Адаптация детей к условиям детского сада будет проходить легче, если создать необходимые условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Поэтому работа детского сада составляет предмет обсуждения на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………. ………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25

Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста……………………………………………………………….7 – 15
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25
Вывод по I главе …………………………………………………………...26 – 27
Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49
2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36
2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………………..36 – 47
2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49
Вывод по I главе……………………………………………………………50 – 53
Заключение………………………………………………………………….54 – 57
Список литературы…………………………………………………………58 – 60

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет  имени А.С. Пушкина.

Подпорожский филиал

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

 

Тарукова Ольга Валерьевна

 

СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности 050711 – социальная педагогика

 

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент

Литвинцева Вера

Тимофеевна.

 

 

 

 

 

Тема: «Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей  к условиям детского сада»

План:

Введение …………………………………………………………. ………..3 – 5

Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25

 

    1. Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста……………………………………………………………….7 – 15
    2. Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
    3. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25

Вывод по I главе …………………………………………………………...26 – 27

Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49

2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36

2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………………..36 – 47

2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49

Вывод по I главе……………………………………………………………50 – 53

Заключение………………………………………………………………….54 – 57

Список литературы…………………………………………………………58 – 60

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

Модернизация российского  образования предполагает отведение  семье исключительной роли в решении  задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности  родителей определены в статьях 38, 43  Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Поэтому работа детского сада составляет предмет обсуждения на сегодняшний день.

Лев Толстой в свое время говорил  о том, что все самое главное  в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

 С одной стороны,  ребенку необходимо общество  сверстников, кроме того, в детском  саду работают специально обученные  педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают частые разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.

В последнее время  повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Возникают противоречия, с одной стороны, нормативные документы, педагогическая  теория ставят вопрос об адаптации детей к условиям жизни в число актуальных, а с другой – это процесс протекает с большими сложностями. Отсюда вытекает проблема, как обеспечить эффективность (результативность) работы детского сада по  адаптации детей к условиям детского сада. Это определило выбор темы исследования: «Социально-педагогическая адаптация детей раннего возраста  к условиям детского сада».    Цель нашего исследования состоит в выявлении условий эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада.

Объектом дипломной  работы является процесс социально-педагогического сопровождения адаптации к детскому саду.

Предметом дипломной  работы являются условия эффективности  социально-педагогического сопровождения адаптации к детскому саду.

Гипотеза: социально-педагогическое сопровождение адаптации детей  к условиям детского сада будет эффективнее  если:

  1. Проводить необходимую работу с родителями;
  2. Проводить образовательно-воспитательные мероприятия с детьми по проблеме адаптации;
  3. Проводить диагностики вновь поступивших детей;
  4. Проводить мониторинг адаптации детей к детскому саду.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- тестирование;

- диагностика;

- наблюдение;

- обобщение опыта;

- опытно-экспериментальная  работа.

Цель исследования определила следующие задачи:

      1. На основе анализа литературы раскрыть сущность социально-педагогического сопровождения и его роль в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
      2. Раскрыть возрастные особенности дошкольника, определить содержание, формы и методы, раскрыть особенности адаптации дошкольника к условиям детского сада
      3. Провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада
      4. Разработать программу по адаптации детей раннего возраста и апробировать ее

Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как  Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольвер, В. Манова- Томова, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский.

База проведения исследования: Ленинградская область, Подпорожский район, с. Винницы, МБДОУ «Винницкий детский сад № 2»  Структура: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Проблема социально-педагогического сопровождения в современных условиях

В данной главе  мы исходим из следующих положений: термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение. В словаре В. Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь». Анализ современной научной литературы свидетельствует, что под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается любая развивающаяся социальная система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.  Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Анализ изученной литературы показывает, что под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом. [40]           Е.Е. Чепурных сформулировала в своей работе основополагающие организационные принципы сопровождения:

  • комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
  • равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
  • гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
  • специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права. Данные принципы обуславливают необходимость сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка - это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение - это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром.

 

1.1. Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.

Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.

Субъектами социально-педагогического  сопровождения детей являются:

•родители и родственники;

•профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, психологи, воспитатели, музыкальные работники, работники социально-педагогических центров и др.)

Функция социально-педагогического  сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание педагогических действий.

Необходимо выделить две группы функций социально-педагогического  сопровождения.

Первая группа - целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

Вторая группа - инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

Несомненно, что в совокупности все целевые функции социально-педагогического  сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие человека. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности и индивидуальности. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

Реализацией развивающей  функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в  его личностных качествах и раскрытию  его потенциалов, отражающих его  индивидуальность.

Тесно связана с развивающей  функцией функция педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка - это процесс совместного с  ребенком определения его собственных  интересов, целей, возможностей и путей  преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман).

Необходимо поддержать человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать ее за него. Реализация функции педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности.

В процессе реализации данной функции субъекты социально-педагогического сопровождения выявляют личностную проблему молодого человека, осуществляют совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ последствий этого решения на основе имеющегося у человека социального опыта. [18]

Реализация функции педагогической поддержки пересекается с функцией социально-педагогической помощи.

По определению М.И.Рожкова  под социально-педагогической помощью  подразумевается реальное содействие человеку в преодолении возникающих  у него трудностей. Это могут трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п.

Реализация данной функции  предполагает выявление потребности  ребенка в социально-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи, как через действия ребенка, так и через действия взрослых.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.[9]

Информация о работе Адаптация детей к условиям детского сада будет проходить легче, если создать необходимые условия