Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:20, дипломная работа
Объектом исследования является процесс развития математических способностей, при изучении геометрического материала.
Предмет исследования – система заданий и упражнений способствующие развитию математических способностей.
Вследствие этого мы ставим перед собой цель:
- исследовать возможности использования системы заданий и упражнений для формирования геометрических понятий , навыков вычислений значений геометрических величин; способы построения геометрических фигур и развития математических способностей младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 6
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений. 6
1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала
в начальных классах. 10
1.3.Особенности решения задач на построение геометрических фигур. 18
1.4. Методические особенности изучения площади геометрических фигур
и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе. 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 33
2.1. Выявление уровня развития математических способностей младших школьников. 35
2.2. Подбор и практическое использование развивающих упражнений при формировании навыков выполнения геометрических построений и вычислений. 39
2.3. Проведение контрольного среза по изучению уровня навыка вычислений периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Включение
заданий практического
Решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями; оценки размеров предметов «на глаз»; самостоятельной конструкторской деятельности.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
База исследования: ООШ № 1 города Торжка; класс.
Цель исследования:
- исследовать возможности использования системы заданий и упражнений для активизации мыслительной деятельности младших школьников при изучении геометрического материала;
- спланировать и провести
эксперимент, доказывающий
Задачи исследования:
- выявить трудности,
- отобрать методы и
приёмы для коррекционной
- разработать методические
рекомендации учителям
Для решения задач были использованы следующие методы:
- беседа;
- наблюдение;
- контрольный срез.
Программа исследований:
Сроки: 24-25 февраля 2012 года.
Цель:
- выявить трудности,
- изучить уровень навыка
вычислений периметра и
- изучить уровень навыка
построения геометрических
Сроки: 4 недели (с 24 февраля по 20 марта 2012 года).
Цель:
- подобрать упражнения
и провести коррекционные
- по развитию математических
способностей младших
Сроки: 20-22 марта 2012 г.
Цель: сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента. На основе полученных результатов сделать выводы.
Цель:
- выявить трудности,
- изучить уровень навыка вычислений периметра и площади многоугольников;
- изучить уровень навыка построения геометрических фигуру учащихся 3 класса.
- изучить уровень математических способностей у учащихся 3 класса.
На каждом уроке математики учитель должен отводить некоторое время для заданий, которые требуют от учеников более активной, творческой умственной деятельности, связанной с анализом, сравнением, обобщением и т.д. Подобранные задания должны соответствовать теме и целям урока.
В зависимости от этого учитель определяет место таких заданий на уроке.
В нашем исследовании принимали участие дети класса ООШ №1 города Торжка. В классе обучается 25 человек. Для исследования из того класса учителем были отобраны 10 человек. С этими детьми был проведён
Контрольный срез № 1.
Задание №1.
Длина |
7 см |
4 см | ||
Ширина |
2 см |
3 см |
||
Периметр |
16 см |
|||
Площадь |
7 см2 |
15 см2 |
16 см2 |
_________________________
_________________________
_________________________
Если могут, то начерти разные прямоугольники, площадь которых будет равна 16 см2.
a |
|||
b |
Задание №2.
5 см |
||
1 см |
3 см | |
1 см |
Найти площадь фигуры разными способами:
Задание №3.
3 см |
1см |
|||
4 см |
4 см |
4 см | ||
3 см |
Таблица 1.
Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра и площади многоугольников, построения геометрических фигур.
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Количество баллов |
Уровень | |
1.Кристина Е. |
9 |
3 |
1 |
13 |
Средний |
2.Анна Р. |
9 |
6 |
1 |
16 |
Высокий |
3.Егор Д. |
10 |
0 |
1 |
11 |
Средний |
4.Варвара П. |
6 |
2 |
1 |
9 |
Низкий |
5.Валерия Г. |
4 |
0 |
3 |
7 |
Низкий |
6.Алеся К. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Низкий |
7.Сергей Г. |
6 |
0 |
0 |
6 |
Низкий |
8.Данил Я. |
8 |
1 |
7 |
16 |
Высокий |
9.Сергей Т. |
13 |
3 |
5 |
21 |
Высокий |
10.Данил С. |
9 |
5 |
2 |
16 |
Высокий |
Высокий уровень: 16-21б.
Средний уровень: 11-15б.
Низкий уровень: 0-10б.
На основе результатов исследования, можно сделать выводы:
- Высокий уровень показали – 4 чел. ( 40%),
- Средний уровень показали – 2 чел. (20%),
- Низкий уровень показали – 4 чел.( 40%).
Диаграмма 1.
Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра и площади многоугольников, построения геометрических фигур.
Анализ выполнения заданий констатирующего этапа.
№1.
Выполнили верно – 1 чел. (10%)
Допустили ошибки:
- в нахождении сторон прямоугольника – 7 чел. (70%)
- в нахождении периметра – 6 чел. (60%)
- в нахождении площади – 7 чел. (70%)
- в определении вида прямоугольника с наибольшей площадью - 3 чел.(30%)
- в соотношении численных значений периметра и площади прямоугольника – 7 чел.(70%)
- в построении прямоугольников – 7 чел. (70%)
№2.
Выполнили верно – 1 чел. (10%)
Допустили ошибки:
- в нахождении площади разными способами – 9 чел. (90%)
№3.
Выполнили верно – 1 чел. (10%)
Допустили ошибки:
- в нахождении площади разными способами – 9 чел.(90%)
- в построении многоугольника,
площадь которого находится
Вывод: на основе полученной диаграммы №1 мы видим, что из этой группы детей есть учащиеся:
- с высоким уровнем
развития математических
- со средним уровнем
развития математических
- с низким уровнем
Среди этой группы детей уровень математических способностей не очень высок – средний, поэтому с ними будет проводиться дальнейшая работа.
Цель: подобрать упражнения и провести коррекционные занятия
-по устранению трудностей при изучении геометрического материала;
- по развитию математических способностей младших школьников.
Для развития их математических способностей и повышения навыка вычисления периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур у учащихся класса ООШ №1 города Торжка нами были подобраны различные задания по устранению выявленных ошибок. Работа с этими детьми проводилась как на уроках, так и во внеурочное время. На каждом уроке математики учитель отводил некоторое время для заданий, которые требовали от учеников более активной творческой умственной деятельности, связанной с анализом, сравнением, обобщением и т.д. Подобранные задания соответствовали теме и целям урока. В зависимости от этого учитель определял место таких заданий на уроке.
Фрагменты уроков.
ТЕМА: Площадь фигуры; квадратный сантиметр.
ЦЕЛИ: Ознакомить уч-ся с квадратным сантиметром как единицей, и научить пользоваться этой единицей измерения.
ОБОРУДОВАНИЕ: геометрические фигуры, карточки с заданием, записи на доске, учебник, образец кв.см.
ИЗУЧЕНИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На наборном полотне выставлены геометрические фигуры (Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, многоугольник).
- Назовите фигуры.
- Какое общее название можно дать этим фигурам?
- Чем они отличаются?
- Что знаете про стороны квадрата? (У него все стороны равны).
СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с единицей измерения площади, которая называется квадратный сантиметр и научитесь пользоваться единицей измерения. (Образец на доске).
Квадратный сантиметр – это квадрат, стороны которого равны 1см. Он очень маленький, но играет огромную роль в математике.
А сейчас мы научимся чертить кв.см. в тетради. (Учитель на доске чертит, а дети в тетради).
Повторяю ещё раз: Это кв.см., при помощи которого мы будем измерять S фигур, короче можно записать так 1 кв.см. (Учитель подписывает на доске, дети в тетрадях).
ВЫВОД: если в одном кв.см. измеряют S фигур, то в линейных см. измеряют длину отрезка.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Начерти фигуру площадью 8 см2.
Решение задачи:
Площадь одной из комнат трехкомнатной квартиры равна 20 м2, а площадь второй – на 4 м2 меньше. Площадь первых двух комнат на 17 м2 больше площади третьей комнаты. Какова площадь третьей комнаты?
а) Чтение задачи.
б) Составление схемы задачи.
(Учитель составляет схему на доске, дети в тетрадях).
в) Решение задачи.
1) 20 – 4 = 16 () – площадь второй комнаты.
2) 20 + 16 = 36 () – площадь первых двух комнат.
3) 36 – 17 = 19 ().
Ответ: 19 площадь третьей комнаты.
Внеклассное занятие: Единица измерения площади. Квадратный метр.
ЦЕЛИ: закрепить умение учащихся находить площади различных фигур (многоугольников); воспитывать чувство взаимоподдержки и выручки; продолжить работу над формированием вычислительных навыков; развивать логическое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с
геометрическими фигурами на парте;
карточки с монетами на парте; волшебные
квадратные очки, картинки фруктов; шагомер
или ватерпас, рулетка, складной метр,
задачники
Г. Остера, его книги; задачник, тетради,
линейки, простой карандаш.