Технологии, применяемые при обучении географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 06:22, контрольная работа

Описание работы

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Содержание работы

Введение
3
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация
5
2. Технологии, применяемые при обучении географии
9
2.1. Технология личностно-ориентированного обучения
9
2.2. Технология организации дифференцированного обучения
12
2.3. Технология модульного обучения на уроках географии
15
2.4. Технология проектного обучения
18
2.5. Технология интегрированного обучения
20
2.6. Информационно-коммуникативные технологии
22
2.7. Игровые технологии на уроках географии
24
2.8. Технология критического мышления
26
Заключение
29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

география пед.техн..doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления.

Преимуществами данной технологии является то, что она  эффективно сочетается с другими  технологиями и приемами педагогической техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для  поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Вот почему так важно  разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной  деятельности школьников с четко  заданной целью и планируемыми результатами.

Знание дидактических  особенностей, овладение первоначальными  профессиональными умениями по применению педагогических технологий в учебном процессе позволят учителю реализовывать наиболее значимые идеи и подходы современной парадигмы образования.

Педагогические технологии содействуют реализации личностного подхода в обучении, направленного не только на усвоение основных компонентов географического содержания, но и на формирование личностных качеств ученика. Личностный подход в системе педагогических технологий, способствует реализации глобальных целей образования: формирование гуманистического мировоззрения личности с такими заданными качествами как осознание природы и человека в их единстве с окружающим миром, отказ от авторитарного стиля мышления, толерантности, уважительного отношения к иным культурам, традициям и верованиям.

Педагогические технологии определяют возможность реализации и деятельностного подхода в обучении через обучение учащихся наиболее оптимальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности.

Коллективный подход в обучении реализуются при использовании  в учебном процессе практически  всех технологий представленных в пособии, но, безусловно, яркое своё выражение  он находит в игровых технологиях.

Педагогические технологии позволяют осуществить и оптимизационный и технологический подход в обучении. Первый из них содействует при обучении географии создании ситуации успеха в учении и устойчивого интереса к предмету, второй – технологизации всей системы обучения географии.

В настоящее время  цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как  субъекта своей образовательной  траектории. Задачи же остаются неизменными  многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Душина И. В. и  др. Методика и технология обучения  географии в школе. – М.:АСТ-Астрель, 2008. – 204 с.

2. Иванов Ю. А. Дифференцированное  обучение / Ю. А. Иванов. – М.: Новая  школа, 2012. – 238 с.

3. Иванов Ю. А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов. – Брест.: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 170 с.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Сфера, 2007. – 127 с.

5. Коленченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Коленченко. – СПб.: КАРО, 2011. – 368 с.

6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.

7. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 2009. – 201 с.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

9. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова.  М.: Новая Школа, 2011. – 352 с.

10. Чернявская А. П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования. – М.: Мир, 2009. – 169 с.

11. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2007. – 176 с.

 

Приложение 1

 

Урок географии  с применением технологии личностно-ориентированного обучение

 

Тема: Географическое положение и исследование материка Северной Америки

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.

Задачи:

– создать условия  для развития у школьников умений самостоятельной работы, решения  проблемных ситуаций, потребности в  творческой деятельности, информационной и коммуникативной культуры (учителя);

– изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;

– объяснить основные особенности географического положения материка в сравнении с другим материком;

– развивать умения делать выводы на основе полученной информации, умение адекватно мыслить.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютеры, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, СD-диск «География материков и океанов».

Ход урока

 

I. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала.

– Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:

Есть два разряда  путешествий.

Один – пускаться  с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь  и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля на один из материков земного шара. Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врунгеля.

Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?

У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Кофе, песок – Африка

Какао, резина, медь –  Южная Америка

Сумка, шерсть овцы – Австралия

Остались на столе  кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус.

Вывод: это относится к материку Северная Америка.

II. Актуализация  субъектного опыта учащихся. Изучение  нового материала

1. Формулировка  учащимися темы урока с помощью эпиграфа.

– Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?

2. Создание образа материка на основе вашего домашнего задания.

 (В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)

– Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?

Итак, нам с вами предстоит  совершить длительное и увлекательное  путешествие по Северной Америке, чтобы  познакомиться с особенностями  природы этого материка.

(Провести качественную  самооценку творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился).

3. Самостоятельная  формулировка учащимися основных  задач урока.

 (Перед учащимися на парте лежат рабочие листы, здесь описан весь план работы на уроке).

– Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие «географическое положение»?

4. Организация  самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору)

Характеристика ГП Северной Америки по плану.

– Работу будут проводить  мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы.

Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности (работают с компьютером, картой, учебником, с атласом).

«Картографы»

– Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка: по отношению к экватору; нулевому меридиану; тропикам; полярным кругам.

– Данные занесите в контурную карту.

«Мореходы»

– Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

   

«Землемеры»:

– Используя учебник, сделайте вывод о размерах материка и его площади.

«Исследователи  берегов»:

– Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

– Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

       

– Покажите их на карте.

«Географы»:

– Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

Крайняя северная точка  – 

Крайняя западная точка  – 

Крайняя южная точка  – 

Крайняя восточная точка –

Защита работ у доски  по физической карте полушарий и  Северной Америки. Другие слушают и  дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.

Самооценка.

– Ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке

5. Проблемная  ситуация

– Ребята, внимательно посмотрите на карту: какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка).

– Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

( разделимся на группы: по выбору 1 ряд «Сходство», 2 ряд – «Различие»)

Педагог записывает на доске  в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.

Сходство

Различие

Тихий и Атлантический  океаны

Пересекают меридианы 

Одна часть света

Западное полушарие

Древние материки: Гондвана и Лавразия

Южное и северное полушария

Северный и южный  полюса

Северный Ледовитый  океан

Северный и южный  тропики

Северный и южный  полярные круга


Провести самооценку.

6. Исследование  Северной Америки.

– Заслушаем сообщение с показом презентации.

(подготовила ученица в качестве домашнего задания).

И во время сообщения  и показа презентации учащиеся заполняют таблицу в тетради (элемент лекции).

История открытия и исследования Северной Америки

дата

Исследователи

События

?

Эрик Рыжий

?

?

Х.Колумб

?

?

Дж. Кабот

?

?

Э. Кортес

?

?

Ж. Картье

?

?

Г. Гудзон

?

?

В. Беринг

?

?

А. Маккензи

?

?

Р. Амундсен

?

Информация о работе Технологии, применяемые при обучении географии