Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

DIPLOM_NA_RASPEChATKU.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее отчетливо проявляется  недостатки развития эмоциональной  сфере. Дети-сироты с трудом различают  эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность  понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в детский дом, не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание [55].

Дети 4 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Эмоции являются источником радости и страдания, и жизнь невозможна без эмоций, без эмоциональных переживаний. Исследования многих ученых показали, что для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные, или балластные (60%) [49].

Социальными психологами  и педагогами были выделены признаки стрессового состояния ребенка [39]. Они могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости  после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы  тела или, напротив, начинающих проявляться  симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и  ночном недержании мочи, которых ранее  не наблюдалось, и в некоторых  других явлениях.

Итак: разлука —  страх — стресс — срыв адаптации — болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому дому. Очень часто такая адаптация приводит к неврозам, которые уже вылечить намного сложнее.

Эмоциональные проблемы ребенка требуют разрешения в первые же дни его пребывания в детском доме. И здесь на помощь может и должна прийти изобразительная деятельность [62].

1.3. Изобразительная деятельность  с детьми младшей дошкольной группы

 

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. [63] 

В 30-е годы ХХ века возникла Арт-терапия. Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938).  Впервые арт-терапевтические  методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[7].

Описание метода

Основная цель арт-терапии  состоит в гармонизации развития личности через развитие способности  самовыражения и самопознания. С  точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация.

Ценность применения искусства  в терапевтических целях состоит  в том, что с его помощью  можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные эмоции и чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д..

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах  всякий раз, когда он рисует, пишет  картину или лепит скульптуру.[15]

Задачи арт-терапии

  • 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  • 2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  • 3. Получить материал для психодиагностики.
  • 4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  • 5. Установить контакт с клиентом.
  • 6. Развить самоконтроль.
  • 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  • 8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии 

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувствоодиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-концепция", низкая самооценка.[

Арт-терапевтическая сессия

Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), клиент сразу может почувствовать облегчение. Это первый шаг в арт-терапевтической сессии: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.

 Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста  в игровой форме позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной.[15]

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, однако такая длительная работа требуется не всем детям.

Арт-сессии продолжительностью от 30 до 80 минут проводятся один раз в неделю, и, в зависимости от сложности запроса, длятся от 3–5 до 12 недель.

Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками, другой проявит интерес  к песочнице. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники – гуашь. Однако, повторюсь, выбор индивидуален, и психологу желательно иметь в своем арсенале разные материалы.

Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими  способами [23] :

    • дать инструкцию: если установлен доверительный контакт, ребенку легче принять инструкцию «рисовать цветом: пятнами, мазками, линиями, брызгами и пр.», он может общаться с психологом, тем самым преодолевая неопределенность;
    • показать рисунки других детей, если контакт только устанавливается и ребенок сохраняет явную тревогу, зажат. Обычно они развешены по пространству арт-комнаты или по стенам коридора рядом с комнатой. Можно сделать специальную подборку рисунков, выполненных в абстрактной манере (мазанием, штриховкой);
    • дополнительный вариант – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия. Психолог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой. Вариант уместен, когда у ребенка сложились серьезные барьеры спонтанности реакций, обусловленные ранним обучением, гиперсоциализацией;
    • подобрать задания, сами собой предполагающие «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.

С чего же начинается индивидуальная работа с использованием песочницы? Взрослый и ребенок постепенно обходят, осматривают, ощупывают всю игровую комнату: рисунки, игрушки, оборудование, и так доходят до ящика с песком. Об использовании песочницы в процессе арт-терапии написано достаточно много интересных и содержательных работ. Описываемый здесь подход, так же, как и работа с красками, опирается на воссоздание периода детского марания. В практике песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух видах:

  • действия с неоформленным материалом – песком, водой;
  • построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или спонтанная).

Первый вариант имеет очень мощный коррекционный ресурс.[77] Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, переливание из емкости в емкость, отделение воды от песка и тому подобное – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Сначала психолог предлагает малышу потрогать песок, просыпать его между пальцами, почувствовать крупинки, попробовать стряхнуть их с рук. После этого ребенка подводят к идее, что в песок можно добавить воду. Если ребенок легко увлекается предложением, в дальнейшем взрослому надо лишь следовать за детской фантазией. Если ребенок сомневается, опасается, или по какой-то другой причине отказывается от контакта с природными материалами, воздействия психолога должны быть более бережные, экономичные.

Порой в песочницу выливается столько  воды, сколько позволяет объем, до самых краев. Руки по локоть погружаются  в ту самую «грязь», к которой  взрослые категорически запрещают  даже приближаться. Ребенок получает возможность удовлетворить потребность в экспериментировании и свободной активности. Через несколько сессий ребенок сам изъявит желание развивать, менять игру. Внимательный психолог увидит это и сможет воспользоваться динамикой для решения дальнейших коррекционных задач.

Условия подбора техник и приемов создания изображений

Рисуночные сессии с дошкольниками  и младшими школьниками не должны ограничиваться обычным набором  изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами  их использования. Ребенок более  охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми. [80]

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения  при создании изображения с помощью  предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Сталкиваясь с трудностями, пусть  даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Как правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия реагируют разными формами защиты. Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем, с которыми внимательные родители впоследствии обратились к детскому психологу. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны  для ребенка, и это отвечает природе  детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные  способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет  значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при  его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи