Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа
Цель нашей работы: изучить влияние агрессивности на уровень общительности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
1.Провести анализ литературы, посвященной общению и общительности подростков;
2.Изучить агрессивность, опираясь на литературные источники;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психологические особенности подростковой агрессии и общительности…………………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды агрессии………………………………………………….6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения………………………11
1.3 Индивидуально - типологические характеристики агрессивного поведения подростков……………………………………………………..13
1.4 Общительность подростков как основа успешного взаимодействия с окружающими………………………………………………………………16
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста…………………………………………….19
2.1 Методики исследования………………………………………………19
2.2 Анализ полученных результатов………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….
Удовлетворение (или неудовлетворение) настоятельных потребностей в понимании со стороны окружающих, самопознании и самосовершенствовании вызывает у подростков глубокие и длительные эмоциональные переживания по поводу оценки себя другими и самооценки[5,с.66]. Они отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением и противоречивостью чувств, страстно отстаивают свои взгляды, готовы взорваться в ответ на малейшую несправедливость по отношению к себе и своим товарищам. В связи с удовлетворением острой потребности в общении
со сверстниками, которое устанавливает новые нормы поведения, а также с
появлением интимно-личностных отношений у подростков появляется чувство страха, состояния психологического дискомфорта и тревожности.
Таким образом, общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка, а отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста
2.1 Методики исследования
Исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста проводилось на базе МОУ Суояровская средняя общеобразовательная школа г. Суоярви. Нами было протестировано 40 учеников 9 «А» и 9 «Б» классов и 40 учеников 11 «А» и 11 «Б» классов. В качестве экспериментального поля не случайно был выбран подростковый возраст: во- первых, это возраст, в котором происходит переход в более широкий мир социальных взаимоотношений, с более сложной иерархией взаимообусловленности и требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, большинство сформированный в данный период личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.
Для определения уровня общительности нами была использована методика В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Методика по определению уровня общительности содержит 16 вопросов. На каждый следует ответить «Да», «Нет», «Иногда». Время, отведенное на выполнение методики, составляет 5-7 минут. Оценка ответов: «Да»- 2 очка, «Нет»- 1 очко, «Иногда» -0 очков. Уровень общительности определяется в зависимости от набранных баллов. Баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый:
-1-13 баллов - весьма коммуникабельная личность (высокий уровень);
-14-24 балла – коммуникабельная личность (средний уровень);
-25-31 балл – личность, испытывающая затруднения в общении (низкий уровень) (Приложение 1).
Для исследования подростковой агрессивности и её форм была использована методика «Опросник агрессивности Басса-Дарки». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1.Физическая агрессия (ФА) – использование физической силы против другого лица.
2.Косвенная агрессия (КА) - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3.Раздражение (Р) – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4.Негативизм (Н) – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5.Обида (О) – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность (П) – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7.Вербальная агрессия (ВА) – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8.Чувство вины (ЧВ) – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
-вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
-вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (Приложение 2).
Ключ к тесту.
Ответы оцениваются по
восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
"нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
"нет" = 1, "да" = 0: 44.
6. Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
"нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
"нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида +
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение +
Интерпретация результатов теста:
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, враждебности – 6-7 ± 3.
2.2 Анализ полученных результатов
Результаты исследования
уровня общительности
Высокий уровень (1-13баллов) |
Средний уровень (14-24 балла) |
Низкий уровень (25-31 балл) | |||
9 классы |
11 классы |
9 классы |
11 классы |
9 классы |
11 классы |
8 |
4 |
28 |
25 |
4 |
11 |
20% |
10% |
70% |
63,3% |
10% |
26,7% |
Итак, мы видим, что подростки 9 –ых классов активнее в сфере общения чем подростки 11-ых классов. Так 20% опрошенных учащихся 9-ых классов обладают отлично развитыми коммуникативными способностями. Учащиеся же 11-ых классов лидируют в категории испытывающих затруднения в общении- 26,7 %. Средний уровень общительности выявлен у 70% подростков 9-ых классов и 63,3 % - 11-ых классов.
Результаты исследования агрессивности подростков
Низкая меньше 17 |
Умеренная (норма) 21 ± 4 |
Высокая Больше 25 | |||
9 классы |
11 классы |
9 классы |
11 классы |
9 классы |
11 классы |
24 |
7 |
11 |
14 |
5 |
19 |
60% |
16,7% |
26,6% |
36,6% |
13,4% |
46,7% |
Анализ данных таблицы показывает, что агрессивность подростков 11-ых классов выше, чем подростков 9-ых и составляет 46,7%. Умеренная агрессивность (норма) наблюдается у 26,6 % учащихся 9 –ых классов и 36,6 % 11-ых классов. Низкая агрессивность преобладает у подростков 9-ых классов и составляет 60% от общего числа. У учащихся 11-ых классов уровень низкой агрессивности составляет 16,7 %.
В итоге необходимо отметить тот факт, что общий уровень агрессивности у подростков принявших участие в эксперименте умеренный, что свидетельствует о благополучной ситуации в развитии детей и их социализации.
Полученные в ходе выявления уровня тревожности и общительности данные, мы обработали при помощи вычисления U-критерия Манна-Уитни. Были получены следующие результаты:
1. Коэффициент корелляции взаимосвязи агрессии и общительности у подростков 11-ых классов составляет – Uэмп (48) и находится в зоне значимости. У подростков 9-ых классов - Uэмп (47). Полученные эмпирические значения Uэмп находятся в зоне значимости.
Итак, наша гипотеза подтверждается и можно говорить о наличии взаимосвязи уровня агрессивности как у учащихся 9-ых классов, так и учащихся 11-ых классов.
Заключение
Научный взгляд на агрессию неоднозначен. С точки зрения социума, агрессия – отрицательное качество человека, и ее нужно избегать и усмирять, в то же время агрессия есть естественное и необходимое качество личности, которое заложено в структуре личности от рождения (З.Фрейд).
С точки зрения психологии агрессивные реакции рассматриваются как негативные, отрицательные качества современных подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость), возникающие чаще всего при недооценке самостоятельности подростка (игнорирование его мнения, требование беспрекословного подчинения, чрезмерной опеке). Такие реакции являются естественными реакциями (природными факторами) ответа организма на предъявленные к нему требования со стороны окружающей среды. Сложность подросткового возраста заключается в переходе от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, в смене привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также в бурной гормональной перестройке организма. Все это делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Подростковый возраст так же приобретает особую значимость в процессе формирования и развития коммуникативной сферы личности.
В рамках данной работы нами было изучено влияние агрессивности на уровень общительности. Нами был проведен анализ литературы, посвященный общению и агрессивности подросткового возраста, подобраны методики и проведены исследования, согласно поставленной цели. Нами были исследованы уровни общительности и агрессии у подростков 9-ых и 11-ых классов. Уровень агрессии оказался выше у подростков 11-ых классов, уровень общительности у данной группы оказался ниже. На основе анализа полученных эмпирических данных были проведены расчеты коэффициента корелляции взаимосвязи агрессии и общительности у подростков 11-ых и 9-ых классов, которые показали наличие взаимосвязи между агрессивностью и уровнем общительности в обеих исследуемых группах подростков и подтвердили выдвигаемую гипотезу.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать на занятиях по коммуникативному тренингу, также для работы школьных учителей в процессе проведения различных школьных мероприятий, связанных с общением внутри коллектива класса, школы и т. д.
Литература