Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:20, дипломная работа
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Поэтому работа детского сада составляет предмет обсуждения на сегодняшний день.
Введение …………………………………………………………. ………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25
Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста……………………………………………………………….7 – 15
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25
Вывод по I главе …………………………………………………………...26 – 27
Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49
2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36
2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………………..36 – 47
2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49
Вывод по I главе……………………………………………………………50 – 53
Заключение………………………………………………………………….54 – 57
Список литературы…………………………………………………………58 – 60
Цель встречи – расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.
В процессе индивидуальной беседы с родителями проявляем явную заинтересованность к будущему воспитаннику. Выражаем желание увидеть его фотографию (если родители пришли одни) интересуемся его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.
Выясняем у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие – огорчают.
Спрашиваем разрешения у родителей посетить воспитателю их семью.
Затем вместе с воспитателем идем знакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично приглашаем его в детский сад, заранее подбираем игрушку - самоделку в подарок ребенку.
Ребенок, встречая воспитателя на своей территории, среди близких людей, ведет себя достаточно спокойно, хорошо идет на контакт, не испытывает страха перед незнакомым человеком. Некоторая тревожность по поводу прихода чужого человека может возникнуть у детей 1,5 – 2 лет (прячутся за маму, убегают в другую комнату, отворачиваются и т.д.), но в условиях уютной домашней обстановки она быстро проходит. Сначала воспитатель общается с взрослыми членами семьи: рассказывает о режиме детского сада, об особенностях обучения и развития детей, дает практические рекомендации по конкретным вопросам воспитания и т.п. Важно вовлечь родителей в разговор, в ходе которого они поделятся своими наблюдениями за ребенком – что он любит, что умеет, во что играет. Родители всегда с энтузиазмом рассказывают о детях, показывают его комнату (уголок), игрушки. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тете», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает ее. В этот момент воспитатель переключается на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита рассказываем ребенку, как дети играют, гуляют, поют, танцуют в детском саду, и даже показать фотографии. Воспитатель, добившись контакта с ребенком и завоевав у него доверие, приглашает его на прогулку в Детский сад.
В процессе посещения семей мы получали необходимую информацию:
Вся полученная информация
тщательно анализировалась
На первом занятии с детьми в игровой форме проводим ознакомление родителей и воспитанников между собой и с педагогами, с помещением, создавая условия для разнообразной деятельности детей, большое значение при этом придавая двигательной деятельности. Первые занятия проводим в музыкальном и физкультурном залах, педагоги взаимодействуют в социуме: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Затем организуем игровые занятия в группах, куда будут ходить дети, занятия проводят воспитатели.
Для организации работы по адаптации детей подобрана специальная литература. Разработаны конспекты занятий. Конспекты занятий берем по адаптационной программе, разработанной Лапиной И.В. «В детский сад вместе с мамой» в книге «Адаптация детей при поступлении в детский сад». И в книге Е.В.Ларечиной «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка». При составлении планов работы «Малышкиной школы» пользуемся программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Кроха» Г.Г.Григорьевой, «Первые шаги» Е.О.Смирновой.
Приветствие
Слова: Движения
В колыбельке золотой Родители сажают детей на колени,
Спало солнце за рекой. Ручки малышей складывают перед
Грудью, образуя круг – «колыбельку».
Имитация качания младенца на руках.
Встало солнце поутру, Руки плавно поднимаются, разъединяют-
ся,
Разбудило детвору. Плавно опускаются.
Вышли детки погулять, Хлопки ладошками по ножкам поочередно
Стали прыгать и скакать. Одновремен
И Маша здесь (имена детей)
Мама Света здесь (имена родителей)
Игры на руках и коленях
«Ковалек»
Малыши сидят на коленях у родителей.
Слова: Движения
Куй, куй, Ковалек, Берем правую ножку ребенка в руку.
Подкуй сапожок, Ритмично постукиваем левой ладошкой
На правую ножку малыша по правой пяточке,
Золоту подковку,
На левую ножку затем правой ладошкой по левой пяточке.
Золоту подковку.
Подкуем, подкуем. Соединяем стопы
Ножки, бегайте бегом (2 р.) и постукиваем стопу остопу.
«Ехал пан»
Слова: Движения:
Ехал пан, ехал пан Ребенок сидит на коленях у взрослого,
Шагом, шагом Взрослый держит малыша за пояс
Шагом, шагом, двумя руками ритмично поднимает
Ехал пан, ехал пан и опускает колени, постепенно
Рысью, рысью, рысью, рысью. Увеличивая амплитуду движений.
Ехал пан, ехал пан Малыша приподнимают
Махом, махом, махом, махом, над своей головой.
В ямку бух! Опускают на пол между ног.
Из ямки выбираемся Поднимают.
И дальше отправляемся. Снова сажают на колени.
Игровой массаж
«Паучок»
Ребенок лежит животом на коленях у
родителя.
Пау-Паучина Плавно водим по спине указательным
Паутинку шил. пальцем по спирали,
Вдруг закапал дождик, постукиваем пальцами по спине,
Паутинку смыл. мягко поглаживаем от шейки
Солнышко всходит, к пояснице, затем от поясницы
Стало припекать. к шейке.
Пау-Паучина Снова указательным пальцем по спине
Трудится опять. по спирали
После выполнения массажа педагог предлагает надеть детям обувь и, напевая песенку, пройти помыть руки.
Прощание
Педагог подходит к каждому ребенку, берет его за ручки и поет прощальную попевочку:
«До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять
До свиданья, до свиданья, будем вместе мы играть»
Этапы адаптации:
1- прогноз адаптации, это 1 встреча с малышом и мамой, выявляется эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомыми людьми, уровень развития предметной деятельности, умения и навыки (через анкетирование), определяется степень тяжести адаптации.
2–взаимодействие педагога-психолога с воспитателями группы (консультации). Выявляются проблемы воспитателей в данном вопросе, проводятся игровые упражнения для решения трудных ситуаций.
3-посещение «Малышкиной школы». Знакомятся семьи, формируются отношения со сверстниками, развиваются навыки совместной игры.
4-постепенное вхождение в группу с обычным режимом.
5-проведение занятий
по адаптации с детским
Педагоги знакомят родителей с видами адаптации:
1 - легкая – нормализация всех процессов в течении 20-30 дней.
2 - Средней тяжести - в течение 1 - 2 месяцев.
3 - Тяжелая – 2 – 6 месяцев.
Работа «Малышкиной школы» принесла большую пользу и удовлетворение. После посещения «школы» ни один родитель не отказался от услуг нашего учреждения, у нас не было случаев тяжелой адаптации. Все больше родителей захотело стать нашими союзниками.
Организация «Малышкиной школы» в нашем детском саду позволила облегчить адаптацию наших малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам дошкольного учреждения.
Итак, единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволили решить проблему адаптации на должном уровне.
2.3. Результаты реализации программы по адаптации детей к условиям детского сада
Прошло некоторое время с тех пор, как ребенок впервые пришел в детский сад.
Для подведения итогов адаптационного
периода собирается педагогический
коллектив группы. Всесторонне обсуждаются
настроение, самочувствие, аппетит, сон,
заболеваемость, активность ребенка
во всех видах деятельности. После
обсуждения составляется протокол, который
представляется на заседании медико-психолого-
Адаптационный период считается законченным, если ребенок:
- с удовольствием приходит в детский сад;
- быстро засыпает и вовремя просыпается;
- играет с детьми;
- с удовольствием общается
– в силу своих речевых
Диагностика экспериментальной группы показала:
Имя ребенка |
Уровень адаптированности | ||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | |
Вадим Р. |
Х |
||||
Леша И. |
Х |
||||
Вероника |
Х |
||||
Лиза С. |
Х |
||||
Лера Т. |
Х |
||||
Влада К. |
Х |
||||
Артем К. |
Х |
||||
Даня П. |
Х |
||||
Итого: |
3 |
1 |
3 |
1 |
0 |
Заболеваемость детей за 4 месяца составила:
Имя ребенка |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Всего дней |
Вадим Р. |
- |
- |
- |
- |
0 |
Леша И. |
- |
- |
- |
- |
0 |
Вероника |
- |
- |
- |
05-08 |
4 |
Лиза С. |
- |
- |
- |
05-08 |
4 |
Лера Т. |
- |
09-13 |
- |
- |
5 |
Влада К. |
12-16 |
- |
- |
21-26 |
11 |
Артем К. |
- |
- |
- |
- |
0 |
Даня К. |
20-24 |
5 | |||
Итого: |
29 |
Как видим, адаптационный период у детей, посещавших «малышкину школу» проходит быстро и легко, редко затягивается дольше, чем полторы недели. С середины сентября, когда он заканчивается, все дети приходят в детский сад без слез и капризов. Вечером часто можно услышать: «Завтра приду опять!»
Таким образом, сводные результаты констатирующей диагностики показывают:
Уровень адаптации |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
высокий |
3 /37,5% |
1 /12,5% |
Выше среднего |
1 / 12,5% |
0 |
средний |
3 /37,5% |
2 /25% |
Ниже среднего |
1 /12,5% |
2 /25% |
низкий |
0 |
3 /37,5% |