Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………
Проведенный теоретический анализ показал, что на формирование и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, детским коллективом. Проявление агрессивности в поведении дошкольника, таким образом, является следствием:
1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низким социальным статусом ребенка в группе;
3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);
4) неудовлетворенностью потребности в признании.
В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что по лученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и приводятся основные выводы.
1. Важность разработки диагностических и коррекционных про грамм применительно к агрессивному поведению детей обусловлена не достатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в дошкольном возрасте.
2. Решение задачи диагностики агрессивности в дошкольном возрасте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагностики изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его поведения в значимой для него деятельности.
Проведенное эмпирическое исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в об ращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.
3. Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также - сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.
4. Практическая организация общения со сверстниками, по предложенной нами программе (воспитание сопереживания, миролюбия во взаимоотношениях между детьми и.т.д.) способствует снижению агрессивности в поведении, а также - дает профилактический эффект в плане развития агрессивности в детском возрасте.
5. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) и педагогов группы детского сада к работе по реализации предложенной коррекционной программы.
3. Березников, А. Программа «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми» [Текст] //Журнал практического психолога. - 1999. - №3. - С. 3-5.
5. Бэрон, Р. Агрессия [Текст]/Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]/К.Бютнер. - М: Педагогика, 1991. - 141с.
7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]/А.Л.Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2001. - 160 с.
10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник [Текст]/М.В.Гамезо. – М.:Флинта, 1998. - 256 с.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]/Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо.1997. - 180 с.
12. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст]/Т.М.Грабенко. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей – СПб.: Питер, 1998. - 128 с.
14. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/А.Б.Добрович. – М.: Просвещение. 1987. - 98с.
15. Дошкольники «группы риска» [Текст] /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. - 240 с.
16. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте [Текст] / Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 81-84.
18. Ермолаева, Л.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками[Текст]/Л.В.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2000. - 140 с.
21. Истратова, О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста [Текст]/О.Н.истратова.Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление в социальных и экономических системах". - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. N1 (7). 319с. С. 43-48.
22. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения [Текст]/Р.Р.Калинина. - СПб.: Речь. 1997. - 114 с.
23. Карабанова, О. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст]/О.Карабанова. - М: РПА. 1997. - 190 с.
32. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет [Текст]/С.И.Семенака. – М.:Академия, 2004.
33. Смирнова, Е. Агрессивные дети. [Текст]// Дошкольное воспитание. -№4. -2003. -С. 62.
36. Чистякова, М.И. Психогимнастика[Текст]/М.И.
Приложение
Игра «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Клубок ниток.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Знакомство»
Цель: сплочение группы, создание атмосферы единства.
Все сидят (стоят) в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
Игра «Колокол»
Цели: Мы используем в этой игре воображаемый звон колокола для того, чтобы дать детям возможность научиться внимательно прислушиваться к звукам; кроме того, они смогут понять, что может привнести в их восприятие окружающего активное вслушивание. Когда мы сосредоточенно слушаем, простой звон может дать нам ощущение радости, внутренней силы и уверенности.
Инструкция: Есть ли на свете звуки, которые будят ваши чувства, затрагивают душу? Какие звуки вас радуют? Есть ли какой-нибудь шум, который вас пугает? Знаете ли вы звуки, которые вас взбадривают? Есть ли шум, приносящий вам беспокойство?
У нас есть особая память – память на звуки. Можете ли вы мне описать, как звучит мотор машины? А как звучит голос мамы? Пропойте мне пару тактов своей любимой песни.
Теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните..
Представь себе, что ты лежишь на лугу, который окружен живописными небольшими холмами. Под тобой мягкая свежая трава, и когда ты вдыхаешь воздух, ты ощущаешь запах травы, зелени и цветов. Над тобой – голубое небо с белыми пушистыми облаками. Где-то невдалеке – маленькая деревенская церковь. На башенке висит колокол. Когда он четыре раза в час отбивает время, ты это слышишь. Звон колокола – ясный и веселый. Он доносится до тебя по воздуху, и это особенный звук. Когда ты его слышишь, ты становишься бодрым и радостным.
Сейчас ты снова слышишь колокол. Теперь он звучит громче. Почувствуй, как звуковые волны плавно плывут и, мягко и легко достигая тебя, собираются вместе. От этого ты становишься бодрым и чувствуешь, что твоя голова стала очень легкая и ясная. Послушай, как медленно замирает звук, и отметь момент, когда звук совсем затихнет и наступит тишина... (15 секунд.)
Теперь послушай звон колокола еще раз. На этот раз тебе кажется, что колокол звучит прямо рядом с тобой, ты чувствуешь, как твое тело начинает от него вибрировать. Твое тело упруго, кажется, что ты – это сам звон, легкий, светлый и сильный... (15 секунд.)
А теперь возвращайся и открывай глаза. Будь снова здесь, повеселевший и бодрый.
Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления