Активизация мыслительной деятельности младших школьников при изучении геометрического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс развития математических способностей, при изучении геометрического материала.
Предмет исследования – система заданий и упражнений способствующие развитию математических способностей.
Вследствие этого мы ставим перед собой цель:
- исследовать возможности использования системы заданий и упражнений для формирования геометрических понятий , навыков вычислений значений геометрических величин; способы построения геометрических фигур и развития математических способностей младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 6
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений. 6
1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала
в начальных классах. 10
1.3.Особенности решения задач на построение геометрических фигур. 18
1.4. Методические особенности изучения площади геометрических фигур
и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе. 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 33
2.1. Выявление уровня развития математических способностей младших школьников. 35
2.2. Подбор и практическое использование развивающих упражнений при формировании навыков выполнения геометрических построений и вычислений. 39
2.3. Проведение контрольного среза по изучению уровня навыка вычислений периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

diplom_skurlovoy (1).docx

— 232.43 Кб (Скачать файл)

     Включение  заданий практического характера  в учебную деятельность позволяет  использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для ориентировки  в окружающем пространстве; сравнения  и упорядочения объектов по  разным признакам;

Решения задач, связанных  с бытовыми жизненными ситуациями; оценки размеров предметов «на глаз»; самостоятельной конструкторской деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Для н

 

База исследования: ООШ  № 1 города Торжка; класс.

Цель исследования:

- исследовать возможности использования системы заданий и упражнений для активизации мыслительной деятельности младших школьников при изучении геометрического материала;

- спланировать и провести  эксперимент, доказывающий положительное  влияние развивающих упражнений  на формирование навыков вычислений  периметра и площади многоугольников,  построения геометрических фигур.

Задачи исследования:

- выявить трудности, возникающие  при изучении геометрического  материала;

- отобрать методы и  приёмы для коррекционной работы  по устранению этих трудностей;

- разработать методические  рекомендации учителям начальных  классов по использованию различных  упражнений для активизации мыслительной  деятельности учащихся при изучении  геометрического материала.

Для решения задач были использованы следующие методы:

- беседа;

- наблюдение;

- контрольный срез.

Программа исследований:

  1. Констатирующий этап эксперимента.

Сроки: 24-25 февраля 2012 года.

Цель:

- выявить трудности, возникающие  при изучении геометрического  материала;

- изучить уровень навыка  вычислений периметра и площади  многоугольников;

- изучить уровень навыка  построения геометрических фигур  у учащихся 3 класса.

  1. Формирующий этап эксперимента.

Сроки: 4 недели (с 24 февраля  по 20 марта 2012 года).

Цель:

- подобрать упражнения  и провести коррекционные занятия  по устранению трудностей при  изучении геометрического материала;

- по развитию математических  способностей младших школьников.

  1. Контрольный этап эксперимента.

Сроки: 20-22 марта 2012 г.

Цель: сравнить результаты констатирующего  и контрольного этапов эксперимента. На основе полученных результатов сделать  выводы.

 

    1. Констатирующий этап.

 

Цель:

- выявить трудности, возникающие  при изучении геометрического  материала;

- изучить уровень навыка вычислений периметра и площади многоугольников;

- изучить уровень навыка построения геометрических фигуру учащихся 3 класса.

- изучить уровень математических способностей у учащихся 3 класса.

На каждом уроке математики учитель должен отводить некоторое  время для заданий, которые требуют  от учеников более активной, творческой умственной деятельности, связанной  с анализом, сравнением, обобщением и т.д. Подобранные задания должны соответствовать теме и целям  урока.

В зависимости от этого  учитель определяет место таких  заданий на уроке.

В нашем исследовании принимали  участие дети класса ООШ №1 города Торжка. В классе обучается 25 человек. Для исследования из того класса учителем были отобраны 10 человек. С этими детьми был проведён

Контрольный срез № 1.

Задание №1.

  1. Заполни таблицу:

Длина

7 см

   

4 см

Ширина

 

2 см

3 см

 

Периметр

 

16 см

   

Площадь

7 см2

 

15 см2

16 см2


 

  1. Могут ли разные прямоугольники иметь равные периметры?

_________________________

  1. У какого из таких прямоугольников самая большая площадь?

_________________________

 

  1. Могут ли разные прямоугольники иметь равные площади?

_________________________

Если могут, то начерти  разные прямоугольники, площадь которых  будет равна 16 см2.

a

     

b

     

 

Задание №2.

 

 

5 см

 

1 см

 

3 см

1 см

   

 

Найти площадь фигуры разными  способами:

  1. __ • __ + __ • __ = ____ см2;
  2. __ • __ + __ • __ = ____ см2;
  3. __ • __ – __ • __ = ____ см2.

 

Задание №3.

 

  1. Найти площадь фигуры разными способами:
 

3 см

 

1см

 

4 см

 

4 см

 

4 см

3 см


 

 

    1. __________________________________
    2. __________________________________
    3. __________________________________
  1. Поставь галочку напротив того способа, который тебе кажется самым лучшим.
  1. Начерти другую фигуру, для которой самым удобным будет тот же способ. Найди её площадь.

 

                                                                                           

 

 

 

Таблица 1.

Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра и площади многоугольников, построения геометрических фигур.

 

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Количество

баллов

Уровень

1.Кристина Е.

9

3

1

13

Средний

2.Анна Р.

9

6

1

16

Высокий

3.Егор Д.

10

0

1

11

Средний

4.Варвара П.

6

2

1

9

Низкий

5.Валерия Г.

4

0

3

7

Низкий

6.Алеся К.

2

2

2

6

Низкий

7.Сергей Г.

6

0

0

6

Низкий

8.Данил Я.

8

1

7

16

Высокий

9.Сергей Т.

13

3

5

21

Высокий

10.Данил С.

9

5

2

16

Высокий


 

Высокий уровень: 16-21б.

Средний уровень: 11-15б.

Низкий уровень:    0-10б.

 

На основе результатов исследования, можно сделать выводы:

- Высокий уровень показали – 4 чел. ( 40%),

- Средний уровень показали  – 2 чел. (20%),

- Низкий уровень показали  – 4 чел.( 40%).

Диаграмма 1.

Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра  и площади многоугольников, построения геометрических фигур.


 

 

 

 

 

 

Анализ выполнения заданий констатирующего этапа.

№1.

   Выполнили верно  – 1 чел. (10%)

  Допустили ошибки:

- в нахождении сторон  прямоугольника – 7 чел. (70%)

- в нахождении периметра  – 6 чел. (60%)

- в нахождении площади  – 7 чел. (70%)

- в определении вида  прямоугольника с наибольшей  площадью -  3 чел.(30%)

- в соотношении численных  значений периметра и площади   прямоугольника – 7 чел.(70%)

- в построении прямоугольников  – 7 чел. (70%)

№2.

  Выполнили верно –  1 чел. (10%)

  Допустили ошибки:

- в нахождении площади  разными способами – 9 чел. (90%)

№3.

  Выполнили верно –  1 чел. (10%)

  Допустили ошибки:

- в нахождении площади разными способами – 9 чел.(90%)

- в построении многоугольника, площадь которого находится аналогичным  способом – 9 чел.(90%)

 Вывод: на основе полученной  диаграммы №1 мы видим, что из этой группы детей есть учащиеся:

- с высоким уровнем  развития математических способностей  – 40%;

- со средним уровнем  развития математических способносте20% детей;

- с низким уровнем математических  способностей – 40%.

Среди этой группы детей уровень математических способностей не очень высок – средний, поэтому с ними будет проводиться дальнейшая работа.

 

 

    1. Подбор и практическое использование упражнений по активизации мыслительной деятельности младших школьников.

Цель: подобрать упражнения и провести коррекционные занятия

     -по устранению трудностей при изучении геометрического материала;

     - по развитию математических способностей младших школьников.

Для развития их математических способностей и повышения навыка      вычисления периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур у учащихся класса ООШ №1 города Торжка нами были подобраны различные задания по устранению выявленных ошибок. Работа с этими детьми проводилась как на уроках, так и во внеурочное время. На каждом уроке математики учитель отводил некоторое время для заданий, которые требовали от учеников более активной творческой умственной деятельности, связанной с анализом, сравнением, обобщением и т.д. Подобранные задания соответствовали теме и целям урока. В зависимости от этого учитель определял место таких заданий на уроке.

Фрагменты уроков.

ТЕМА: Площадь фигуры; квадратный сантиметр.

ЦЕЛИ: Ознакомить уч-ся с  квадратным сантиметром как единицей, и научить пользоваться этой единицей измерения.

ОБОРУДОВАНИЕ: геометрические фигуры, карточки с заданием, записи на доске, учебник, образец кв.см.

ИЗУЧЕНИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На наборном полотне выставлены геометрические фигуры (Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, многоугольник).

- Назовите фигуры.

- Какое общее название можно дать этим фигурам?

- Чем они отличаются?

- Что знаете про стороны квадрата? (У него все стороны равны).

СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ И  ЦЕЛИ УРОКА.

Сегодня на уроке вы познакомитесь  с единицей измерения площади, которая  называется квадратный сантиметр и научитесь пользоваться единицей измерения. (Образец на доске).

Квадратный сантиметр – это квадрат, стороны которого равны 1см. Он очень маленький, но играет огромную роль в математике.

А сейчас мы научимся чертить  кв.см. в тетради. (Учитель на доске чертит, а дети в тетради).

Повторяю ещё раз: Это  кв.см., при помощи которого мы будем измерять S фигур, короче можно записать так 1 кв.см. (Учитель подписывает на доске, дети в тетрадях).

ВЫВОД: если в одном кв.см. измеряют S фигур, то в линейных см. измеряют длину отрезка.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Начерти фигуру площадью 8 см2.

Решение задачи:

Площадь одной из комнат трехкомнатной квартиры равна 20 м2, а площадь второй – на 4 м2 меньше. Площадь первых двух комнат на 17 м2 больше площади третьей комнаты. Какова площадь третьей комнаты?

а) Чтение задачи.

б) Составление схемы задачи.

(Учитель составляет схему  на доске, дети в тетрадях).

в) Решение задачи.

1) 20 – 4 = 16 () – площадь второй комнаты.

2) 20 + 16 = 36 () – площадь первых двух комнат.

3) 36 – 17 = 19 ().

Ответ: 19 площадь третьей комнаты.

Внеклассное занятие: Единица измерения площади. Квадратный метр.

ЦЕЛИ: закрепить умение учащихся находить площади различных фигур (многоугольников); воспитывать чувство  взаимоподдержки и выручки; продолжить работу над формированием вычислительных навыков; развивать логическое мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с  геометрическими фигурами на парте; карточки с монетами на парте; волшебные  квадратные очки, картинки фруктов; шагомер  или ватерпас, рулетка, складной метр, задачники  
Г. Остера, его книги; задачник, тетради, линейки, простой карандаш.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности младших школьников при изучении геометрического материала