Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………

Файлы: 1 файл

Агрессия у дошкольника2.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Результаты изучения агрессии детей группы А и группы Б на контрольном этапе исследования    по методике Басса Дарки

 

           Группа   «А»

 

              Группа    «Б»

 

Алиса Р.

6 баллов

Марина Л.

6 баллов

Вера Ч.

6 баллов

Миша Н.

8 баллов

Ира М.

5 баллов

Вова С.

5 баллов

Толя Ф.

6 баллов

Слава Б.

9 баллов

Руслан Т.

6 баллов

Костя Д.

8 баллов

Миша Б.

5 баллов

Дима О.

9 баллов

Андрей Ш.

7 баллов

Илья З.

5 баллов

Алена Я.

6 баллов

Витя Т.

6 баллов

Оля А.

5 баллов

Ира Б.

8 баллов

Гоша К.

6 баллов

Оля С.

9 баллов

Вася П.

5 баллов

Наташа Л.

5 баллов

Алина Ф.

6 баллов

Аня Д.

6 баллов

Аня В.

5 баллов

Таня Н.

8 баллов

Алла Т.

5 баллов

Лена К.

9 баллов

Рома В.

6 баллов

Костя С.

8 баллов

 

 

 

 

ИТОГО

85 баллов

ИТОГО

113 баллов

 

 

 

Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по  методике Басса Дарки  на этапе контрольного эксперимента  группа  А

 

Ф.И. Ребёнка

   Высокий

   Средний

    Низкий

Результат

Алиса Р.

 

 

6 баллов

 

Вера Ч.

 

 

6 баллов

 

Ира М.

 

 

5 баллов

 

Толя Ф.

 

 

6 баллов

 

Руслан Т.

 

 

6 баллов

 

Миша Б.

 

 

5 баллов

 

Андрей Ш.

 

7 баллов

 

 

Алена Я.

 

 

6 баллов

 

Оля А.

 

 

5 баллов

 

Гоша К.

 

 

6 баллов

 

Вася П.

 

 

5 баллов

 

Алина Ф.

 

 

6 баллов

 

Аня В.

 

 

5 баллов

 

Алла Т.

 

 

5 баллов

 

Рома В.

 

 

6 баллов

 

ИТОГО

5

8

2

 

 

Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по  методике Басса Дарки  на этапе контрольного эксперимента  группа  Б

 

Ф.И. Ребёнка

   Высокий

   Средний

    Низкий

Результат

Марина Л.

 

 

6 баллов

 

Миша Н.

 

8 баллов

 

 

Вова С.

 

 

5 баллов

 

Слава Б.

9 баллов

 

 

 

Костя Д.

 

8 баллов

 

 

Дима О.

9 баллов

 

 

 

Илья З.

 

 

5 баллов

 

Витя Т.

 

 

6 баллов

 

Ира Б.

 

8 баллов

 

 

Оля С.

9 баллов

 

 

 

Наташа Л.

 

 

5 баллов

 

Аня Д.

 

 

6 баллов

 

Таня Н.

 

8 баллов

 

 

Лена К.

9 баллов

 

 

 

Костя С.

 

8 баллов

 

 

ИТОГО

4

5

6

 

 

 

 

Результаты исследования уровня агрессии у детей группы  А по методике  Басса Дарки  на этапе  контрольного эксперимента.

Результаты исследования уровня агрессии у детей группы  Б  по методике  Басса Дарки  на этапе  контрольного эксперимента.

 

В основной части исследования приняли участие 30 детей старшей группы детского сада

в возрасте от 5 до 6 лет, 2 воспитателя.

По результатам анкетирования с воспитателями была выделена группа детей (15 человек) с агрессивными проявлениями в поведении.

В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило, стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.

Таким образом, с помощью беседы с воспитателями предварительно была выделена подгруппа агрессивных детей и выяснено, что агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, вследствие чего агрессивный ребенок часто бывает, отвергнут другими детьми.

По результатам беседы с воспитателями были намечены ориентиры для создания коррекционной программы. Оптимизация эмоциональных отношений агрессивного ребенка со сверстниками должна стать одной из линий коррекционной работы.

В ходе исследования были выделены формы проявления агрессивности в поведении детей с помощью специально разработанного опросника для воспитателей. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

Преобладание открытого выражения агрессии в поведении дошкольников показало и наблюдение за ребенком в ходе соревновательной игры.

С помощью специально созданной схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение каждого ребенка в ситуации проигрыша, моделирующей ситуацию фрустрации.

Было отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам).

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Применение методики  Басса Дарки показало, что наибольшее количество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрессия - 45,5%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходимо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помощью других (17,3%) или выражается надежда, что «время все исправит» (13,6%). В работе делается вывод, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фрустрации. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

Анкетирование воспитателей  послужило полезным дополнением к другим примененным методикам диагностики агрессивности у дошкольников, поскольку оно позволело выявлять такие характеристики ребенка, как возбудимость, импульсивность, легкость огорчения, низкая толерантность к фрустрации и отделять эти понятия от истинно агрессивных тенденций.

Таким образом, блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями [30].

Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности ставится целью оказания психологической помощи агрессивным детям.

Анализ результатов в дополнительной группе показал, что у 12 детей из 18 (66,7%) проведенная работа дала положительный профилактический эффект.

Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной работы в ЭГ и КГ не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи агрессивным детям в преодолении испытываемых ими трудностей в общении.

2. Результаты, полученные в дополнительной группе с детьми, у которых агрессивные проявления не так сильны, как в ЭГ и КГ, в целом показали и высокий профилактический эффект предложенной нами программе.

3. Наша гипотеза о роли оптимизации общения ребенка со сверстниками для преодоления агрессивности в поведении подтвердилась.

4. Предложенная нами программа коррекции и профилактики агрессивности среди дошкольников вполне может быть использована в системе. Детских дошкольных учреждений

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема человеческой агрессии является одной из актуальных глобальных проблем современного мира. Само понятие агрессии, ее механизмы, причины, классификация видов агрессии и путей ее коррекции по-разному трактуется учеными различных научных направлений.

Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления