Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………….3
Глава 1. Теория разработки экскурсии ………………….…………………..6
Понятие и предмет экскурсии…………………………………….6
Классификация экскурсии…………………………………………14
Экскурсии по литературной тематике…………………………….22
Выводы…………………………………………………………………...24
Глава 2. Разработка экскурсии «На Родину В.Солоухина»……………..25
2.1. Общий замысел (текст) экскурсии………………………………….25
2.2. Метод разработки экскурсии………………………………………34
2.3. Схема маршрута……………………………………………………..35
Выводы…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………….……..44
Список использованной литературы……………….………………….…....47

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ исправления(3).docx

— 2.30 Мб (Скачать файл)

В 60-80-е гг. ХХ века проводились экскурсии - массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия – концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

1. экскурсия – урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

2. экскурсия – демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

3. пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению учебно-тематической экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у обучающихся в туристско-краеведческом объединении (кружке).

Отметим, что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако необходимо, так как имеет большое значение при разработке новых экскурсионных маршрутов. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

Новая экскурсия является результатом двух сложных взаимосвязанных процессов: её подготовки и проведения. Содержание и ценность новой экскурсии обусловливаются знаниями и компетентностью методистов и экскурсоводов.

В подготовительной работе выделяют два основных направления:

  1. разработка новой темы экскурсии (имеется в виду как новой для данного экскурсионного учреждения, так и новой вообще);

  1. подготовка экскурсовода (как начинающего, так и опытного) к проведению новой для него экскурсии.

Разработка поручается творческой группе (обычно 3-7 человек), которую, как правило, составляют работающие в учреждении экскурсоводы. В качестве консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и т.д., т.е. специалисты различных отраслей. Каждый участник разрабатывает один раздел, одну подтему. Выбирается руководитель, который осуществляет контроль.

В технологии подготовки новой экскурсии выделяют три основных ступени.

  1. Предварительная работа. Включает в себя подбор и изучение материалов, отбор объектов. (Изучение здесь следует понимать как процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

  1. Непосредственная разработка самой экскурсии, т.е. составление маршрута, работа над содержанием, обработка фактического материала, составление и написание контрольного текста, методическая работа (работа над методикой проведения экскурсии, выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии, подготовка методической разработки новой экскурсии), написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

  1. Заключительная часть – приём (защита) экскурсии на маршруте – представляет собой утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

Если составить самую простую схему, которая подходит для любой экскурсии, независимо от темы, вида и формы проведения, то она будет такой:

1). Вступление, обычно состоит из двух частей:

  • организационной (знакомство с участниками экскурсии, инструктаж группы о правилах безопасности и поведения на маршруте);

  • информационной (делается краткое сообщение о теме, продолжительности и протяженности маршрута, времени отправления и прибытия, так же о месте прибытия, санитарных остановках).

2). Основная часть формирует сочетание показа и рассказа, выстроенное на конкретных экскурсионных объектах. Содержание основной части состоит из подтем (их обычно от 5 до 12), которые должны быть раскрыты на объектах и объединены основной темой.

3). Заключение. Так же, как и вступление, оно не связано с экскурсионными объектами. Состоит из двух частей и занимает по времени 5-7 минут. Первая часть –кратко формулируется основное содержание экскурсии, делается общий вывод по теме. Вторая часть – информация о других экскурсиях, которые могут углубить знания экскурсантов по данной теме.

При подготовке новой экскурсии необходимо руководствоваться дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию, ориентироваться на определенную категорию экскурсантов. В стремлении сделать экскурсию интересной важно не перегрузить её информацией. Способ подачи материала не должен быть утомительным. Обязательным условием является учет не только интересов, но и целей потребителей. При организации экскурсии как части программы делового тура следует уделить внимание показу общественных и деловых центров. Если экскурсия проводится в рамках курортного отдыха, то привлекательными становятся прогулки, в том числе водные, с наблюдением природных ландшафтов.

В процессе подготовки новой экскурсии, начиная с 1976 года и до сегодняшнего дня, выделяют 15 основных этапов.

1-й этап. Определение цели  и задач экскурсии.

Чётко определяется цель – то, ради чего показываются экскурсантам определённые объекты, то, чему подчинён рассказ экскурсовода. (Пример цели: воспитание патриотизма, расширение кругозора и т.д.). Задача экскурсии – достичь цели путём раскрытия темы.

2-й этап. Выбор темы.

Зависит от целенаправленного создания определённой тематики экскурсий, потенциального спроса или конкретного заказа. Этот этап важен потому, что тема объединяет в единое целое все объекты, подтемы экскурсии. Именно в соответствии с темой отбираются объекты и конкретный материал.

3-й этап. Отбор литературы  и составление библиографии.

При разработке новой экскурсии составляется список книг и статей, раскрывающих тему. Его назначение – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, помочь экскурсоводам в использовании теоретического и фактического материала при подготовке текста.

Список может включать в себя «основную» и «дополнительную» литературу, в нем указываются стандартные библиографические сведения. Список размножается в количестве, необходимом для работы как творческой группы, так и экскурсоводов.

4-й этап. Определение других  источников экскурсионного материала.

Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Составляется перечень, в который входят госархивы, музеи, хроникально-документальные фильмы, мультимедийные базы данных, содержащие материалы по теме. Главный критерий отбора – достоверность изложенных сведений.

 

1.3.Экскурсии по литературной тематике

 

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы.

Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

Литературные экскурсии целесообразно группировать следующим образом:

- Литературно-биографические - проходят местами, хранящими память  о жизни и творчестве определенного писателя;

- Историко-литературные - раскрывают  определенные периоды развития  литературы;

- Литературно-художественные (поэтико-текстовые);

- Литературно-краеведческие - посвящены изучению природной  или антропогенного, культурного  комплекса с помощью литературных  произведений;

Литературно-биографические экскурсии проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);

- историко-литературные, раскрывающие  определенные периоды развития  русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный  Орел" и т. д.);

- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые  нашли отражение в произведениях  того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и  др.).

Выводы. Таким образом, в краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Глава 2. Разработка  экскурсии «На Родину В.Солоухина»

 

2.1. Общий замысел (текст) экскурсии

 

Планируемая экскурсия посвящена  жизни и деятельности  выдающегося  Владимирского поэта и прозаика Владимира Солоухина.

Владимир Алексеевич Солоухин (14.06.1924–4.04.1997), писатель. Родился в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье.

Родился в крестьянской семье. Его мать Степанида Ивановна, знала наизусть множество стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. Что отразилось на сыне, который, таким образом, столкнулся с поэзией в четрыхлетнем возрасте.

Окончив школу, в 1938–1942 гг. учился в техническом училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста.

Дальнейшая судьба Владимира Солоухина сложилась так, что он с 1942 года, после окончания техникума служил в воинской части охраняющей Кремль, в 1945 году забрел на занятия Литературного объединения. Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, и др. Благодаря этому, после службы в армии, Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице.

Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Первый сборник стихотворений "Дождь в степи" появился в 1953. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. Затем последовали поэтические сборники "Журавлиха" (1959), "Имеющий в руках цветы" (1962), "Жить на земле" (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

Информация о работе Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области