Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа
Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Этим автором были выявлены два фактора, влияющих на точность восприятия эмоционального состояния: индивидуальный опыт людей в дифференциации переживаний и знак и модальность предъявляемой эмоции. Легче всего определялось состояние радости, затем восхищения; хуже всего - состояние любопытства. Промежуточное положение по точности определения занимали состояния безразличия, удивления, обиды, тоски и тревоги. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоциональных состояний по сравнению с индифферентными и отрицательными.
Эмоции - это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Следовательно, уровень адаптированности человека возможно определять через наблюдение проявлений его эмоций.
Адаптация к условиям детского дома включает широкий спектр индивидуальных эмоциональных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском доме. Каждый ребенок привыкает по-своему, и зависит это прежде всего от того, на какой отметке из шкалы тонов он находился в момент прихода, что и обуславливает индивидуальные закономерности [48].
Действительно, при поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери, при наличии таковой. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации является одной из первостепенных задач.
Находясь на этапе становления, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Вот распространенные изменения в проявлениях эмоций, которые отмечаются у ребенка в период адаптации [12].
В первые дни пребывания в детском доме практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей). Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще, а так же ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен. Если ребенок и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, что свидетельствует о завершении адаптационного периода.
У ребенка снижается и социальная активность. Дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что дети в раннем дошкольном возрасте играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок пока не взаимодействует с другими детями. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, как кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации ребенок постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелым. Под влиянием новых внешних воздействий впервые дни адаптации ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.) [17]
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности. Вначале дошколята засыпают плохо. Иногда вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон обязательно нормализуется.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — ребеноку просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям. Организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням [29]
Адаптация, как отмечает Шахманова А.Ш., бывает следующих видов [71]:
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. При этом отличается незначительное снижение аппетита. При это взаимоотношения с взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижается.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-30 дней. Значительная задержка двигательной активности, ребенок плохо идет на контакт со взрослыми.
Тяжелая адаптация. Тяжелая адаптация может протекать от 2 до 6 месяцев и больше. Ребенок может заболеть, у него плохой аппетит, мало двигается (чаще сидит в стороне), плохо идет на контакт со взрослыми, сон беспокойный, непродолжительный. Ребенок либо плачет в течение всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. Изменения к лучшему происходит очень медленно.
Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист») — задача педагогов и психологов детского дома. На основе этих показателей разрабатывается система педагогической помощи детям, поступивших в детский дом. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Чтобы облегчить адаптационный период, прежде всего надо создать у ребенка положительную установку, положительное впечатление о детском доме. А это зависит в первую очередь от правильной организации воспитательного процесса, от умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Нужно помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует положительные эмоции у ребенка. Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций детского дома осуществляется через игры, рассматривание фотографий, экскурсии, организацию общения с персоналом и старшими детьми, утренников, развлекательных мероприятий [74]
Еще одним направлением работы воспитателя является
помощь ребенку в установлении взаимоотношений
с окружающими людьми. Для этого первое
знакомство с воспитателями и детьми проходит
в благоприятной, насыщенной положительными
Подготовительную работу по адаптации А. Остроухова предлагает разделить на несколько этапов [48]:
I этап - подготовительный
Его следует начинать за 1-2 месяца до перевода ребенка из одной возрастной группы в другую. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Для начала необходимо познакомить ребенка с детским домом, провести экскурсию, показать различные помещения, рассказать о их назначении. Далее сходить в гости к более старшим детям (сестрам, братьям). При переводе ребенка из группы в группу надо заранее ознакомить ребенка с интерьером новой комнаты, с обслуживающим персоналом, с детьми. Можно разрешить ему принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из старой группы. С воспитателями «мамами» предыдущей группы обменяться педагогическим опытом, уточнить, что ребенок любит, в какие игры ему нравится играть, как ребенок засыпает и др. Возможно, ребенок привык спать с бутылочкой молока, с пустышкой или с любимой игрушкой. Целесообразно обратиться к медицинскому персоналу, уточнить есть ли у ребенка непереносимость к каким либо продуктам питания, возможно у ребенка на что-то аллергическая реакция. Познакомиться с картой здоровья. Посоветоваться с психологом, узнать, как протекала предыдущая адаптация.
II этап - основной
Главная задача данного этапа - создание комфортных условий для ребенка.
Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт. Да и ребенку будет легче, когда ребенок загрустит, воспитатель сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или ласково назвав по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке поможет ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. Задача персонала - обеспечить возможно личностный контакт с ребенком, правильно и сдержано реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание.
III этап - заключительный
Адаптационный период считается законченным, если:
В листе адаптации следует фиксир
Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Благоприятная адаптация позволяет обеспечить оптимальные условия для охраны и укрепления психофизического здоровья, развития личности ребенка.
На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых является: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к спокойствию.
Работу по адаптации педагоги должны вести не только с вновь прибывшими детьми, но и при переводе детей из одной возрастной группы в другую.
Рассмотрим психолого-педагогич
Дети-сироты младшего дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания [54]
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье. [38] А гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно.