Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:20, дипломная работа
Объектом исследования является процесс развития математических способностей, при изучении геометрического материала.
Предмет исследования – система заданий и упражнений способствующие развитию математических способностей.
Вследствие этого мы ставим перед собой цель:
- исследовать возможности использования системы заданий и упражнений для формирования геометрических понятий , навыков вычислений значений геометрических величин; способы построения геометрических фигур и развития математических способностей младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 6
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений. 6
1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала
в начальных классах. 10
1.3.Особенности решения задач на построение геометрических фигур. 18
1.4. Методические особенности изучения площади геометрических фигур
и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе. 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 33
2.1. Выявление уровня развития математических способностей младших школьников. 35
2.2. Подбор и практическое использование развивающих упражнений при формировании навыков выполнения геометрических построений и вычислений. 39
2.3. Проведение контрольного среза по изучению уровня навыка вычислений периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Если к нам приходят гости,
Не здоровайся ни с кем.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
Хороший совет я вам дала? Как называются такие советы? А чтобы совет стал хорошим, что нужно сделать? Сделайте наоборот.
Кто сочинил такие вредные
советы? (Г. Остер). Какие произведения
Г. Остера вы прочитали и вам понравились?
(Выставка книг).
Но у нас сейчас урок математики, и чем может быть интересен Г. Остер? Этому задачнику более10 лет. Он даже старше вас. А чтобы нам работать с этим учебником, нужно вооружиться карандашом и надеть наши волшебные очки. Что вы можете сказать о них? (Если мы посмотрим через них, все должно казаться квадратным).
Открываю доску, показываю яблоко, грушу, банан.
Какой формы будет вот то яблоко? Это груша? Это банан? Почему? Докажите.
А сейчас у вас на столах лежат листочки с фигурами квадратной формы.
Кто это может быть? Хотите дорисовать? Мне тоже интересно узнать, что же у вас получится. (Отметить разных животных). Вот какие разные у нас получились животные.
А какое задание можно предложить по этим фигурам? Что можно определить? (Определить S).
Определите разными способами (3 х 3 = 9 см2, 4 х 5 = 20, 9 +20 = 29 см2). Какой способ самый рациональный? Почему?
Работа с задачником.
Теперь вы вооружились. У вас есть палетки и волшебные очки. Давайте посмотрим, что же нам предлагает Г. Остер? Откройте задачу с красной закладкой на странице 39 № 88. Прочитайте внимательно текст 88.
Длина стороны зеркала квадратной формы 10 дм. Скольким квадратным метрам будет равна площадь отражения лица царевны Несмеяны, если, когда она любуется собой, это отражение занимает как раз всю площадь зеркала?
О чем эта задача? Объясни свой ответ. Понравился вам вопрос задачи? Можно ли сократить вопрос?
Давайте уберем лишние слова. Какой вопрос тогда получится? А достаточно ли данных? (Да). Почему? (У квадрата все стороны равны). Что можно сказать о другой длине?
Прочтите еще раз вопрос задачи. В вопросе есть слова (на доске пишу слова – Квадратный метр). Квадратный метр. Найдите корень слова.
Вот квадрат. Похоже на форму зеркала Царевны-Несмеяны? (Показываю полиэтиленовую пленку размером 1м х 1м).
Что сказано в задаче о длине сторон квадратного зеркала? (10 дм – это что? 1 м). Есть у нас такая мерка, которая поможет найти площадь этого зеркала? Как это сделать? Выложим. Сколько квадратных дециметров мы выложили? 100 дм2= 1 м2. А как узнаем? 10 х 10 = 100. Вот у нас получилась новая мера площади – 1 м2.
Вот такое лицо было у Царевны-Несмеяны. А может быть, такое лицо у человека?
Какой литературный прием использовал Г. Остер в своей задаче? (Преувеличение). Лицо большое, как будто смотрится в увеличительное стекло.
А сейчас откройте последнюю
страницу тетради, где наш справочник.
Какие единицы измерения
А следующая задача еще интереснее. Откройте задачу с зеленой закладкой. Прочитайте.
На кухне площадью 6 кв.м. дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 45 рублей. Каков общий урожай?
Какие данные нам известны? S – 6 м2, 1м2 – по 45 р.
Что мы должны найти? Что
это означает? Вот наши квадратные
метры. Какой формы может быть
кухня. Давайте выложим. А по-другому
как можно переставить? Сколько
возможных вариантов может
Давайте в тетради нарисуем возможные варианты. Ребята, 1 м2 войдет в тетрадь? Нет. Значит, что нужно сделать? Было преувеличение, а теперь нужно уменьшить до 1 клетки. Кто сколько вариантов найдет?
Проверка и показ нескольких работ.
У кого другая форма? Вот какие формы могли быть у кухни. А теперь разберемся с мелочью. Что в задаче сказано про рубли? С каждого метра по 45 руб. Какие сейчас у нас есть монеты? 1р., 2р., 5р., 10р. Есть ещё другие по 50коп., 10коп., 5 коп.
5 копеек нам понадобится?
Нет. Значит отбрасываем.
Я сейчас раздам вам задание, а вы подумайте, какими монетами можно собрать 45 рублей.
Работаем в паре. Кто закончит, поднимите руку. Покажите, как вы набрали. Выложите 1 м2 на полу. А теперь мы можем подсчитать, каков общий урожай монет. Найдите результат наиболее рациональным, удобным способом. Решение запишите в тетради.
Вызвать к доске учащихся, у которых разные варианты.
45 х 6 = 270р., 45 + 45 + 45 + 45 + 45 + 45 = 270р.
Как вы думаете, трудно было
бабушке собрать столько
Ну, как вам понравились задачки Г. Остера? Какой литературный прием он любит применять?
А сами смогли бы придумать такие задачки? Вот домашнее задание. Подумайте, постарайтесь придумать для соседа такие задачки на листочке (А4) с рисунком. Написать условие. Тогда у нас завтра получится свой классный задачник.
Вот теперь вы знаете, что чем можно измерять, и можете помочь своими родным измерять площади.
Урок окончен.
Вывод формирующего этапа эксперимента: занятия с детьми проводились один раз в неделю после уроков. В ходе занятий дети пытались решать задания с помощью учителя, сначала боялись проявитьь самостоятельность, не могли предложить свой вариант решения некоторых упражнений. В ходе нашей работы дети стали больше проявлять самостоятельность, не боялись допускать ошибки, предлагали интересные пути решения.
Цель: сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента. На основе полученных результатов сделать вывод.
В конце нашего эксперимента с детьми был проведен контрольный срез, где в упражнения были включены задания аналогичные тем, в которых были допущены ошибки на констатирующем этапе.
Контрольный срез №2.
Задание №1.
Заполни таблицу и построй два разных прямоугольника, площадь которых равна 9 см2, используя формулы:
a |
1 см |
|
b |
3 см | |
P |
Задание №2.
Заполни таблицу и построй три разных прямоугольника, периметр которых равен 12 см, используя формулы:
a |
1 см |
||
b |
3 см |
||
S |
8 |
Задание №3.
Построй фигуру, состоящую из прямоугольников, площадь которой находится по схеме:
+ |
= |
Задание №4.
Построй фигуру, состоящую из прямоугольников, площадь которой находится по схеме:
- |
= |
Задание №5.
Построй фигуру, состоящую из прямоугольников, площадь которой находится по схеме:
( |
- |
) |
- |
= |
Результаты этого среза отражены в таблице №2.
Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра и площади многоугольников, построения геометрических фигур.
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
К-во баллов |
Уровень | |
1.Кристина Е. |
6 |
7 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Средний |
2.Анна Р. |
6 |
9 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Высокий |
3.Егор Д. |
6 |
8 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Низкий |
4.Варвара П. |
6 |
9 |
1 |
2 |
1 |
19 |
Средний |
5.Валерия Г. |
6 |
9 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Высокий |
6.Алеся К. |
6 |
8 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Высокий |
7.Сергей Г. |
6 |
9 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Высокий |
8.Данил Я. |
6 |
8 |
2 |
2 |
1 |
19 |
Средний |
9.Сергей Т. |
6 |
9 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Высокий |
10.Данил С. |
6 |
9 |
2 |
2 |
0 |
19 |
Средний |
Диаграммы.
Сравнения Уровень развития математических способностей, навыков вычислений периметра и площади многоугольников, построения геометрических фигур.
Сравнительный анализ полученных результатов.
Высокий уровень(16-21б.) – 40% Высокий уровень ( 20 – 21 б.) – 50%
Средний уровень(11 -15б.) – 20% Средний уровень ( 15 – 19 б.) – 40 %
Низкий уровень ( 0 -10б.) – 40% Низкий уровень ( 0 – 14 б. ) – 10 %
Вывод контрольного этапа.
Использование заданий и упражнений, активизирующих мыслительную деятельность младших школьников при изучении геометрического материала способствует развитию математических способностей; повышению навыка вычисления периметра и площади многоугольников; навыка построения геометрических фигур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из важнейших задач современности – развитие каждого ребенка. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, пытаться раскрыть его творческие возможности, индивидуальные способности – вот задача каждого учителя.
Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.
Основной целью
Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.