Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа
Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Арсенал способов создания
изображений широк: акватушь, рисование
сыпучими продуктами или
Выбор материала для работы подробно описан в Приложении 1.
1. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [8].
Социально-психологическая адап
Эмоции - это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Следовательно, уровень адаптированности человека возможно определять через наблюдение проявлений его эмоций.
Исследование проходило на базе детского дома города Воткинска. В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 4-4.5 лет, которые в 2012 году поступили в детский дом: 7 детей в экспериментальной группе и 7 детей в контрольной группе. В экспериментальной группе была проведена специальная работа по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому дому с использованием занятий художественной деятельностью в сочетании с арт-терапией, в контрольной группе адаптация детей к детскому дому проходила с помощью обычных приемов.
Цель работы – определить роль изобразительной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому.
Задачи исследования:
1. Провести диагностическое изуче
2. Исследовать влияние художественной деятельности в работе педагога, облегчающей процесс адаптации ребенка к детскому дому.
Эксперимент проходил в течение первого месяца пребывания детей 2 подгрупп (7 в контрольной и 7 в экспериментальной) в детском доме г. Воткинска. Исследование и анализ результатов были проведены в сотрудничестве с воспитателями.
В качестве основных
методов, позволяющих выявить
Однако при использовании метода наблюдения возникают следующие сложности, которые необходимо было учитывать:
- невозможно избежать
субъективизма наблюдателя, т.
- наблюдатель может
фиксировать только внешние
Чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и только потом приступать к анализу результатов.
Для согласования моментов наблюдений все были ознакомлены с текстом Дмитриевой С.А., которая выделяет следующие ситуации [19], когда эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко:
1. Страх
• незнакомая удивительная игрушка;
• поломка игрушки;
• плач, крик сверстника, друга;
• нападение сверстника, друга;
• незнакомый звук;
• воспитатель запрещает, ругается, кричит;
• незнакомая комната;
• появление незнакомых взрослых или детей;
• приближение незнакомых людей.
2. Гнев
• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
• желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
• желание иметь что-то, что нельзя взять;
• трудная игрушка, поломка игрушки;
• внимание взрослого обращено на другого ребенка;
• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
• воспитатель забирает игрушку;
• физическое наказание;
• воспитатель обижает, ругается;
• наличие препятствия;
3. Радость:
• выполнение задания;
• смотрит в зеркало на себя;
• смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
• сверстник дурачится;
• внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
• смешной (незнакомый) звук;
• воспитатель дурачится, напевает.
4. Печаль:
• игра, общение со сверстниками;
• невнимание со стороны взрослого;
• наказание, порицание взрослого;
• трудности при выполнении задания;
• сверстники не принимают в игру.
5. Интерес:
• приход в группу, прогулка;
• незнакомый взрослый;
• незнакомый сверстник;
• новая игрушка;
• незнакомая игра;
• рассказ взрослого или показ чего-либо;
• проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
• подготовка к праздникам.
6. Удивление:
• появление чего-либо/кого-либо в группе;
• незнакомая игрушка;
• на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
• новая игра;
• знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
• близкий взрослый (воспитатель) общается иначе.
Перечисленные ситуации облегч
В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как:
- эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
- выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.
- эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
Совместно с воспитателями
для единообразия фиксации проявлений
эмоционального состояния детей
нами была принята за основу наблюдений
следующая табличная карта
Таблица 1 учитывает по четыре формы проявления для каждой данной степени, каждая из которых отмечается воспитателями в конце рабочего дня до и после эксперимента как качество проявлений.
Внешние реакции фиксировались воспитателями в течение двух дней до и двух дней после эксперимента.
Таблица 1.
Карта эмоциональных проявлений ребенка по видам и степеням
Низкая степень - 1 балл |
Средняя степень - 2 балла |
Высокая степень - 3 балла | |
Страх |
|||
спокоен, нерешителен, малоактивен, малоподвижен |
хмурит брови, возбужден, напряжен, вздрагивает, не подходит сам |
отказывается смотреть, убегает или/и плачет, хватается за близкого, замирает или/и визжит | |
Гнев |
|||
спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо, сдержан в реакциях |
убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки |
все отвергает, плачет, дерется, ломает игрушки, предметы | |
Печаль |
|||
спокоен, малоактивен, малоподвижен, старается уединиться |
хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы, отказывается играть |
плачет, все отвергает, капризничает, ложится на живот | |
Интерес |
|||
не интересуется новым, выбирает старые игрушки, уклоняется от незнакомых, наблюдает за другими, |
играет новыми игрушками, улыбается при встрече, не избегает незнакомых, подходит к играющим |
активно интересуется всем, задает вопросы взрослым, погружен в игру, требует не мешать | |
Удивление |
|||
не показывает удивления, не реагирует на новое, скрывает внимание, скучает демонстративно |
широко открывает глаза, останавливается, восклицает, задерживает дыхание |
подбегает к удивляющему, расспрашивает окружающих, пробует трогать, желает завладеть | |
Радость |
|||
расслаблен, слегка улыбается, открыто улыбается, ритмично двигается |
обнимается, активно играет, открыто смеется, громко разговаривает |
размахивает руками и прыгает, хвастается и хохочет, дурачится, восторженно кричит |
По результатам фиксации проявленных детьми эмоций, указанных в Таблице 1, до эксперимента дети получили следующие баллы:
Таблица 2.
Эмоциональные проявления детей в трех степенях наблюдавшейся выраженности до проведения эксперимента
Экспериментальная группа |
страх |
гнев |
печаль |
интерес |
удивление |
радость |
Рома Б. |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Настя Б. |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Полина Е. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Вероника К. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Матвей К. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Вася К. |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
Соня Л. |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Контрольная группа |
страх |
гнев |
печаль |
интерес |
удивление |
радость |
Женя Л. |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Артем М. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Вероника О. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Дима П. |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Саша В. |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Даша П. |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
Игорь Р. |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |