Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………

Файлы: 1 файл

Агрессия у дошкольника2.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты диагностики выявили : Слава Б., Дима О., Оля С., Лена К., - высокий уровень агрессии. Миша Н., Костя Д., Ира Б., Таня Н., Костя С.  – средний уровень агрессии. Марина Л., Вова С., Илья З., Витя Т.,

Наташа Л., Аня Д. – низкий уровень агрессии.

 

 

 

 

 

Результаты иследования уровня агресси у детей группы  А  по методике Басса Дарки на этапе констатирующего эксперимента

 

Результаты иследования уровня агресси у детей группы  Б  по методике Басса Дарки на этапе констатирующего эксперимента

 

Анкета  для педагогов.

                               «Признаки агрессии»

 

 

Ребенок

 

 

Да

 

Нет

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух

 

 

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

 

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

 

 

4. Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться

 

 

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

 

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

 

7. Он не прочь подразнить животных

 

 

8. Переспорить его трудно

 

 

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

 

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

 

 

11. В ответ на обычное распоряжение стремится сделать все наоборот

 

 

12. Часто не по возрасту ворчлив

 

 

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

 

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

 

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

 

 

16. Легко ссорится, вступает в драку

 

 

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 

 

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности

 

 

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

 

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

 

 

 

Если у Вас получилось 15-20 положительных ответов, то Ваш ребенок с высокой степенью агрессии, если 17-14 – со средней степенью, если 1-6 – с низкой степенью агрессии.

 

  

 

Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по результатам анкетирования педагогов на этапе констатирующего эксперимента.

 

 

Опросник Басса Дарки

1.      Временами я не могу справиться с желанием причинить  вред другим

да

нет

2 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

  5 Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

  6 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

  7 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

  8 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

9 Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

  10 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11 Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12 Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

14 Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

  15 Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

16 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

19 Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20 Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

21 Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22  Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25  Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26  Я не способен на грубые шутки

да

нет

27  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

30  Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31  Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

34  Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

35  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

36  Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

37  Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

38  Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

39  Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

40  Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

41  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

42  Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

43  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

  Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

44  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

45  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

46  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

47  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

48  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

49  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

да

нет

50  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

51  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

52  Неудачи огорчают меня

да

нет

53  Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

54  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

55  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

56  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

57  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

58  Я ругаюсь только со злости

да

нет

59  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

60  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

61  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

62  Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

63  У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

64  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

65  Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

66  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

67  Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

68  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

69  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

70  В последнее время я стал занудой

да

нет

71  В споре я часто повышаю голос

да

нет

72  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

73  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

 

 

В данном параграфе обосновано проведение коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе детского сада. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Для проведения коррекционно-профилактической работы в качестве экспериментальной группы взята группа А детского сада. Проведя анализ результатов изучения агрессии у детей  обнаружено, что по количеству детей разного уровня агрессии  группы признаны эквивалентными.

Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и формы коррекционной работы. В исследовании представлен анализ индивидуальных случаев, иллюстрирующих синтез этих форм.

Профилактическое направление реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского сада. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина).

Старший дошкольник готовится сменить свою социальную позицию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности, - агрессивно го ребенка.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также - внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение [28] , мы применили следующий комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д.

В исследовании дано содержательное описание работы, проведенной с педагогами и родителями агрессивных детей, центральной задачей, которой являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация работы по преодолению агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Целью данного этапа исследования является снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста группы А. Предложенный комплекс мероприятий был реализован в течение 6 месяцев, игры и упражнения соответствуют возрастным особенностям и вызвали интерес у детей.

Комплекс мероприятий по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

План занятий

Основные цели

1. “ЗНАКОМСТВО”

1) “Интервью”

2) “ Дракон кусает свой хвост”

3) “Баржа”

4) “Связующая нить”

- создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

- снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

- снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

2. “НАСТРОЕНИЕ”

1) Сказка “Репка” (инсценировка)

2) Рисование своего настроения

3) “Колокол”

- снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

3. “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ”

1) “Связующая нить”

2) “Подари улыбку”

3) “Ласковое имя”

4) “Мы тебя любим”

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

- создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

4. “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ”

1) “Связующая нить”

2) “Передай сигнал”.

3) Танец “Цветок”

4) “Зеркало”             

- сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

- энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”.

- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

5. “ДРУЖБА”

1) “Связующая нить”

2) “Только вместе!”

3) Танец свободы и победы “Святой Георгий”

4) “Обзывалки”

5) “Взаимоотношения”

- физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

- снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

6. “МЫ ВМЕСТЕ”

1) “Закончи предложение”

2) “Разведчики”

3) “Аэробус”

4) “Доброе животное”

- повышение уверенности в себе, в своих силах.

- развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

- учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

- способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

7. “ТУХ-ТИБИ-ДУХ”

1) “Рубка дров”

2) “Ворвись в прут”

3) “Тух-тиби-дух!”

4) Игра “Газета”

- помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

- снять негативные настроения и восстановить силы.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

8. “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА”

1) “Бумажные мячики”

2) “Два барана”

3) “Попроси игрушку”

4) “Липучка”

- дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

- снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

- обучить детей эффективным способам общения.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

9. “НАША ДРУЖНАЯ ГРУППА”

1) “Связующая нить”

2) “Несуществующее животное”

3) Тема рисования: “Наша дружная группа”

4) “Подари камешек”

- сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.

- влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.

- Обучить детей эффективным способам общения.


 

Для изучения успешности решения задач  коррекции  были выделены контрольная (15 человек) и экспериментальная (15 человек) группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Дети из экспериментальной группы прошли весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программы. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных занятий по причине отсутствия их в детском саду на момент начала работы.

Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах нормы). Это было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа выполняет задачи профилактики агрессивного поведения. Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.

После прохождения курса коррекционно-профилактических занятий дети были обследованы по методике Басса Дарки  и с помощью анкетирования воспитателей.

Спустя промежуток времени (до 6 месяцев) для оценки устойчивости эффекта программы было проведено повторное наблюдение за поведением детей в ходе экспериментальной игровой ситуации. Мы предположи ли, что в ситуации реальной фрустрации (проигрыша) агрессивные тенденции обязательно проявятся, если они есть в поведенческом опыте ребенка.

В целом результаты после коррекционного воздействия в экспериментальной группе показали снижение показателей агрессивности по методике Басса  Дарки у 11 человек (73,3 %).

Устойчивость эффекта коррекционного воздействия подтверждают показатели наблюдения: через 4-6 месяцев сниженное количество агрессивных проявления в игре (от 0 до 4-х по группе) не повышается, а у некоторых детей даже понижается дальше (от 0 до 3-х по группе).

Таким образом: комплекс мероприятий по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, был успешно реализован .

Для проверки эффективности организованной работы по снижению уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста осуществлен контрольный этап эксперимента, который представлен в следующем параграфе.

 

2.3. Проверка эффективности организованной работы

   При повторном тестировании по методике Басса Дарки в контрольной группе существенных изменений в показателях агрессивности обнаружено не было.

Анализируя полученные результаты из наблюдения за детьми в ходе соревновательной игры, надо отметить, что количество агрессивных проявлений в целом по группе осталось на первоначальном уровне (3 - 6), причем через несколько месяцев у шести детей из девяти наблюдается тенденция к увеличению агрессивных реакций.

Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления