Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 16:27, доклад
Ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся на уроках географии дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.
Исследовательские проекты на уроках географии.
Ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся на уроках географии дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.
В моей педагогической деятельности выстроилась система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Исследовательские проекты по географии готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди открывали мир" для 7 класса; выполнен совместный проект с учениками 9 класса "Типы сельского расселение населения",10- классники создают страноведческие проекты. Опыт показывает, что постоянно выполняя учебные проекты в 5-6 классах, к 7-8 классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над персональными проектами.
Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. На основе проектно-исследовательской методики детям предлагается создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.
Пример 1. "По следам доктора Айболита", "В поисках капитана Гранта". На основе сюжета сказки К. И. Чуковского мы ограничились решением частной задачи - реконструкцией маршрута Айболита. В ходе анализа, синтеза романа Ж.Верна - составить маршрут кругосветного путешествия. Задачами проектов было определить начальный и конечный пункты маршрутов. Обосновать свой выбор. Затем определить порядок прохождения отобранных объектов. Дать географический образ территории; рассчитать расстояние, время путешествия. После этого необходимо представить маршруты графически: нанести на карту маршрут. Продумать, как можно презентовать маршрут. Особое место в исследовательских работах занимают цикл - «Алтайские сказки как источник географических знаний».Изучение сказок и легенд алтайского народа позволяет детям изучать краеведение и этнографию.
Пример 2. Проекты по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером. Много лет существует проект «Создание виртуального острова». Дети, используя географические и картографические знания, создают свой остров, размещая природные зоны, флору и фауну, полезные ископаемые, население и инфраструктуру.
Пример 3. "Географические центры Азии". Индивидуальный проект ученика 7 класса. Цель - определить географические центры Европы, Азии, варианты проведения границы между Европой и Азией.
Пример4.Информационные, познавательные проекты. Шестиклассники делают энциклопедию шпаргалок. В 8 классе конкурс презентаций по теме "Жемчужина Восточной Сибири - озеро Байкал". «Телецкое озеро», «Алтай – золотые горы», «Почему из озера вытекает только одна река» и т.д.
6. Творческие, игровые проекты. «Практикум по энергосбережению», « Каков твой личный экологический след», «Изучение географической грамотности родителей лицеистов», «Род Майманов». Представленные проекты различаются по степени сложности, объему, могут применяться на уроках географии и во внеурочной работе. Работа с исследовательскими проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Литература:
Информация о работе Исследовательские проекты на уроках географии