Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………

Файлы: 1 файл

Агрессия у дошкольника2.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)


54

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6

1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6

1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18

1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30

2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30

2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32

2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………….….…..41

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………47
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования.  Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Учитывая недостаточную изученность этой актуальной проблемы в раннем онтогенезе, в настоящей работе я провела экспериментальное изучение психологических особенностей агрессии детей шестого и седьмого годов жизни, причин ее возникновения и условий, которые провоцируют формирование агрессивности.

Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.

Проблема исследования заключается  в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста. 

Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».

Объект исследования - агрессия детей  дошкольного возраста.

 

Предмет исследования – средства преодоления бъект исследования – проявления агрессии у детей в дошкольном возрасте. агрессии старших дошкольников.

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии.

2. Изучить психологические особенности агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников в детском саду.

3. Провести диагностику уровня агрессии у детей дошкольного возраста.

4.Организовать работу по преодолению агрессии у детей дошкольного возраста.

5. Проверить эффективность организованной работы.

          Методы исследования.

1. Анализ научной литературы по проблеме.

2. Диагностические методы.

3.Методы обработки данных.

 

Гипотеза исследования: агрессию у детей дошкольного возраста возможно преодолеть, если организовать эффективную работу с использованием игр, упражнений, тренингов.

Особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с особенностями взаимоотношений ребенка в семье и группе детского сада. Агрессивные действия детей являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию.

 

Теоретическая значимость: работы состоит в  анализе различных подходов по проблеме агрессии детей дошкольного возраста.

 

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе с детьми.

 

В исследовании показано, что агрессия у ребенка возникает как способ реагирования на конфликтную ситуацию. При наличии определенных условий со временем она приобретает характер относительно устойчивого образования, которое может входить в структуру личности и оказывать негативное влияние на развитие всей системы отношений дошкольника с окружающими, способствуя возникновению серьезных отклонений в процессе его социализации.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.


Глава 1. Психолого-педагогические основы агрессивного поведения дошкольников и средства его преодоления

 

1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения

 

  Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой [9]. С.Н. Ениколопова [17], Н.Д. Левитова [25], Т.Г.Румянцевой [31] и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросов, связанных с агрессией.

Как справедливо отмечает И.А. Фурманов [34], тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикация на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их коррекции особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания.

Американские психологи Е.Маккоби и С.Джеклин, изучавшие агрессивное поведение у представителей разного пола, пришли к выводу, что хотя большая агрессивность мужчин объясняется некоторой биологической основой, определенными изменениями в крови, но вместе с тем. эта основа создает лишь готовность к обучению агрессии... и так ярко она не проявлялась, если бы не повышала их статус. Е.Маккоби и С.Джеклин высказывают справедливое утверждение об антисоциальной природе агрессивности, что нельзя агрессивность, стремления сделать зло другому, рассматривать как положительную черту ни у женщины, ни у мужчины.

Вместе с тем в работах зарубежных психологов встречается точка зрения, согласно которой агрессию человека нельзя рассматривать как форму поведения всегда противоположную нравственным нормам. Некоторые формы агрессивного поведения, например, агрессивная самозащита, воспринимаются как морально оправданные и даже необходимые.

Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми. А.Г. Асмолов [1] в предисловии к книге К.Бютнера “Жить с агрессивными детьми”, говоря о росте преступности среди детей и подростков, отмечает парадоксальность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

Указанная проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является, как указывает А.Г. Асмолов, лишь частным примером одной из сторон более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом правонарушения, жестокости.

Проблема агрессии заинтересовала психологов еще в начале века. Об агрессии написано около 400 монографий. Пик интереса к этой проблеме падает на 60-70 годы.

Несмотря на большое количество работ по проблеме агрессии, вряд ли можно утверждать, что эта проблема решена. Вероятно, следует указать лишь на отдельные аспекты, исследованные в большей степени, чем другие. Анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует насколько сложна и многоаспектна эта проблема и насколько различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.

Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наиболее приемлемые из распространенных в зарубежной психологии определений агрессий является определение Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона которые агрессией называют любой вид поведения, приносящий вред другому (физический или моральный). К.Бютнер понимает под агрессией акты поведения “оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение”.

В.А. Ситаров и В.Г. Маралов агрессией считают: “'действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба”.

Отечественный психолог Н.А. Фурманов [34] понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, расширительно, как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, “неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности”. Он наряду с деструктивной агрессией признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что “личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в “норме” она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым”.

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об  агрессивности  как  компоненте  личностной  структуры.  В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организаций.

Рассмотрение агрессивности как черты личности тесно связано с признанием значения ее мотивации. Утверждение о мотивированности поведения человека (в том числе агрессивного) неоспоримо. Однако это не дает оснований для упрощенного понимания всех возможных мотивов агрессии как единого, универсального мотива (например, “намерение”, желание действовать агрессивно). В то же время, невозможно отрицать тот факт, что изучение мотивов агрессивного поведения представляет большой научный интерес и является настоятельной необходимостью.

Такие авторы как А.Бандура, А.Хевитт отмечают, что уже в раннем возрасте внешнее выражение отношения к окружающим людям в виде конкретных действий начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании или ощущением превосходства “противника” и т.д. Вместе взятые, эти и другие условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведение недоступного для непосредственного восприятия окружающих.

Отмечаются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиции социальной нормативности и инициативности поведения субъекта. Так, Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.).

В ряде работ были выделены “агрессивное поведение вне социального контекста” и “агрессивное поведение, направленное против социальных норм”.

Таким образом, возможны различные рабочие классификации видов агрессивных проявлений в зависимости от целей исследования и выбранного основания классификации. Справедливо мнение тех ученых, которые полагают, что вопрос выбора и определения агрессии и ее классификации очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление.

Выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в ситуации и в своей личности. Говоря об эмоциональных компонентах агрессивного состояния прежде всего выделяют гнев, который очень часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля за совершаемыми действиями. Особый оттенок этому состоянию придает переживание недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях своей силы, уверенности. Появляясь на самых ранних этапах развития ребенка, агрессия долгое время не осознается в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает отсутствие способности адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д. Волевой компонент агрессивного состояния связан с проблемой силы воли, которая проявляется, не столько в умении просто “сдерживать” агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивный состоянием и агрессивными действиями.

А.Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии, для классификации которых он предлагает три дихотомии:

                 физическое - вербальное,

                 активное - пассивное,

                 направленное - ненаправленное.

Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии в зависимости от ее устойчивости:

Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления