Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

DIPLOM_NA_RASPEChATKU.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

 Арсенал способов создания  изображений широк: акватушь, рисование  сыпучими продуктами или засушенными  листьями, рисование пальцами и  ладонями, пульверизатором и т.д.  Немного фантазии, и на песке,  приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.[56]

Выбор материала для работы подробно описан в Приложении 1.

 

Выводы по первой  главе

 

      1. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [8].

Социально-психологическая адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой;

Эмоции - это переживание человеком  своего личного отношения к тем  или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Следовательно, уровень адаптированности человека возможно определять через наблюдение проявлений его эмоций.

  1. Дети 4 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Эмоции являются источником радости и страдания, и жизнь невозможна без эмоций, без эмоциональных переживаний.
  2. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные эмоции и чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д..

 

Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс  адаптации детей к  детскому дому

2.1 Организация и методики исследования

 

Исследование проходило  на базе детского дома города Воткинска. В исследовании принимали  участие 14 детей в возрасте 4-4.5 лет, которые  в 2012 году  поступили в детский  дом: 7 детей в экспериментальной  группе и 7 детей в контрольной группе. В экспериментальной группе была проведена специальная работа по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому дому с использованием занятий художественной деятельностью в сочетании с арт-терапией, в контрольной группе адаптация детей к детскому дому проходила с помощью обычных приемов.

Цель работы –  определить роль изобразительной деятельности в процессе адаптации детей к  детскому дому.

Задачи исследования:

1. Провести диагностическое изучение эмоциональных состояний детей младшего дошкольного возраста в период их адаптации к детскому дому.

2. Исследовать влияние художественной деятельности в работе педагога, облегчающей процесс адаптации ребенка к детскому дому.

Эксперимент проходил в течение первого месяца пребывания детей 2 подгрупп (7 в контрольной и 7 в экспериментальной) в детском доме г. Воткинска. Исследование и анализ результатов были проведены в сотрудничестве с воспитателями.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности  эмоционального развития и оценить  эмоциональное состояние ребенка, были выбраны наблюдение, эксперимент.

Однако при использовании  метода наблюдения возникают следующие  сложности, которые необходимо было учитывать:

- невозможно избежать  субъективизма наблюдателя, т.к., интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог), не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

- наблюдатель может  фиксировать только внешние выражения  эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Чтобы уменьшить  количество ошибок при интерпретации  результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно  фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности  длительное время и только потом приступать к анализу результатов.

Для согласования моментов наблюдений все были ознакомлены  с  текстом Дмитриевой С.А., которая  выделяет следующие ситуации [19], когда эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко:

1. Страх

• незнакомая удивительная игрушка;

• поломка игрушки;

• плач, крик сверстника, друга;

• нападение сверстника, друга;

• незнакомый звук;

• воспитатель запрещает, ругается, кричит;

• незнакомая комната;

• появление незнакомых взрослых или детей;

• приближение незнакомых людей.

2. Гнев

• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

• желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

• желание иметь что-то, что нельзя взять;

• трудная игрушка, поломка игрушки;

• внимание взрослого обращено на другого ребенка;

• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

• воспитатель забирает игрушку;

• физическое наказание;

• воспитатель обижает, ругается;

• наличие препятствия;

3. Радость:

• выполнение задания;

• смотрит в зеркало на себя;

• смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

• сверстник дурачится;

• внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

• смешной (незнакомый) звук;

• воспитатель дурачится, напевает.

4. Печаль:

• игра, общение со сверстниками;

• невнимание со стороны взрослого;

• наказание, порицание взрослого;

• трудности при выполнении задания;

• сверстники не принимают в игру.

5. Интерес:

• приход в группу, прогулка;

• незнакомый взрослый;

• незнакомый сверстник;

• новая игрушка;

• незнакомая игра;

• рассказ взрослого или показ чего-либо;

• проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

• подготовка к праздникам.

6. Удивление:

• появление чего-либо/кого-либо в группе;

• незнакомая игрушка;

• на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

• новая игра;

• знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

• близкий взрослый (воспитатель) общается иначе.

 Перечисленные ситуации облегчали выбор момента наблюдения за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.

В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных  проявлений, как:

-  эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

- выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

- эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Совместно с воспитателями  для единообразия фиксации проявлений эмоционального состояния детей  нами была  принята за основу наблюдений следующая табличная карта Дмитриевой С.А. по регистрации шести  видов  эмоциональных проявлений.

Таблица 1 учитывает  по четыре формы проявления для каждой данной степени, каждая из которых отмечается воспитателями в  конце рабочего дня до и после эксперимента как качество проявлений.

Внешние реакции  фиксировались воспитателями в течение двух дней до и двух дней после эксперимента.

 

Таблица 1.

Карта  эмоциональных проявлений ребенка по видам  и степеням

 

Низкая степень - 1 балл

Средняя степень - 2 балла

Высокая степень - 3 балла

Страх

     
 

спокоен,

нерешителен,

малоактивен,

малоподвижен

хмурит брови, возбужден,

напряжен,

вздрагивает,

не подходит сам

отказывается смотреть,

убегает или/и плачет,

хватается за близкого,

замирает или/и визжит

Гнев

     
 

спокоен,

хмурит брови,

смотрит угрюмо,

сдержан в реакциях

убегает,

крепко зажмуривается, колотит  руками, сжимает кулаки

все отвергает,

плачет,

дерется,

ломает игрушки, предметы

 Печаль

     
 

спокоен,

малоактивен,

малоподвижен,

старается уединиться

хмурит брови,

кривит губы,

сдерживает слезы,

отказывается играть

плачет,

все отвергает,

капризничает,

ложится на живот

Интерес

     
 

не интересуется новым, выбирает старые игрушки,

уклоняется от незнакомых,

наблюдает за другими,

играет новыми игрушками,

улыбается при встрече,

не избегает незнакомых,

подходит к играющим

активно интересуется всем, задает вопросы  взрослым,

погружен в игру,

требует не мешать

Удивление

     
 

не показывает удивления,

не реагирует на новое,

скрывает внимание,

скучает демонстративно

широко открывает глаза,

останавливается,

восклицает,

задерживает дыхание

подбегает к удивляющему,

расспрашивает окружающих,

пробует трогать,

желает завладеть

Радость

     
 

расслаблен,

слегка улыбается,

открыто улыбается,

ритмично двигается

обнимается,

активно играет,

открыто смеется,

громко разговаривает

размахивает руками и прыгает, хвастается и хохочет,

дурачится,

восторженно кричит


 

 

 

По результатам  фиксации проявленных детьми эмоций, указанных в Таблице 1, до эксперимента дети получили следующие баллы:

 

Таблица 2.

Эмоциональные проявления детей в трех степенях наблюдавшейся выраженности до проведения эксперимента

Экспериментальная группа

страх

гнев

печаль

интерес

удивление

радость

Рома Б.

1

1

1

3

2

1

Настя Б.

1

1

2

3

2

2

Полина Е.

1

2

1

2

3

2

Вероника К.

1

1

2

2

2

1

Матвей К.

2

1

2

1

1

1

Вася К.

3

3

2

1

3

3

Соня Л.

1

1

3

3

2

1

             

Контрольная группа

страх

гнев

печаль

интерес

удивление

радость

Женя Л.

1

1

1

3

1

1

Артем М.

1

2

1

2

3

1

Вероника О.

2

1

2

3

1

1

Дима П.

1

1

1

3

2

1

Саша В.

4

1

2

3

1

1

Даша П.

3

1

1

3

1

3

Игорь Р.

2

1

3

3

1

1

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи