Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 06:22, контрольная работа
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Введение
3
1. Педагогические технологии: понятие, и классификация
5
2. Технологии, применяемые при обучении географии
9
2.1. Технология личностно-ориентированного обучения
9
2.2. Технология организации дифференцированного обучения
12
2.3. Технология модульного обучения на уроках географии
15
2.4. Технология проектного обучения
18
2.5. Технология интегрированного обучения
20
2.6. Информационно-коммуникативные технологии
22
2.7. Игровые технологии на уроках географии
24
2.8. Технология критического мышления
26
Заключение
29
Список использованной литературы
Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления.
Преимуществами данной технологии является то, что она эффективно сочетается с другими технологиями и приемами педагогической техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно
разрабатывать технологии обучения,
иными словами организацию
Знание дидактических особенностей, овладение первоначальными профессиональными умениями по применению педагогических технологий в учебном процессе позволят учителю реализовывать наиболее значимые идеи и подходы современной парадигмы образования.
Педагогические технологии содействуют реализации личностного подхода в обучении, направленного не только на усвоение основных компонентов географического содержания, но и на формирование личностных качеств ученика. Личностный подход в системе педагогических технологий, способствует реализации глобальных целей образования: формирование гуманистического мировоззрения личности с такими заданными качествами как осознание природы и человека в их единстве с окружающим миром, отказ от авторитарного стиля мышления, толерантности, уважительного отношения к иным культурам, традициям и верованиям.
Педагогические технологии определяют возможность реализации и деятельностного подхода в обучении через обучение учащихся наиболее оптимальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности.
Коллективный подход в обучении реализуются при использовании в учебном процессе практически всех технологий представленных в пособии, но, безусловно, яркое своё выражение он находит в игровых технологиях.
Педагогические технологии позволяют осуществить и оптимизационный и технологический подход в обучении. Первый из них содействует при обучении географии создании ситуации успеха в учении и устойчивого интереса к предмету, второй – технологизации всей системы обучения географии.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Душина И. В. и
др. Методика и технология
2. Иванов Ю. А.
3. Иванов Ю. А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов. – Брест.: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 170 с.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Сфера, 2007. – 127 с.
5. Коленченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Коленченко. – СПб.: КАРО, 2011. – 368 с.
6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
7. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 2009. – 201 с.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
9. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая Школа, 2011. – 352 с.
10. Чернявская А. П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования. – М.: Мир, 2009. – 169 с.
11. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2007. – 176 с.
Приложение 1
Урок географии с применением технологии личностно-ориентированного обучение
Тема: Географическое положение и исследование материка Северной Америки
Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.
Задачи:
– создать условия для развития у школьников умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности, информационной и коммуникативной культуры (учителя);
– изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;
– объяснить основные особенности географического положения материка в сравнении с другим материком;
– развивать умения делать выводы на основе полученной информации, умение адекватно мыслить.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютеры, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, СD-диск «География материков и океанов».
Ход урока
I. «Вызов». Мотивация на изучение нового материала.
– Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля на один из материков земного шара. Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врунгеля.
Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?
У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)
Лед – Антарктида
Кофе, песок – Африка
Какао, резина, медь – Южная Америка
Сумка, шерсть овцы – Австралия
Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус.
Вывод: это относится к материку Северная Америка.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала
1. Формулировка учащимися темы урока с помощью эпиграфа.
– Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?
2. Создание образа материка на основе вашего домашнего задания.
(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)
– Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?
Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.
(Провести качественную самооценку творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился).
3. Самостоятельная
формулировка учащимися
(Перед учащимися на парте лежат рабочие листы, здесь описан весь план работы на уроке).
– Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие «географическое положение»?
4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору)
Характеристика ГП Северной Америки по плану.
– Работу будут проводить мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы.
Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности (работают с компьютером, картой, учебником, с атласом).
«Картографы»
– Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка: по отношению к экватору; нулевому меридиану; тропикам; полярным кругам.
– Данные занесите в контурную карту.
«Мореходы»
– Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.
моря |
океаны |
«Землемеры»:
– Используя учебник, сделайте вывод о размерах материка и его площади.
«Исследователи берегов»:
– Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?
– Заполните таблицу, используя карту:
острова |
полуострова |
заливы |
проливы |
– Покажите их на карте.
«Географы»:
– Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:
Крайняя северная точка –
Крайняя западная точка –
Крайняя южная точка –
Крайняя восточная точка –
Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.
Самооценка.
– Ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке
5. Проблемная ситуация
– Ребята, внимательно посмотрите на карту: какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка).
– Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?
( разделимся на группы: по выбору 1 ряд «Сходство», 2 ряд – «Различие»)
Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.
Сходство |
Различие |
Тихий и Атлантический океаны Пересекают меридианы Одна часть света Западное полушарие |
Древние материки: Гондвана и Лавразия Южное и северное полушария Северный и южный полюса Северный Ледовитый океан Северный и южный тропики Северный и южный полярные круга |
Провести самооценку.
6. Исследование Северной Америки.
– Заслушаем сообщение с показом презентации.
(подготовила ученица в качестве домашнего задания).
И во время сообщения и показа презентации учащиеся заполняют таблицу в тетради (элемент лекции).
История открытия и исследования Северной Америки
дата |
Исследователи |
События |
? |
Эрик Рыжий |
? |
? |
Х.Колумб |
? |
? |
Дж. Кабот |
? |
? |
Э. Кортес |
? |
? |
Ж. Картье |
? |
? |
Г. Гудзон |
? |
? |
В. Беринг |
? |
? |
А. Маккензи |
? |
? |
Р. Амундсен |
? |
Информация о работе Технологии, применяемые при обучении географии