Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:16, реферат
Привлечение иностранной рабочей силы становится постоянным и неотъемлемым фактором социально-экономического и политического развития крупнейших стран Европы после второй мировой войны. Экономически более развитые страны континента являлись привлекательным регионом для различных категорий мигрантов. Иногда этнические или политические причины имели существенную экономическую составляющую в мотивации мигрирующего населения. Постепенно в роли доминирующих стали выступать экономические факторы миграции, а влияние остальных постепенно снижалось. Трудовые ресурсы многих стран пополнены за счет иммигрантов и иммиграция стала традиционным путем для пополнения трудового потенциала.
Большинство стран мира регулируют миграционные потоки исходя из своих национальных интересов. Как правило, для этого создаются специальные государственные структуры и принимаются нормативно- законодательные акты, т.е. создается система регулирования миграцией и реализуется национальная миграционная политика.
Под миграционной политикой можно понимать комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование миграционных потоков в национальных интересах. Регулированию могут подвергаться въезд и выезд из страны, процедуры предоставления гражданства и иных статусов, процесс использования иностранной рабочей силы, процедуры предоставления социальной защиты мигрантам, вопросы предоставления убежища.
Миграционная политика состоит из трех составных частей:
С целью снижения негативного влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционною протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики.
В настоящее время в Европе можно выделить четыре модели миграционной политики.
Имперская модель предполагает, что все члены нации являются объектами единой власти или единого правителя. Ни одно из современных либеральных государств не относится к этому типу за исключением, возможно, Великобритании, которая до принятия Национального Акта 1981 г. формально руководствовалась этим принципом. Российская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи - исторические представители этого типа.
Этническая модель национальную принадлежность основывает на общности исторических корней или общности судьбы, проявляющейся в едином языке, культуре и в принадлежности к единой этнической общности. По определению этот тип исключает иммигрантов с самобытной культурой и иными родовыми корнями из числа полноправных членов нации. Германия, по крайней мере, до последнего времени, была самым характерным представителем этого типа.
Это проявлялось в отказе немцев наделять гражданским статусом тех, кто не имел хотя бы одного родителя с немецким происхождением («закон крови» или «закон происхождения» определял подобного рода политику). Принятие в гражданство предполагало здесь абсолютную ассимиляцию, не допускающую никаких уступок. И, тем не менее, большое количество иммигрантов получило статус граждан прямо во время пересечения немецкой границы. Это так называемые Aussiedler, потомки немецких переселенцев, отправившихся в свое время на восток Европы в поисках счастья. Отношение к ним немецких властей особенно ярко иллюстрирует важность «закона происхождения» в этой стране.
Республиканская модель определяет статус преимущественно принадлежностью к политическому сообществу. Переселенцы становятся полноправными гражданами страны, если они принимают ее политические установления. К гражданству здесь относятся как к предпосылке, способствующей интеграции в сообщество, а не как к результату этого процесса (как это происходит в этнической модели). С некоторыми оговорками, к этому типу можно отнести, прежде всего, Францию. Республиканский принцип наиболее заметно отражен в «законе почвы», который дарует гражданство любому младенцу, родившемуся на французской земле. Благодаря этому же закону иммигранты иностранного происхождения могут получить гражданство относительно легко.
Подобная политика основана на убеждении о том, что французская национальная культура обладает безграничными способностями ассимилировать мигрантов. Под ассимиляцией подразумевается ситуацию, когда иностранное происхождение граждан невозможно определить, разве только по каким-либо антропологическим признакам или по фамилии, и эти граждане не должны причислять себя к каким-либо этнонациональным сообществам за пределами страны проживания. Именно поэтому во Франции долгое время отсутствовала какая-либо политика по отношению к меньшинствам, как собственно и права меньшинств. Однако, события последних лет показали, что у данной модели существуют существенные сложности.
Мультикультурная модель основана на идее о том, что культурные различия внутри общества допустимое явление. Иммигранты здесь являются полноправными пользователями системы образования, участниками рынка труда и жилья, а также полноправными участниками демократического процесса принятия решений. Для этой модели приоритетной задачей является достижение равенства перед законом и здесь практически все средства хороши. Во многом это обеспечивается с помощью несложных законов о гражданстве, но государства, придерживающиеся этой модели, могут и непосредственно уравнивать приезжих иностранцев и местное население в политических и гражданских правах.
В Нидерландах, например, наделяют местным избирательным правом неевропейских граждан, которые легально проживают в стране более пяти лет. Однако право голосовать и выставлять себя в качестве кандидата на национальных выборах остается все-таки исключительной привилегией граждан этой страны. Здесь проводится, кроме того, конкретная политика, нацеленная на интеграцию иммигрантов и их детей, где под интеграцией понимается обеспечение равного доступа к ресурсной и институциональной системе.
Эта политика не имеет ничего общего с ассимиляцией, напротив, создаются все условия для институционализации иммигрантской культуры и религии. Эту политику и можно назвать политикой интеграции (состояние интеграции можно определить как ситуацию, когда иммигранты и их потомки занимают в обществе те же позиции, что и коренное гражданское население, учитывая такие параметры сравнения как возраст, пол, уровень образования и т.п.).
Европа превратилась в основной центр привлечения иммигрантов в 1950-ые гг., когда переживавшие экономический подъем страны Западной и Северной Европы испытывали острый недостаток рабочих рук. Также наиболее крупные миграции в регионе были связаны с массовым вселением немцев и репатриацией людей из бывших колоний европейских стран. Затем основной причиной роста иммиграции в страны Европейского Союза становится экономический фактор - более высокий уровень жизни.
В итоге, в 1950 г. число иностранцев в Западной Европе составляло 5,1 млн. человек (1,3% населения), к 1970 г. оно увеличилось до 10,2 млн. (2,2%), к 1980 г. - до 15 млн. (3,1%), к 1990 г. - до 16,6 млн. (4%). В середине 1990-х гг. в Западной Европе насчитывалось уже более 20 млн. человек, сменивших гражданство. К ним следует добавить еще 17,6 млн. человек, сохранявших прежнее гражданство других государств Европы, Азии и Африки.
В настоящее время, в связи с расширением Европейского Союза государства-члены столкнулись с миграцией из стран - новых членов (в 2004 г. в Евросоюз вступили Польша, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр, Чехия, Словакия, Латвия, Литва и Эстония). Разные уровни развития экономики могут сравняться лишь через некоторое время, поэтому сейчас некоторые страны ЕС сохранили барьеры на пути свободного перемещения рабочей силы. Был установлен переходный период сроком до 7 лет, в течение которого будут сохраняться существующие правила въезда. Однако, в 2011 г. страны обязаны ликвидировать все препятствия для въезда жителей из стран - новых членов Европейского Союза.
По числу иностранных подданных среди стран Европы впереди находятся Германия (более 7 млн.), Франция и Великобритания, то есть наиболее крупные государства. Лидером же по доле иностранного населения является Люксембург, где иностранцы составляют около 33% населения. В Италии, Испании, Португалии, Греции и Финляндии доля официально зарегистрированных иностранных подданных составляет лишь 1-2%. Это в основном страны, как правило, ранее отличавшиеся более значительной эмиграцией, нежели иммиграцией. Примерно треть всех иммигрантов в государствах Европейского Союза составляют граждане стран - других членов Европейского Союза, а 2/3 - выходцы из других государств.
Некоторые страны Европы одновременно являются странами эмиграции, иммиграции и транзита. В первую очередь, это относится к Польше, Чехии, Венгрии и Словакии, которые в 1990-е гг. стали буфером между Восточной и Западной Европой. Большинство мигрантов стремится попасть в Западную Европу, однако немало из них оседает по пути в восточноевропейских странах, в которых обеспечен относительно высокий уровень и приемлемые условия жизни.
Для стран Западной Европы иммиграция, что не нацеленная на обеспечение потребностей рынка труда, представляет собой серьезный вызов. Достаточно распространена ситуация, когда мигранты-иностранцы пользуются теми же социальными благами, что и граждане, не внося в течение какого-то времени свой вклад в благосостояние принявшей их страны. Кроме того, принимающие страны столкнулись с проблемами культурной интеграции мигрантов, которая иногда столь противоречива, что сопровождается открытыми конфликтами. Весьма показательны протестные выступления некоторых групп мигрантов, которые не смогли успешно интегрироваться в общество (например, во Франции, Великобритании, Германии и других европейских странах). Неслучайно, в некоторых государствах Европы происходит новый поворот миграционной политики в сторону ограничения притока новых мигрантов. Однако существуют объективные причины, вследствие которых большинство государств Западной Европы не могут закрыть «наглухо» свои границы.
Во-первых, страны Европейского Союза характеризуются все более усиливающейся депопуляцией, стареющим населением и возрастающим дефицитом трудовых ресурсов. Удовлетворить потребности в рабочей силе в условиях низкой рождаемости они могут только за счет иммиграции. Например, в Германии отрицательный естественный прирост населения наблюдается уже более 30 лет, однако ее население последние 20 лет увеличивается благодаря притоку иммигрантов.
Главным межправительственным органом Совета Европы, ответственным за деятельность в миграционной сфере, является Европейская комиссия по миграции. Ее основные задачи: развивать европейское сотрудничество в области миграции; отслеживать ситуацию в этой сфере; способствовать интеграции мигрантов и беженцев; гармонизации отношений в сообществах, принимающих мигрантов.
Европейская комиссия по миграции также действует как орган, ответственный за подготовку конференций европейских министров, имеющих отношение к миграционным вопросам, и затем координирует исполнение принятых на этих конференциях решений. Поскольку задачи, которые призвана решать комиссия в миграционной сфере, как правило, имеют мультидисциплинарную природу, она может вовлекать в свою деятельность другие межправительственные комиссии Совета Европы.
Процессы интернационализации и экономической интеграции стимулируют людей мигрировать в более развитые страны в поисках средств к существованию или торговых партнеров. Проблема трудового перемещения в Европе становилась все более и более важной с начала процесса европейской интеграции. В настоящее время этот вопрос имеет определенное значение на местных, региональных и международных уровнях. Европейские страны осуществляют разнообразную миграционную политику в целях оптимизации влияния различных трудовых потоков. Международное регулирование выполняется на уровне сообщества в пределах централизованных правовых рамок Европейского Союза. Сегодня такое регулирование в ЕС касается двух основных аспектов трудового перемещения: создание общеевропейского трудового рынка в рамках государств - членов Союза для собственных граждан, а также граждан третьих стран.
В данный период весьма важным стало проведение принимающими государствами разграничения между политикой, направленной на регулирование миграционных потоков и мерами по интеграции иностранных граждан. Таким образом, в западноевропейских странах произошло принятие, хотя и не всеми странами, иммиграции недавнего прошлого и ее последствий, и в то же время существовало намерение предотвратить дальнейшие потоки массовой иммиграции. В исследовании на конкретных примерах показано, что предпринимаемые государствами-членами меры по прекращению иммиграции и сокращению численности иностранцев в итоге оказались недостаточно результативными.
Вместе с тем существенные различия в миграционном законодательстве государств-членов являлись некоторым препятствием результативному управлению миграционными потоками посредством заключенных межправительственных договоров. Но в итоге активизация межправительственного сотрудничества государств-членов по различным вопросам миграционной политики способствовала формированию единой законодательной базы. Так, принятие Шенгенских соглашений позволило создать единую безвизовую зону в рамках Сообщества для передвижения национальных граждан.
Миграционная политика как в отношении граждан государств-членов, так и в отношении граждан третьих стран, постепенно развивалась в государствах-членах ЕС. И только в начале 1990-х гг., с выделением Маастрихтским договором миграционной политики в сферу вопросов общей компетенции, появилось убеждение о декларировании общей миграционной политики Европейского Союза. Анализ миграционной ситуации, возникшей в конце 1980-х – начале 1990-х гг., показал, что усиление классических инструментов управления миграционными потоками, включая визовый вопрос, представление новых – ответственности транспортировщиков – не предотвратило появление новых миграционных потоков. В этот период способность межправительственного сотрудничества либеральных демократических государств по успешному управлению миграционными процессами подверглась серьезному сомнению.
Информация о работе Миграционная политика в странах Европейского Союза