Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:31, доклад
Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна Европы
после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного, от
Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и
Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на Юге –
Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией,
Швейцарией и Андоррой.
Париж и его города-спутники. Здесь производятся пластмассы и автомобильные
шины, но особенно характерна тонкая химия – фармацевтика и парфюмерия, где
используются
Главная отрасль легкой промышленности Франции – текстильная. Хотя она и
утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает
одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды занято 700
тысяч человек. Швейные
и текстильные изделия
французского экспорта. Весьма широк ассортимент трикотажных изделий. Чулки,
носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны мира. По
выпуску кожаной обуви страна занимает 4 место в мире.
Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой занято 150
тысяч человек. Французские швейные изделия отличаются изяществом,
элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за пределами
страны. Главный законодатель мод – Париж, где производится более трети всей
одежды и галантереи.
Чрезвычайно разнообразны
отрасли пищевой
Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и бургунскими
винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных напитков.
Сельское хозяйство Франции
При достигнутом в 1999 году обороте в 816 млрд. франков (+1,7% по сравнению с
1998 годом), составляющем примерно 19% оборота всей промышленности, за
исключением энергетики, пищевая отрасль с большим отрывом заняла первое место
по показателям активности среди остальных отраслей промышленного
производства, опередив химическую, автомобильную, машиностроительную,
электронную и авиационную промышленность.
При товарообороте, составляющем
21% от оборота предприятий
комплекса (АПК) стран Европейского союза, эта отрасль французской
промышленности занимает первое место в Европе, несколько опережая Германию
(18,6%) и значительно - Соединенное Королевство и Италию.
Основные характеристики и
Третий по значению работодатель в промышленности
Используя труд 405 тыс. наемных работников, то есть на 0,5% больше, чем в
предыдущем году, агропромышленный комплекс является третьим по значению
работодателем в промышленном производстве.
Насчитывающая около 4250 предприятий, среди которых основную массу составляют
малые и средние предприятия (93% из них имеют менее 200 наемных работников),
пищевая промышленность рассредоточена по территории всей страны. На долю
малых и средних предприятий приходится 43% всего оборота пищевой
промышленности и 37% ее экспорта;
85 самых крупных предприятий
41% экспортных поставок. Характерно также и то, что 28% промышленных
предприятий комплекса расположены в сельской местности, в то время как для
остальных отраслей промышленности этот показатель равен 15%.
Первый по значению клиент
сельского хозяйства
Пищевая промышленность является
привилегированным партнером
числа потребителей и поставщиков. Ее предприятия перерабатывают более 70%
сельскохозяйственной
стоимостном выражении неуклонно растет. С 1993 года произведенная добавленная
стоимость в пищевой промышленности превышает аналогичный показатель в
сельском хозяйстве: предприятия агропромышленного комплекса производят 15%
добавленной стоимости, получаемой всеми отраслями промышленности Франции (230
млрд. франков в 1997 году), представляя собой первый по значению источник
добавленной стоимости в промышленности.
Занимая первое место среди клиентов сельского хозяйства, пищевая отрасль
является также самым
крупным покупателем услуг
тары и упаковочных материалов, рекламных площадей. Она в то же время - самый
крупный поставщик для розничной торговли и предприятий общественного питания.
Доля отрасли во внешнеторговом балансе Франции весьма внушительна. При объеме
экспорта в 166,9 млрд. франков пищевая промышленность имела в 1999 году
активное сальдо в сумме 50,6 млрд. франков. Это сальдо составляет около 82%
от общего положительного сальдо агропромышленного комплекса, которое
распределяется следующим образом:
-Европейский союз: 28,3 млрд. франков (56,0%);
- третьи страны: 22,3 млрд. франков (44%).
Активность, стимулируемая экспортом
Несмотря на то что около 80% оборота пищевой промышленности приходится на
внутренний рынок, ее развитие в последние годы происходило в первую очередь
благодаря экспорту, объем которого в 1999 году составил 20,4% ее оборота. С
1988 года Франция является
самым крупным в мире
промышленности.
Потребление продуктов питания
В последние 15 лет доля продуктов питания в конечном потреблении населения
постоянно снижается. Согласно национальным счетам, с 1980 по 1997 год эта
доля сократилась в стоимостном выражении с 20,4% до 16,6%.
С другой стороны, структура потребления мало изменилась; тем не менее доля
мясных продуктов сократилась на 3 процентных пункта, в частности, в пользу
молочных продуктов и рыбы. И если с 1980 года конечное потребление населением
всех товаров в целом ежегодно возрастало по объему в среднем на 2,3%, то
потребление продуктов питания увеличивалось на 1,3%. Значительно выросло
потребление безалкогольных напитков. Сократилось потребление картофеля и
сахара, а потребление кофе и чая осталось на прежнем уровне. В 1998 году
потребление населением продуктов питания увеличилось на 1,5%.
Обеспечение качества - главная задача агропромышленного комплекса
Запросы потребителей
Качество продуктов питания - понятие сложное и постоянно развивающееся. Оно
охватывает многие области, в том числе "санитарную безопасность", вкусовые
свойства, гастрономические особенности, а также честность при совершении
сделок, равно как и доверие в отношениях между поставщиками и их клиентами.
Различные аспекты этого понятия меняются в соответствии с динамикой
социально-экономического развития. В условиях насыщенности рынков
экономически развитых стран качество становится важнейшим элементом стратегии
предприятий и определяющим для потребителей критерием выбора.
Франция предвосхитила появление и распространение отличительных знаков,
характеризующих высококачественную продукцию. Так, например, подлинный
специфически местный продукт, подпадающий под контролируемое название с
обозначением места
Франции, несет на себе отпечаток культуры, истории, особенностей технологии,
соблюдения традиций, то есть всех элементов, присущих конкретной местности.
Такой продукт воплощает в себе все их разнообразие и является национальным
культурным достоянием.
Большие различия существуют
в привычках и поведении
в кулинарном искусстве. Такое культурное многообразие является национальным
достоянием народов. Его следует беречь, сохраняя местные технологии и
специфические особенности почв и поддерживая тем самым самобытные, фактически
уникальные виды экономической деятельности. Именно с этой целью объединенная
Европа ввела в 1992 году меры по охране такой специфической продукции.
Проводимая в течение многих лет во Франции политика обеспечения качества
позволила заложить основы подлинной производственной этики агропромышленного
комплекса и предоставила в его распоряжение правовые инструменты, дающие
возможность определять происхождение продукции, по достоинству оценивать
специфические технологии и защищать наименования товаров. Кроме того, были
приняты специальные законы в области здравоохранения и охраны окружающей
среды, с тем чтобы включить в понятие качества любые меры, направленные на
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Специальный правовой механизм
Соответствующий французский правовой механизм, создание которого началось в
1919 году с учреждения
контролируемых названий с
производства (АОС), а затем было продолжено в 60-е годы введением
сельскохозяйственных марок, с 1980 года включает сертификат соответствия и
обозначение "продукт биологического сельского хозяйства" (АВ). Эти официально
признанные инструменты предполагают соответствие продукции спецификациям и
проверку правильности их применения официальными сертификационными органами,
утвержденными государственными властями, после получения положительного
заключения Комиссии по торговым маркам и сертификации сельскохозяйственных и
пищевых продуктов.
Логотипы официальных знаков качества
Эти четыре знака (АОС, сельскохозяйственная марка, сертификат соответствия и
обозначение "продукт биологического сельского хозяйства") получили свое
прямое продолжение в европейском законодательстве, позволяющем объединить
правовую защиту названий продуктов с определенным географическим
происхождением, продуктов,
произведенных традиционными
биологического сельского хозяйства.
В рамках Европейского союза охраняемое название с обозначением места
производства (АОР) служит для защиты АОС. Охраняемый географический указатель
происхождения (IGP) относится также к продукции, связанной с определенным
специфическим районом происхождения, но не так тесно, как продукция АОР.
Свидетельство специфичности распространяется на продукцию, не привязанную к
определенному географическому району, но производимую традиционным или особым
способом.
Принятием закона о признании качества сельскохозяйственных и пищевых
продуктов от 3 января 1994 года и декретов о его применении государственные
власти намеревались обеспечить полную увязку между французскими знаками
качества и инструментами правовой защиты, предусмотренными законодательством
Европейского союза, с тем чтобы ослабить ограничения, упростить формальности
для производителей и не увеличивать число показателей, по которым потребитель
может убедиться в подлинности качества.
Таким образом, любая заявка на защиту продукта путем присвоением ему АОР
должна сопровождаться заявкой на контролируемое название АОС, подаваемой в
национальные органы. Любая заявка на защиту продукта путем присвоения ему IGP
или на получение свидетельства специфичности может подаваться только в рамках
заявки на торговую марку или сертификат соответствия. Структурами,
обладающими компетенцией
в области европейских
Национальный институт регистрации и охраны фирменных наименований товаров и
Комиссия по торговым маркам, которые дают свое заключение по вопросам
передачи правительством Франции в Европейскую комиссию заявок на АОР, IGP или
на свидетельство
В заключение следует отметить, что за последние годы произошел сдвиг к
лучшему пониманию терминов "географический указатель происхождения" и
"название с обозначением места производства". Многие страны разделяют мнение,
что продукты с присвоенным географическим указателем происхождения - это
продукты, обладающие оригинальным качеством, обусловленным специфическими
местными условиями, и представляющие собой общественное благо, достояние,
которое следует беречь и охранять. Это подразумевает также необходимость со
стороны всех государств взаимно уважать и охранять географические указатели
происхождения.
С точки зрения Всемирной торговой организации (ВТО) термин "географический
указатель происхождения" включает оба понятия - название с указанием места
производства и географический указатель в узком смысле слова, в зависимости
от прочности связи между продуктом и местом его происхождения. Географический
указатель происхождения обеспечивает такое же право интеллектуальной
собственности, как, например, патент или торговая марка.
Процедуры контроля
Качество пищевых продуктов контролируется на всех этапах их производства и
распределения.
Предусмотренные законом проверки
Во Франции производство и
распределение продовольственных товаров регламентируются законами,
определяющими минимально необходимые условия проектирования, обустройства и
оборудования помещений, а также правила гигиены для персонала и оборудования.
Соблюдение этих условий удостоверяется выдачей официального санитарного
разрешения.
Государственные инспекторы регулярно проверяют соблюдение этих правил
специалистами. Так, гигиенический и санитарный контроль осуществляется с
момента изготовления продукции до ее продажи потребителю. Для контроля