Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:30, контрольная работа
Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральный
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева-------------------------------------------4
2. Пассионарность – движущая сила этногенеза------------------------------------9
3. Фазы этногенеза------------------------------------------------------------------------14
Заключение-------------------------------------------------------------------------------22
Список использованной литературы------------------------------------------------23
мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их
появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям,
или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто-то хлещет плетью
шар земной, а к рубцу приливает кровь» (1). Причину взрывов этногенеза
автор усматривает в солнечной активности.
Из отмеченных
Гумилевым пассионарных
Взрыв этногенеза в 1 веке н. э. имел место между 20 и 40 градусов
восточной долготы и захватил этносы даков (современная Румыния), которые
«выступили слишком рано и были разбиты Римом»; иллирийцев, посадивших на
римский трон свои династию – Северов; готов, распространившихся от устья
Вислы до берегов Черного моря; славян, распространившихся из Прикарпатьья
до Балтийского и Черного морей и т.п. Но самым важным Гумилев считает
образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса
не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи,
где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной
тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем».
Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1У веке они не
стали преобладать, и тогда возник новый этнос – «христиане-ромеи», а Рим
превратился в Византию.
Пассионарный толчок У1 в. н.э., осью которого является линия,
соединяющая Мекку и Чанъань, вызвал к жизни арабский этнос в Аравии,
раджпутов – в Индии, тибетцев. Началась борьба за объединение Кореи.
В УШ
веке пассионарный толчок
началом Реконкисты; франков, в результате чего империя Карла Великого
раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов,
выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов и т.п.
Взрыв этногенеза
в Х1 веке привел к
чжурчженей, сокрушивших киданьскую империю Ляо, и монголов, объединившихся
под властью Чингисхана. На западе ось толчка выклинилась у южной
оконечности Байкала. Основная же часть его, по-видимому, пришлась на
поверхность Тихого океана.
Толчок
ХШ века породил литовский
(Великое княжество
великорусский (собирание земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман и
эфиопов.
Пусковой
момент этногенеза можно
этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема:
быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата – действительна для
всех известных этносов. Следовательно, этногенез – инерционный процесс,
более или менее интенсивная утрата пассионарности системы, иными словами,
гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых
пассионарии гибнут первыми.
Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности,
который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки.
На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой.
Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса,
который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным
возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое увеличение
числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации;
фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в
этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и
стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение
числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев
субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят
этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников
извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту
этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными
только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков.
Пассионарность
– обязательный элемент
и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок
останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения
этнографии).
3.Фазы этногенеза.
Фаза подъема.
Вначале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в
среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в
истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению
нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней
силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не
мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них
гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с
достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы
сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то
момент на исторической арене появляется исторически установимая группа
людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое
лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени
социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная
территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует
конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить события
на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке эллинского,
древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно близкая и
равно чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община,
противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно
выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н. э.
проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя
из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря
деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос,
категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина,
христиане доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только
предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г.
новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения.
Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем
«Византийской».
Как только особи нового склада создают новую этническую целостность,
они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь
тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил исполняй свои
общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши.
Ведущая часть населения толкает всю систему по пути этнического
развития, накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный
строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков,
к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается
как приращение к прожитому, которое живет в человеке. Результатом такого
восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно
отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в
Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье, послушники Сергия Радонежского
Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для них характерно
отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше
себя. Они чувствовали себя не просто наследниками великих традиций, но и
частицами их, и поступали так согласно своему нервно-психологическому
складу, определявшему вектор и характер их деятельности.
Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль
гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна.
Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.
Фаза подъема,
как правило, связана с
территории. Общественная система укрепляется.
Акматическая фаза.
Биохимическая
энергия достигает таких
популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они
начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов структуры этноса
нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим
собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в
жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь.
Крестьяне устремляются в города, а те, кто остается на земле, устраивают
«жакерии». Церковь дробится. Бароны учиняют смуты и войны (например, война
Алой и Белой роз в Англии). Новые политические, социальные, религиозные
водоразделы возникают один за другим. Акматическая фаза часто является
весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности
протекающих этнических процессов. По утверждению Гумилева, если 10%
населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация (1).
При пассионарном
перегреве гибнут одна за
Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль
гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым императивом:
«Мы устали от великих».
Фаза надлома.
Надлом
- переход от накала
инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия
неуклонно рассеивается. Процент
людей гармоничных и
Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн.
Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых
объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих»
определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.
Так, в Западной Европе ХУ-ХУП веков процент субпассионариев
значительно возрос за счет истребления консервативной части населения –
гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых.
Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные
пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа
субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось на
сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше,
у каждого появился большой ареал. Поэтомустолкновения