Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………
Результаты изучения агрессии детей группы А и группы Б на контрольном этапе исследования по методике Басса Дарки
Группа «А»
| Группа «Б»
| ||
Алиса Р. | 6 баллов | Марина Л. | 6 баллов |
Вера Ч. | 6 баллов | Миша Н. | 8 баллов |
Ира М. | 5 баллов | Вова С. | 5 баллов |
Толя Ф. | 6 баллов | Слава Б. | 9 баллов |
Руслан Т. | 6 баллов | Костя Д. | 8 баллов |
Миша Б. | 5 баллов | Дима О. | 9 баллов |
Андрей Ш. | 7 баллов | Илья З. | 5 баллов |
Алена Я. | 6 баллов | Витя Т. | 6 баллов |
Оля А. | 5 баллов | Ира Б. | 8 баллов |
Гоша К. | 6 баллов | Оля С. | 9 баллов |
Вася П. | 5 баллов | Наташа Л. | 5 баллов |
Алина Ф. | 6 баллов | Аня Д. | 6 баллов |
Аня В. | 5 баллов | Таня Н. | 8 баллов |
Алла Т. | 5 баллов | Лена К. | 9 баллов |
Рома В. | 6 баллов | Костя С. | 8 баллов |
|
|
|
|
ИТОГО | 85 баллов | ИТОГО | 113 баллов |
Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки на этапе контрольного эксперимента группа А
Ф.И. Ребёнка | Высокий | Средний | Низкий | Результат |
Алиса Р. |
|
| 6 баллов |
|
Вера Ч. |
|
| 6 баллов |
|
Ира М. |
|
| 5 баллов |
|
Толя Ф. |
|
| 6 баллов |
|
Руслан Т. |
|
| 6 баллов |
|
Миша Б. |
|
| 5 баллов |
|
Андрей Ш. |
| 7 баллов |
|
|
Алена Я. |
|
| 6 баллов |
|
Оля А. |
|
| 5 баллов |
|
Гоша К. |
|
| 6 баллов |
|
Вася П. |
|
| 5 баллов |
|
Алина Ф. |
|
| 6 баллов |
|
Аня В. |
|
| 5 баллов |
|
Алла Т. |
|
| 5 баллов |
|
Рома В. |
|
| 6 баллов |
|
ИТОГО | 5 | 8 | 2 |
|
Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки на этапе контрольного эксперимента группа Б
Ф.И. Ребёнка | Высокий | Средний | Низкий | Результат |
Марина Л. |
|
| 6 баллов |
|
Миша Н. |
| 8 баллов |
|
|
Вова С. |
|
| 5 баллов |
|
Слава Б. | 9 баллов |
|
|
|
Костя Д. |
| 8 баллов |
|
|
Дима О. | 9 баллов |
|
|
|
Илья З. |
|
| 5 баллов |
|
Витя Т. |
|
| 6 баллов |
|
Ира Б. |
| 8 баллов |
|
|
Оля С. | 9 баллов |
|
|
|
Наташа Л. |
|
| 5 баллов |
|
Аня Д. |
|
| 6 баллов |
|
Таня Н. |
| 8 баллов |
|
|
Лена К. | 9 баллов |
|
|
|
Костя С. |
| 8 баллов |
|
|
ИТОГО | 4 | 5 | 6 |
|
Результаты исследования уровня агрессии у детей группы А по методике Басса Дарки на этапе контрольного эксперимента.
Результаты исследования уровня агрессии у детей группы Б по методике Басса Дарки на этапе контрольного эксперимента.
В основной части исследования приняли участие 30 детей старшей группы детского сада
в возрасте от 5 до 6 лет, 2 воспитателя.
По результатам анкетирования с воспитателями была выделена группа детей (15 человек) с агрессивными проявлениями в поведении.
В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило, стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.
Таким образом, с помощью беседы с воспитателями предварительно была выделена подгруппа агрессивных детей и выяснено, что агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, вследствие чего агрессивный ребенок часто бывает, отвергнут другими детьми.
По результатам беседы с воспитателями были намечены ориентиры для создания коррекционной программы. Оптимизация эмоциональных отношений агрессивного ребенка со сверстниками должна стать одной из линий коррекционной работы.
В ходе исследования были выделены формы проявления агрессивности в поведении детей с помощью специально разработанного опросника для воспитателей. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Преобладание открытого выражения агрессии в поведении дошкольников показало и наблюдение за ребенком в ходе соревновательной игры.
С помощью специально созданной схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение каждого ребенка в ситуации проигрыша, моделирующей ситуацию фрустрации.
Было отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам).
Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.
Применение методики Басса Дарки показало, что наибольшее количество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрессия - 45,5%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходимо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помощью других (17,3%) или выражается надежда, что «время все исправит» (13,6%). В работе делается вывод, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фрустрации. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.
Анкетирование воспитателей послужило полезным дополнением к другим примененным методикам диагностики агрессивности у дошкольников, поскольку оно позволело выявлять такие характеристики ребенка, как возбудимость, импульсивность, легкость огорчения, низкая толерантность к фрустрации и отделять эти понятия от истинно агрессивных тенденций.
Таким образом, блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями [30].
Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности ставится целью оказания психологической помощи агрессивным детям.
Анализ результатов в дополнительной группе показал, что у 12 детей из 18 (66,7%) проведенная работа дала положительный профилактический эффект.
Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной работы в ЭГ и КГ не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи агрессивным детям в преодолении испытываемых ими трудностей в общении.
2. Результаты, полученные в дополнительной группе с детьми, у которых агрессивные проявления не так сильны, как в ЭГ и КГ, в целом показали и высокий профилактический эффект предложенной нами программе.
3. Наша гипотеза о роли оптимизации общения ребенка со сверстниками для преодоления агрессивности в поведении подтвердилась.
4. Предложенная нами программа коррекции и профилактики агрессивности среди дошкольников вполне может быть использована в системе. Детских дошкольных учреждений
Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления