Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:19, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности метода мини-проектов в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов на уроке иностранного языка.
Гипотеза: использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроке иностранного языка будет эффективным, если:
тематика проектов отражает интересы учащихся;
работа по использованию мини-проектов проводится регулярно;
соблюдаются требования к организации мини-проектов (объем, содержание, аргументированность);
демонстрационный материал мотивирует к осуществлению коммуникации на иностранном языке.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………….7
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку………………………………………....7
1.2. Психолого-педагогические критерии успешного формирования коммуникативной компетентности………………………………….....14
1.3. Методы формирования коммуникативной компетентности. Классификация проектов, их организация…………………………….19
Выводы к главе 1………………………………………………………………...25
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39………………………………………….26
2.1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39…………………………………26
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классах…………………....30
2.3. Условия эффективности формирования коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов при работе над мини проектом…………………………………………………………………34
Выводы к главе 2………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………….7
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку………………………………………....7
1.2. Психолого-педагогические
критерии успешного формирования коммуникативной
компетентности…………………………………...
1.3. Методы формирования коммуникативной компетентности. Классификация проектов, их организация…………………………….19
Выводы к главе 1………………………………………………………………...25
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39………………………………………….26
2.1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39…………………………………26
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классах…………………....30
2.3.
Условия эффективности формирования коммуникативной
компетентности у учащихся 8 классов при
работе над мини проектом…………………………………………………………
Выводы к главе 2………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас
в России происходит реформирование
системы образования, так как
ее прежнее устройство не находит
отражения в социальном заказе общества.
В этой связи перед методистами-
В законе РФ «Об образовании» отмечено, что «школьное образование должно быть направлено на формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и образовательной программы картины мира, а также должно обеспечить интеграцию личности в общество». Условием достижения этой цели является формирование у школьников умения свободно общаться, в том числе с представителями разных национальностей и культур, и понимать культурно-языковую личность инофона. [1]
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования, фиксирующем общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьника указано, что выпускник средней общеобразовательной школы должен овладеть навыками организации и участия в коллективной деятельности, уметь ставить перед собой коммуникативные цели и определять средства их достижения. [2]
В современных условиях коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые могут обеспечить успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. На сегодняшний день мы можем наблюдать, что учитель иностранного языка не имеет возможности формировать у детей необходимые иноязычные коммуникативные навыки и умения. Связано это с недостаточным количеством времени, отведенного данной стороне образовательного процесса.
На сегодняшний день существуют разнообразные методы, способствующие формированию коммуникативной компетентности. Наиболее часто используются такие методы, как пересказ, доклад, ролевая игра, учебный проект, дискуссия. В данном исследовании подробнее рассмотрен метод мини-проектов, как разновидность учебного проекта.
Метод мини-проектов способствует осуществлению коммуникативной задачи урока, развитию самостоятельности, творческому мышлению учащихся и, кроме того, пробуждает в них интерес к предстоящей работе. Однако данный метод не в полной мере реализуется в образовательных школах, так как занимает достаточное количество времени и требует основательной подготовки учителя.
Использованию метода проектов в обучении иностранному языку уделяли внимание педагоги и методисты. К.Н. Поливановой была проанализирована значимость проектной деятельности для школьников-подростков. По мнению профессора, в подростковом возрасте ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по своему замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации собственного «проекта».
И.С. Сергеев систематизировал подходы к основным вопросам организации проектной деятельности в общеобразовательной школе. Он считает, что использование метода проектов в педагогической деятельности возможно, если учитель готов к смене социальных ролей, если учитель и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют информационными компьютерными технологиями.
Новизна данного исследования заключается в систематизации знаний по формированию у детей среднего школьного возраста умений и навыков коммуникативной компетентности как необходимого условия для успешного овладения иностранным языком как средством массового межкультурного общения, а также в эффективном использовании метода мини-проектов для реализации поставленной цели.
Анализ педагогических трудов по данной теме свидетельствует о том, что данная проблема остается актуальной, несмотря на многочисленные разработки педагогов и ученых в этой сфере.
Проблема: при каких условиях будет эффективно использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности на уроках у учащихся 8 классов?
Объект: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка.
Предмет: условия эффективного использования метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка у учащихся 8 классов.
Цель: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности метода мини-проектов в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов на уроке иностранного языка.
Гипотеза: использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроке иностранного языка будет эффективным, если:
Задачи:
Методы исследования: анализ педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, обобщение, конкретизация, индукция и дедукция.
Базой проведения исследования является 8 «А» класс МБОУ СОШ №39 г. Дзержинск.
В первой
главе исследования рассматриваются
основные особенности успешного
формирования коммуникативной компетентности
у школьников на среднем этапе
обучения иностранному языку, а также
направления организации
Вторая глава посвящена использованию метода мини-проектов при формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39; проводится анализ выполненной работы.
1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ
МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку
Важнейшим открытием 2 половины XX века следует считать внедрение в практику принципа образования и воспитания успехом. Суть этого принципа заключается в том, что педагог, работая с личностью ребенка, стремится как можно глубже понять его, осмыслить особенности ученика и, главное, выделить его достоинства, умения, стремления, ценности, социально-значимые отношения, мечты, цели, постараться, используя психолого-педагогические методы, развить любые, пусть даже самые малые ростки успеха. Ведь успешный ученик - это успешный, интересный человек.
В связи с расширением
Главное педагогическое условие правильного образования и воспитания – это благополучие ребенка в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит как авторитет среди педагогов и сверстников, так и отношение к себе, и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребенка является его успешность в учебе.
Работать в культуре успеха – это не только изучать детей и помогать им, это, прежде всего, создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, победы.
В последнее десятилетие
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от специфики образовательного учреждения: учреждение общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Т.М. Ковалева связывает компетентностный подход с «идеей открытого заказа на школьное образование» и говорит о том, что «впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры бизнесменов, предпринимателей, политиков и т.т. – всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей. Таким образом, идея компетентностного подхода для современной школы – это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования». [8, с.64]
Внутри компетентностного
Анализ работ по проблеме компетентностного
подхода позволяет сделать
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание
человеком соответствующей
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Правомерность существования понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах И.Г. Агапова, В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахина, С.В. Кульневича, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова. В данных исследованиях компетентностный подход предполагает создание условий для целостного проявления, развития и самореализации личности.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Информация о работе Мини-проекты на уроке иностранного языка