Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 06:22, контрольная работа
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Введение
3
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация
5
2. Технологии, применяемые при обучении географии
9
2.1. Технология личностно-ориентированного обучения
9
2.2. Технология организации дифференцированного обучения
12
2.3. Технология модульного обучения на уроках географии
15
2.4. Технология проектного обучения
18
2.5. Технология интегрированного обучения
20
2.6. Информационно-коммуникативные технологии
22
2.7. Игровые технологии на уроках географии
24
2.8. Технология критического мышления
26
Заключение
29
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация |
5 |
2. Технологии, применяемые при обучении географии |
9 |
2.1. Технология личностно- |
9 |
2.2. Технология организации дифференцированного обучения |
12 |
2.3. Технология модульного обучения на уроках географии |
15 |
2.4. Технология проектного обучения |
18 |
2.5. Технология интегрированного обучения |
20 |
2.6. Информационно-коммуникативные технологии |
22 |
2.7. Игровые технологии на уроках географии |
24 |
2.8. Технология критического мышления |
26 |
Заключение |
29 |
Список использованной литературы |
31 |
Приложение |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные область. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Последняя проблема тесно
связана с разработкой и
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.
В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.
Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация
В практике учебно-воспитательного процесса в настоящее время прочно заняли своё место педагогические технологии.
Под технологией обучения
понимают способы повышения
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:
– технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;
– технология в обучении.
Под последним определением
понимают использование технических
средств обучения (компьютерных программ,
в том числе новых
С помощью технологий
учителя стремятся превратить обучение
в, своего рода, производственно-
Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.
Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения – диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения – не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.
В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.
Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
К главным признакам технологии обучения относят:
– четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;
– построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;
– обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
– выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов);
– организацию самостоятельной работы
учащихся, направленную
на решение проблемных учебных задач;
– широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.
Классификация педагогических технологий довольно вариативна. В одном случае всё их множество объединяют в три основные группы:
– педагогические технологии обьяснительно-иллюстративного обучения. В основе технологий данной группы является такое построение учебного процесса, при котором доминируют словесные и наглядные методы обучения, а усвоение учащимися содержания осуществляется на репродуктивном уровне усвоения;
– личностно-ориентированные технологии обучения. Применение этой группы технологий даёт возможность учителю организовать познавательную деятельность учащихся с учётом их индивидуально-психологических возможностей;
– технологии развивающего обучения. Сущностной особенностью таких технологий является выявление и развитие личностных природных задатков и склонностей учащихся, включение в процесс познания внутренних механизмов их личностного развития.
Г. К. Селевко приводит классификацию педагогических технологий, основанную на их сущностных и инструментально значимых свойствах, На этом основании он выделяет следующие группы технологий: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, научной концепции усвоения опыта, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу организации и управления познавательной деятельностью, подходу к ребёнку, преобладающему (доминирующему) методу обучения, категории обучающихся, содержанию тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
В методике обучения географии ещё не сложилась классификация педагогических технологий, применяемых на уроках географии, тем не менее, накоплен значительный опыт применения технологий обучения.
2. Технологии,
применяемые при обучении
2.1. Технология
личностно-ориентированного
Личностно-ориентированное обучение по доминирующему методу в классификационной системе относится к группе развивающихся, творческих технологий.
Целевыми установками технологии личностно-ориентированного обучения являются:
– развитие индивидуально-познавательных возможностей каждого ученика;
– максимальное выявление, и использование в учебном процессе субъектного опыта ученика;
– помощь ученику в познании самого себя, в самоопределении и самореализации, а не формирование у него заранее заданных свойств.
Основными средствами достижения этих целей должны стать:
– использование разнообразных методов, приёмов и форм организации учебной деятельности учащихся, позволяющих раскрыть их субъектный опыт;
– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, как в результатах своей работы, так и в результатах работы всего класса;
– стимулирование учащихся к ответам на поставленные учителем вопросы, к участию в дискуссиях, высказыванию и доказательному отстаиванию своего решения проблемного вопроса или задания, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
– использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания;
– оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения этого результата;
– поощрение стремлений ученика находить свои способы работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные методы, приёмы и способы познания.
Школьный учитель при
организации личностно-
Личностно-ориентированный урок, акцентирует наше внимание И. С. Якиманская, это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъектному опыту школьника как к опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом ученика на уроке предполагает использование различных видов совместной деятельности учителя и ученика по конструированию познавательного процесса. Учитель должен уважительно и заинтересованно относиться к любому проявлению субъектного опыта ученика. При этом ученики не должны бояться ошибок, высказывая свои суждения, понятия, свою оценку, а учитель не должен занимать жёсткую оценочную позицию к их высказываниям.
Информация о работе Технологии, применяемые при обучении географии