. французские  компании вышли на 6 место и среди  иностранных

инвесторов в США. Инвестиции направляются в основном в металлургию, угольную,

химическую и нефтяную промышленность, а также в производство автомобильных

шин.

По сравнению с экономическими связями с США франко-японские отношения

представляются более  скромными.

Французский экспорт в  Японию составляет менее 3% и наполовину состоит из

электронных компонентов  и материалов. Что касается японских продуктов

массового потребления, таких как фотоаппараты, мотоциклы, магнитофоны,

телевизоры, то они фактически заполонили французский рынок. И  хотя для

японских промышленников французский рынок является второстепенным, франко-

японский торговый дефицит  увеличивался в огромных пропорциях. Если в 80-х.

гг. он находился на шестом месте среди двусторонних дефицитов, ранжированных

по размерам во французской  внешней торговле, то с 1992 г. он стал первым,

превысив величину дефицитов  в торговле с США и Германией.

В странах третьего мира, помимо бывших колониальных владений, позиции Франции

очень неоднородны и в целом имеют тенденцию к ослаблению. Относительно

неплохо развит торговый обмен  с новыми индустриальными странами, в первую

очередь с Тайванем. Однако французские фирмы продолжают осваивать  этот рынок

только в традиционных и очень узких областях, таких  как парфюмерия,

кожгалантерея, шампанское, ликеры.

Латинская Америка поглощает  только 3% французского экспорта, на её долю

приходится только 2% импорта  Франции.

Доля Африки во внешнеэкономических  связях Франции сократилась с 13,3% в 80-х

гг до 7% в 90-х гг.

В развивающихся странах  сосредоточено примерно 30% общего объема прямых

Информация о работе Франция