Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:20, дипломная работа
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Поэтому работа детского сада составляет предмет обсуждения на сегодняшний день.
Введение …………………………………………………………. ………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25
Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста……………………………………………………………….7 – 15
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25
Вывод по I главе …………………………………………………………...26 – 27
Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49
2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36
2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………………..36 – 47
2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49
Вывод по I главе……………………………………………………………50 – 53
Заключение………………………………………………………………….54 – 57
Список литературы…………………………………………………………58 – 60
Следующей функцией социально-педагогического сопровождения является фасилитация (облегчение) адаптации ребенка к новым для него жизненным ситуациям. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, переезд в другой город, приход в семью нового человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта функция социально-педагогического сопровождения способствует адекватному социальному выбору ребенка своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.
Реализация данной функции предполагает совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.
Также необходимо говорить о реализации коррекционной функции социально-педагогического сопровождения. Её реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в ценностях ребенка, существенно влияющих на его поступки и поведение.
Все перечисленные функции социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны между собой, их реализация комплексно и целостно воздействует на ребенка, способствует его адекватному развитию.
Вторая группа функций, как уже было сказано выше, инструментальные. Определяя их, необходимо еще раз подчеркнуть, что их реализация не предполагает руководства педагогом детьми. К инструментальным функциям следует отнести: диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую.
Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у детей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.
Задачами диагностики являются: во-первых, контроль динамики социального развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей. Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка проблемы;
3) выдвижение гипотез
о причинах наблюдаемых
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка социально-
7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.
Рассматривая реализацию
коммуникативной функции
Необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимо постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что ребенок активен, он осуществляет и самостоятельно разрешает собственное затруднение с помощью педагога.
Для достижения целей
социально-педагогического
Ее суть - это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме, базирующегося на достоверных данных, и на основе этого прогноза создание проекта взаимодействия с ребенком.
Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка и осознаются им как событие своей жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию групп детей, организацию взрослых для создания той или иной ситуации, так и координацию деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.[31]
Если мы говорим о социально-педагогическом сопровождении как процессе, то должны, рассматривая его диалектически, выделить источник его развития, движущую силу и основные этапы.
Как уже мы говорили, целью этого процесса является формирование социальности человека; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия человека с субъектом социально-педагогического сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой данного процесса.
Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.
Первый этап - этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, обида ребенка. Выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.
На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.
На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с детьми реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.
На четвертом (аналитическом) этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.
Прежде всего, мы должны подчеркнуть важность социально-педагогического сопровождения в период осознаваемых ими происходящих событий.
Событие - это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Событие становится фактом истории и по отношению к конкретному человеку фактом его биографии.
При этом человек сразу чаще всего не может дать адекватную оценку происходящего. Его жизнь можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть, а между ними происходит множество других событий различной эмоциональной окраски, которые оставляют или не оставляют след в его памяти.
Ребенок, например, с радостью вспоминает день рождения и любимую игрушку, которую ему подарили. Именно в этот момент он почувствовал прилив радости, который вспоминается ему всю жизнь. Также запоминаются обиды, несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие события, вызвавшие негативные эмоции. Мы исходим из того, что только значимое событие может оказывать существенное влияние на его развитие.
В нашем концептуальном поле социально-педагогическое сопровождение ребенка предполагает не только помощь и поддержку ему в период события, но и конструирование событий детской жизни.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка в период события предполагает реализацию комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.[34]
Особое значение имеет
сопровождение ребенка в
Как отмечает М.И.Рожков - в основе
определения принципов
Основной идеей
Каковы же ценностные основания процесса педагогического сопровождения ребенка в различных ситуациях, которые могут выступить в качестве принципов социально-педагогического сопровождения?
Принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого ребенка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.
Принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого ребенка.
Принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого человека.
Принцип оптимистической стратегии сопровождения предполагает, что субъекты сопровождения рассматривают развитие ребенка с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должны доминировать убеждение в позитивном его развитии.
Принцип социального закаливания, который одновременно является и принципом воспитания, предполагает включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Таким образом, М.И.Рожков
выводит определение, что социально-педагогическое
сопровождение является важнейшим
компонентом социально-
1.2. Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации
Ранний возраст охватывает период от
1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная
ситуация развития ребенка. К началу раннего
возраста ребенок, приобретая стремление
к самостоятельности и независимости
от взрослого, остается связанным со взрослым,
ибо нуждается в его практической помощи,
оценке и внимании. Это противоречие находит
разрешение в новой социальной ситуации
развития ребенка, которая представляет
собой сотрудничество или совместную
деятельность ребенка и взрослого.
Изменяется и ведущая деятельность ребенка.
Если младенец не выделяет еще способа
действия с предметом и его назначения,
то уже на втором году жизни содержанием
предметного сотрудничества ребенка со
взрослым становится усвоение общественно-выработанных
способов употребления предметов. Взрослый
не только дает ребенку в руки предмет,
но вместе с предметом «передает» способ
действия с ним. [15]
В таком сотрудничестве общение перестает
быть ведущей деятельностью, оно становится
средством овладения общественными способами
употребления предметов.
В раннем возрасте происходит интенсивное
психическое развитие, главными компонентами
которого являются:
• предметная деятельность и деловое
общение с взрослым;
• активная речь;
• произвольное поведение;
• формирование потребности в общении
со сверстниками;
• начало символической игры;
• самосознание и самостоятельность.
В раннем возрасте наблюдается совершенно
особое отношение ребенка к действительности,
эту особенность принято называть ситуативностью.
Ситуативность заключается в зависимости
поведения и психики ребенка от воспринимаемой
ситуации. Восприятие и чувствование еще
не отделены друг от друга и представляют
собой неразрывное единство, которое вызывает
непосредственное действие в ситуации.
Вещи имеют особую притягательную силу
для ребенка. Ребенок воспринимает вещь
непосредственно здесь и сейчас, не привнося
в ситуацию своего замысла и знания о других
вещах.[15]
Адаптацией называют процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкания к ней. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Анализ деятельности учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и струдниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. [39] В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис). [2] Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.