Активизация мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:59, доклад

Описание работы

В данном докладе учитель рассматривает методы и формы по технологии проблемно-диалогического обучения, использованные на своих уроках. Делает вывод, что проблемно-диалогическая технология активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Файлы: 1 файл

расул.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                        Заявка

 

Тема доклада: «Активизация мыслительной деятельности учащихся путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка»

Автор: Сергазиева Анар Сарсенбеккызы

Место работы: Атырауская область

                          Индерский район

                          Село Елтай

                          Средняя школа имени Мукангазы Сиранова

Домашний адрес: поселок Индерборский, ул. Махамбета дом 16, кв. 11

Телефон:            2-02-97

 

 

 

                                                           Аннотация

 

      В данном докладе учитель рассматривает методы и формы по технологии проблемно-диалогического обучения, использованные на своих уроках. Делает вывод, что проблемно-диалогическая технология активизирует мыслительную  деятельность учащихся.

 

 

                                                           Annotation

 

      In this report the teacher considers the use of technology problem-Dialogic learning, on the basis of this builds their lessons on the textbooks of the new generation. In this work it is concluded that the problem-dialogical methods and forms of training activates the cogitative activity of the pupils.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

                                                        Рецензия

 

на доклад учителя русского языка  и литературы в казахской  средней  школы имени Мукангазы Сиранова Индерского района Атырауской области

Сергазиевой Анар Сарсенбеккызы  «Активизация мыслительной деятельности учащихся путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка»

      Работа учителя  написана в доступной форме.  В нем отражены методы

проблемно- диалогической технологии , способствующие повышению уровня активизации мыслительной деятельности учащихся.

     Приведены примеры использования этих методов на  этапе объяснения  урока.  Названные методические приемы используются учителем на уроках и дают положительные результаты обучения учащихся русскому языку.

   Содержание работы   соответствует  выбранной  теме.

 

 

 

 

 

 

Руководитель методического

объединения учителей

 русского  языка и

литературы в казахской школе:                                             Жантлеуова Д.И.                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                                                     Содержание

 

 

I.  Проблемно -диалогическая  технология, как одно из средств достижения  нового образовательного результата на уроках русского языка                                                                                                                                                        

II.      Методы, основанные на создании проблемных ситуаций , активизации мыслительной деятельности (из опыта учителя)                                                     

III. Развитие  мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

Используемая литература                                                                                                Приложения                                                                                               

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

Активизация мыслительной деятельности учащихся путем самостоятельного анализа проблемной ситуации  на  уроках русского языка

 

 

 

Сергазиева Анар Сарсенбеккызы

Атырауская область

Индерский район

село  Елтай

средняя школа имени Мукангазы Сиранова

учительница русского языка и литературы

 

 

«Только в диалоге развивается 

                                                             способность мыслить.  В беседе, 

                                                             спрашивании создаются   условия                                                                                                                                                                                    

                                                       для взаимодействия понимающих  сознаний»

                                                                                         М. М. Бахтин

 

 

Как говорил Президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Нам как никогда необходимо всемерно наращивать бесценный капитал знаний и образования, придавать ему современные формы...»[1]

 Школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте  – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего.   Перед учителем стоит важная  задача,  достижение современного качества образования.  Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата   заложено в модели выпускника  школы и представляет собой совокупность    предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов общего образования.

     Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения.(Приложение № 1) Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких

 

уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

 Они учатся отстаивать собственную  позицию, рискуют, проявляют инициативу  и в результате вырабатывают  характер.

    При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

- категоричность учителя, нетерпимость  к другому мнению;

- отсутствие внимания учителя  к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают  односложные ответы или вопросы,  на которые можно и не отвечать;

- неумение учителя быть хорошим  слушателем.

а в ряде случаев отрицательный  познавательный интерес к обучению .                        Актуальным стало выбор применения такой развивающей технологии, которая соответствовала развитию мыслительной деятельности школьника.

     Каждый учитель стремится  к тому, чтобы у ребенка не  пропал интерес к учебе, чтобы  на уроке ему не было скучно, чтобы у детей не пропала  любознательность. Учитель стоит  перед выбором, какую  педагогическую  технологию  ему применять в  урочной деятельности для активизации  мыслительной деятельности учащихся?  Несомненно, это должны быть развивающие  технологии, которые базируются  на исследовательских, поисковых,  творческих методах обучения. Изучив  разные технологии, я остановилась  на технологии проблемно - диалогической.  Итак, тема моей работы:  « Активизация мыслительной деятельности учащихся путем самостоятельного анализа проблемной ситуации  на  уроках русского языка»

    Для реализации выбранной темы, мною была поставлена

 Цель: выявить эффективность активизации мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа  проблемной ситуации на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: эффективность образовательного процесса с применением проблемно-диалогической технологии в школе повысится, если:

      - будет обеспечено  изучение теоретических основ технологии проблемно-       диалогического    обучения и проведен анализ;

      - раскрыта сущность проблемно-диалогического  обучения;

     - проведен анализ реализации проблемного обучения на уроках .

    -  обеспечена реализация условия формирования метапредметных и личностных компетенций и повышения качества обучения на уроках русского языка.

 В соответствии с целью  были поставлены задачи:

    1.Изучить теоретические основы технологии проблемно- диалогического    обучения.

    2. Раскрыть сущность  проблемно-диалогического  обучения.

    3. Провести анализ реализации  проблемного обучения на уроках .

   4. Обеспечить реализацию условия формирования метапредметных и личных способностей  и повышения качества обучения на уроках .

          

 

 

       Американский философ-прагматик, психолог и педагог Дьюи Джон предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблемы. Российские ученые такие как, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский,

Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер внесли  наибольший вклад  в разработку теории проблемного обучения.  Данная технология  позволяет учащимся самостоятельно  «открывать» знания.  

     В самом определении  «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.       

      В Энциклопедии  образовательных технологий Селевко Г.К. дано определение проблемно-диалогического обучения (технология проблемного обучения) – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие  мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, умениями, навыками . 

     Проблемное обучение - это  учебно-познавательная  деятельность учащихся самостоятельного  анализа   проблемной  ситуации, формулировки  проблем и  их  решения посредством  выдвижения  предположений, гипотез, их  обоснования   и  доказательства, а также   путем проверки правильности  их решения по  усвоению  знаний  и  способов  деятельности  путем  восприятия  объяснения  нового  знания учителем  в   условиях  проблемной  ситуации.

        Учитель перед собой ставит такие цели:      

 -Усвоение способов самостоятельной деятельности;

-Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков;

-Развитие познавательных и творческих способностей;

-Повышение прочности знаний;

      Проблемно-диалогическое обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации  могут быть различными по характеру содержания.

    * Проблемная  ситуация  возникает  при  условии, если  учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить  на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту, то есть определяется  недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.

     * Проблемная  ситуация  возникает  при столкновении учащихся  с необходимостью  использовать  ранее  усвоенные  знания в  новых  практических  условиях, однако  очевиден факт недостаточности  этих  знаний. Проблемная  ситуация  возникает в том  случае, если имеется  противоречие между  теоретически возможным путем решения задачи и практической  неосуществимостью избранного  способа.

     *Проблемная  ситуация возникает  тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного  задания и отсутствием у  учащихся знаний для  его  теоретического  обоснования.

           Проблемное обучение - наиболее  эффективное  средство формирования мировоззрения (складываются черты  критического, творческого и диалектического  мышления). Систематическое  применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных  типов и  видов  самостоятельной  деятельности учащихся.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка