Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:16, реферат
Привлечение иностранной рабочей силы становится постоянным и неотъемлемым фактором социально-экономического и политического развития крупнейших стран Европы после второй мировой войны. Экономически более развитые страны континента являлись привлекательным регионом для различных категорий мигрантов. Иногда этнические или политические причины имели существенную экономическую составляющую в мотивации мигрирующего населения. Постепенно в роли доминирующих стали выступать экономические факторы миграции, а влияние остальных постепенно снижалось. Трудовые ресурсы многих стран пополнены за счет иммигрантов и иммиграция стала традиционным путем для пополнения трудового потенциала.
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт наук о Земле
Кафедра экономической и социальной географии
Реферат на тему:
«Миграционная политика в странах Европейского Союза»
Выполнила: Иванова Анна Александровна
Студентка 4 курса
Содержание
Миграции отдельных людей и целых обществ являются важнейшей характеристикой развития цивилизации. Миграции формируют новое качество и новый облик прежних человеческих обществ, создают новые. В процессах создания, разрушения и трансформации государств миграция населения всегда играла важную роль. В одни эпохи миграция была не очень значимым, зато в другие – важнейшим фактором изменения облика цивилизации.
Привлечение иностранной рабочей силы становится постоянным и неотъемлемым фактором социально-экономического и политического развития крупнейших стран Европы после второй мировой войны. Экономически более развитые страны континента являлись привлекательным регионом для различных категорий мигрантов. Иногда этнические или политические причины имели существенную экономическую составляющую в мотивации мигрирующего населения. Постепенно в роли доминирующих стали выступать экономические факторы миграции, а влияние остальных постепенно снижалось. Трудовые ресурсы многих стран пополнены за счет иммигрантов и иммиграция стала традиционным путем для пополнения трудового потенциала.
Но, несмотря на существующие препоны, в свете все возрастающей глобализации межнациональные границы становятся все более прозрачными, со временем исчезая совсем. Примером этому может служить создание и развитие в рамках Европейского Союза Шенгенской зоны. Стоит отметить, что идея отмены границ между государствами не нова. Например, страны Скандинавского паспортного союза и государства Бенилюкс отменили пограничный контроль в рамках данных групп с начала 1960-х гг. Другой пример – свободное перемещение граждан Ирландии и Великобритании между двумя государствами.
В то же время миграция населения, а также политика, направленная на регулирование миграционных потоков, являясь глобальной проблемой, в отдельных странах имеет свою специфику в связи с особенностями исторического, социально-экономического и политического развития того или иного региона.
В последние годы миграция все большее становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества, государства. Миграция привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начала набирать силу ксенофобия. В результате на рубеже веков проблема миграции стала центром общественного внимания.
Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. Ключевое значение миграции в социально-экономических, политических процессах государств в полной мере очевидно на примере стран Европейского Союза.
С момента создания Европейского Экономического Сообщества проблема миграции имеет первостепенное значение в становлении западноевропейской интеграции. Но интеграционные процессы оказали различное влияние на миграционную активность национальных граждан и граждан третьих стран. Трудовая миграция в рамках самого Европейского Сообщества оказалась менее развита по сравнению с международным перемещением населения.
Основным местом притяжения потоков европейских мигрантов после второй мировой войны стала ФРГ, которая имела положительное сальдо баланса миграции за период 1950 - 1973 гг. в размере, превышающем 7 млн. чел.
Положительное сальдо баланса миграции - 3,6 млн. человек за весь период - сохраняла Франция. Иностранные рабочие приезжали сюда не только из Южной Европы, но также из Бельгии и во все большем количестве из Северной Африки. Поток из Африки был особенно силен в 60-е гг., когда после обретения Алжиром независимости в 1962 г. во Францию вернулся миллион французских граждан.
В Бельгии сальдо миграционного баланса в период 1950 - 1973 гг. оставалось положительным, составив 283 тыс. человек. Бельгия приняла рабочих не только из соседней Франции и из Южной Европы, прежде всего Португалии, но также из Северной Африки и из Турции. Принятая в 1954 г. новая Хартия Королевства Нидерландов дала жителям Суринама и Антильским голландцам гражданство Нидерландов. Это событие вызвало сильный иммиграционный поток голландских граждан из этих двух государств, причем наибольший иммиграционный поток был направлен из Суринама. Вместе с тем в Нидерландах наблюдался положительный миграционный баланс на уровне только 65 тыс. чел., так как в 50-е гг. больше людей покидало страну, чем приезжало в нее.
Эмиграция преобладала в Великобритании до 1958 г., в течение последующего пятилетия сальдо баланса миграции стало противоположным. Около трети иммигрантов прибывало из Ирландии, другая треть из стран Британского содружества, особенно из Индии, Пакистана и Вест-Индских островов, последнюю треть составляли эмигранты из Европы и из США. С 60-х гг. основной поток иммигрантов направлялся их стран Британского содружества. Из 212 тыс. чел., которые в 1959 - 1965 гг. иммигрировали в Великобританию, 27% получили британское гражданство. Это три четверти всех, кто остался в Великобритании на постоянное жительство.
Большое число иностранных рабочих в 1950 - 1973 гг. в Европе привлекал Люксембург. Однако, как оказалось, в абсолютных цифрах положительное сальдо баланса миграции составляло здесь лишь 36 тыс. чел., так как многие люксембуржцы работали в соседних Бельгии или Германии.
На севере Европы основной страной, привлекающей иностранную рабочую силу, являлась Швеция. Существенной составляющей общего миграционного потока являлись иммигранты из Финляндии, а также из других скандинавских стран, Германии, Польши и Южной Европы. В результате в период с 1950 по 1973 гг. положительное сальдо миграционного баланса в Швеции составило 322 тыс. чел.
В абсолютных цифрах больше всего иностранцев трудилось в ФРГ, по отношению к общему числу занятых впереди был Люксембург. В Люксембурге 35% всех работавших являлись иностранцами, в то время как в ФРГ и во Франции в пик сезона находилось до 12%.
Исходя из анализа данных за 1950-1970 гг. страны региона можно разделить на три группы: страны с крупной иммиграцией, страны массовой эмиграции, а также страны, для которых значение внешних миграций невелико. К первой группе стран относились высокоразвитые страны с низким естественным приростом или даже с естественной убылью населения, расположенные в центре региона - ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция, Бельгия, Люксембург. Вторую группу составили экономически менее развитые страны, расположенные в основном на юге региона - Италия, Испания, Португалия, Мальта, Греция, а частично на его севере - Ирландия, Финляндия. Эти государства лишались значительной части естественного прироста. Третья группа государств включает большую часть Северных стран, а также Великобританию, Нидерланды, Австрию.
Следовательно, первые успехи интеграции вызвали миграционные потоки, направленные преимущественно с юга к центру и северо-западу континента, или, иначе говоря, от периферии к центру. Перемещение шло, прежде всего, между соседними европейскими странами, причем географическая близость между странами отправления и получения часто вела к концентрации иммигрантов определенных национальностей в отдельных государствах-членах. В этот период главными поставщиками рабочих для стран Сообществ являлись государства южной Европы: Испания, Греция, Португалия. А основным поставщиком рабочей силы внутри Европейских Сообществ в 1950-е – начале 1960-х годов являлась Италия.
В результате миграционных процессов, протекавших на континенте, к 1960 г. в шести странах, создавших Европейское экономическое сообщество, находилось 1,5 млн. иностранных рабочих. В 1973 г. их количество составило 4,5 млн. чел., а во всех 9 странах Европейского сообщества, включая Ирландию, Данию и Великобританию, - 6,5 млн. чел.
В начале 60-х годов в общем миграционном потоке, направленном в государства-члены Сообществ превалировали граждане европейских государств. Так, во Франции среди общего числа иностранных трудящихся на долю европейской рабочей силы приходилось чуть более 50%, выходцев из Северной Африки - 18,9%.
К концу 1960-х годов в рамках ЕЭС оказались сглажены различия в уровнях экономического развития отдельных стран, а, следовательно, возможность для экономической миграции граждан государств-членов могла быть достигнута только в некоторых секторах или уровнях квалификации. Итальянские иммигранты, являясь в ЕЭС внутренними мигрантами, к этому времени стали обладать теми же правами, что и национальные рабочие. В этих условиях стало выгоднее привлекать дешевую рабочую силу из третьих стран.
Трудовая иммиграция в рамках Европейского Сообщества оказалась менее развита по сравнению с внутриевропейским перемещением. Именно этим обусловлено превалирование среди иммигрантов в государствах Сообществ граждан третьих стран, когда к началу 80-х годов на первое место по численности вышли алжирцы и марокканцы, составив 28%, затем шли испанцы - 19,6, португальцы - 18,5, и только потом итальянцы - 18%163. Таким образом, с конца 60-х годов в страны ЕЭС возросла трудовая иммиграция из стран Северной Африки, Португалии, Турции.
В начале 70-х годов, когда экономика Западной Европы была в фазе подъема, чистая иммиграция в регионе росла в геометрической прогрессии. Миграционный прирост, в 1970 г. составлявший 92 тыс. человек, через пять лет, в 1975 г., составлял уже 654 тыс. человек165. Влияние миграций на динамику численности жителей в странах Западной Европы было больше, чем когда-либо прежде: иммиграция обеспечила около 20% суммарного роста населения. В то же время население трудоспособного возраста не увеличивалось166. Следовательно, уже с начала 1970-х гг. наблюдается постепенное повышение роли миграции в непрерывном процессе обновления населения западноевропейских стран.
До начала 1970-х годов в государствах-членах ЕС использовалось два вида трудовой иммиграции: «иммиграция по контракту» (система ротации) и «иммиграция с поселением». В начальный период общественное мнение было проиммигрантским и находилось под влиянием групп, имеющих прямой интерес к иммиграции. Действительно, деловые ассоциации и отдельные фирмы играли ведущую роль в пополнении национальных трудовых рынков иностранной рабочей силой. Воздействуя на правительства, тем самым они добивались подписания трудовых соглашений с отправляющими государствами.
Государства-члены ориентировались на использование рабочей силы из третьих стран, в том числе неевропейской, на основе двусторонних соглашений. Так, в октябре 1961 г. ФРГ было заключено соглашение по вербовке рабочих из Турции. В начале 1962 г. – аналогичное соглашение с Грецией. В период 1961-1966 гг. общее число иностранных рабочих выросло до 1.31 млн. Из пяти важнейших стран-поставщиков рабочей силы – Италия, Югославия, Греция, Испания и Турция – две первые поставили самые многочисленные контингенты. Турция в 1966 году занимала предпоследнее место.
Первые гастарбайтеры были рабочим резервом, быстро привлекаемым в условиях бурного развития экономики и промышленности, требовавшей постоянного привлечения рабочей силы. Определяя иммиграцию как средство для частичного ослабления напряжения на рынке труда и для сопротивления социальному давлению, в 1963 г. Франция выдвинула ее как дополнительную цель иммиграционной политики западноевропейских государств167. В 50-60-е годы ХХ века Франция открыто заявляла о стремлении решить с помощью иммигрантов свои демографические проблемы, поддерживая «иммиграцию с поселением».
Однако вскоре выяснилось, что контрактная иммиграция получила распространение в основном среди европейцев. Выходцы же из стран Азии и Африки, как правило, оседали в Европе. «Контрактная иммиграция» плавно перетекала в «иммиграцию с поселением». Из 18-19 млн. мигрантов, работавших в Германии в период с 1960 по 1973 г., примерно 4-5 млн. осталось на постоянное жительство после окончания срока контракта169. Эти данные, безусловно, являются показателем того, что система ротации не функционировала так, как было запланировано.
В данный период западноевропейские страны принимали иммиграцию как кратковременную неизбежность, не требующую дополнительного регулирования и обеспечивающую достаточное социально-экономическое развитие. К тому же проводимая западноевропейскими государствами политика так называемого «экспорта безработицы», когда во время возникающих в странах ЕС экономических кризисов в первую очередь увольнялись иммигранты, сохраняя рабочие места местных рабочих, не провоцировала безработицу, а помогала ее снижать в кризисные годы. Но в то же время с последствиями подобной политики неконтролируемой иммиграции они столкнулись несколько позже.
Таким образом, трудовая миграция 50-х – начала 70-х гг. явилась следствием широкомасштабной государственной политики привлечения иностранной рабочей силы в западноевропейские страны.
Подобная форма политики продолжалась в большинстве западноевропейских государств до начала 70-х годов. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. вызвал взлет цен и безработицы в Западной Европе. Это повлекло за собой сокращение рабочих мест, прекращение либеральной иммиграционной политики, введение рестриктивных мер и как следствие – сокращение трудовой миграции. Отдельные западноевропейские страны были вынуждены принять ограничительные законодательные акты и развивать новую иммиграционную политику. В странах ЕЭС эти меры коснулись в первую очередь иммигрантов из «чужих» стран – Турции, Греции, Испании и т. д. Таким образом, синхрония потребностей трудовых экспортеров и импортеров изменилась на конфликт интересов.
Информация о работе Миграционная политика в странах Европейского Союза