Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………
Для того, чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.
Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато, когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
В связи с этим хотелось бы предложить комплекс рекомендаций для родителей и педагогов.
Рекомендации родителям
Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.
Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.
Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.
Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.
Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.
Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.
Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).
Рекомендации педагогам:
Не проявляйте грубости в присутствии детей.
Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.
Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.
Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.
В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.
Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».
Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
Если имеется видеомагнитофон – показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.
Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).
Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.
Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивных проявлений и средств её преодоления.
Экспериментальное исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании были использованы, а также специально разработаны следующие экспериментальные и диагностические методики:
1) анкетирование с воспитателями;
2) методика Басса Дарки;
На первом этапе была проведена диагностика уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки (общее число испытуемых 30 человек).
Методика применялась в стандартном варианте. Результаты методики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения агрессии детей группы А и группы Б на констатирующем этапе исследования по методике Басса Дарки
Группа «А»
| Группа «Б»
| ||
Алиса Р. | 8 баллов | Марина Л. | 6 баллов |
Вера Ч. | 6 баллов | Миша Н. | 8 баллов |
Ира М. | 7 баллов | Вова С. | 5 баллов |
Толя Ф. | 9 баллов | Слава Б. | 9 баллов |
Руслан Т. | 9 баллов | Костя Д. | 8 баллов |
Миша Б. | 9 баллов | Дима О. | 9 баллов |
Андрей Ш. | 7 баллов | Илья З. | 5 баллов |
Алена Я. | 8 баллов | Витя Т. | 6 баллов |
Оля А. | 9 баллов | Ира Б. | 8 баллов |
Гоша К. | 7 баллов | Оля С. | 9 баллов |
Вася П. | 9 баллов | Наташа Л. | 5 баллов |
Алина Ф. | 6 баллов | Аня Д. | 6 баллов |
Аня В. | 7 баллов | Таня Н. | 8 баллов |
Алла Т. | 8 баллов | Лена К. | 9 баллов |
Рома В. | 7 баллов | Костя С. | 8 баллов |
|
|
|
|
ИТОГО | 116 баллов | ИТОГО | 113 баллов |
При анализе результатов на данном этапе было отмечено, что наибольшее число дошкольников 6-7 лет имеют высокий уровень агрессии (33%).
Иначе говоря, в ответах детей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).
Таким образом: очевиден высокий процент агрессивности у детей, это обуславливает проведение специальной работы по преодолению агрессии .
Таблица 2
Уровни проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки на этапе констатирующего эксперимента (группа А)
Ф.И. Ребёнка | Высокий | Средний | Низкий | Результат |
Алиса Р. |
| 8 баллов |
|
|
Вера Ч. |
|
| 6 баллов |
|
Ира М. |
| 7 баллов |
|
|
Толя Ф. | 9 баллов |
|
|
|
Руслан Т. | 9 баллов |
|
|
|
Миша Б. | 9 баллов |
|
|
|
Андрей Ш. |
| 7 баллов |
|
|
Алена Я. |
| 8 баллов |
|
|
Оля А. | 9 баллов |
|
|
|
Гоша К. |
| 7 баллов |
|
|
Вася П. | 9 баллов |
|
|
|
Алина Ф. |
|
| 6 баллов |
|
Аня В. |
| 7 баллов |
|
|
Алла Т. |
| 8 баллов |
|
|
Рома В. |
| 7 баллов |
|
|
ИТОГО | 5 | 8 | 2 |
|
Результаты диагностики выявили: Толя Ф, Руслан Т., Миша Б., Оля А., Вася П. – высокий уровень агрессии. Алиса Р., Ира М., Андрей Ш., Алена Я., Гоша К., Аня В., Алла Т., Рома В.- средний уровень агрессии. Вера Ч., Алина Ф. – низкий уровень агрессии.
Таблица 3
Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки на этапе констатирующего эксперимента группа Б
Ф.И. Ребёнка | Высокий | Средний | Низкий | Результат |
Марина Л. |
|
| 6 баллов |
|
Миша Н. |
| 8 баллов |
|
|
Вова С. |
|
| 5 баллов |
|
Слава Б. | 9 баллов |
|
|
|
Костя Д. |
| 8 баллов |
|
|
Дима О. | 9 баллов |
|
|
|
Илья З. |
|
| 5 баллов |
|
Витя Т. |
|
| 6 баллов |
|
Ира Б. |
| 8 баллов |
|
|
Оля С. | 9 баллов |
|
|
|
Наташа Л. |
|
| 5 баллов |
|
Аня Д. |
|
| 6 баллов |
|
Таня Н. |
| 8 баллов |
|
|
Лена К. | 9 баллов |
|
|
|
Костя С. |
| 8 баллов |
|
|
ИТОГО | 4 | 5 | 6 |
|
Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления