Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:05, реферат
Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучения—научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.
Важно поставить проблему, довести до сведения ребят , в каком сложном положении оказался Николай I , которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом . После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I .
После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.)
Работа с видеоматериалами на уроках истории.
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность.
Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В отличие от компьютера такие технические средства обучения, как телевизор и видеомагнитофон широко используются фактически в каждом учебном заведении, прочно вошли в практику массовой школы. Многие учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи; документальное кино и прочее.
Документальные фильмы («Первая Мировая война.», «Россия в войне. Кровь на снегу.», «Обыкновенный фашизм.» и др.), построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, позволяющих приблизиться к решению задачи формирования исследовательских навыков учащихся. Однако сопровождающие такие фильмы конкретные, выверенные комментарии содержат, как правило, готовые оценочные суждения и выводы, не позволяющие учащимся полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого.
В связи с этим в практике работы рекомендуется использовать собственные видеоматериалы, особенно при изучении процессов, происходящих в современной России. Обращение к этому периоду объясняется еще тем, что в учебной литературе события 1992 - 2012 гг. освещаются довольно скупо, а знания учащихся вряд ли могут быть полноценно сформированы без привлечения материалов, подобранных учителем. Возможно сопоставление вполне самостоятельных, но взаимосвязанных между собой блоков видеоматериалов, посвященных парламентским выборам (1995, 1999) и президентским (1996, 2000) выборам, включающие фрагменты транслировавшихся на каналах «Первый» и «Россия» материалов предвыборной агитации политических партий, движений, блоков, кандидатов в президенты Российской Федерации, а также информационных и информационно-аналитических программ, сопровождавших выборы.
Безусловно, подготовка таких блоков видеоматериалов предполагает значительные затраты времени со стороны учителя. Однако процесс работы с учащимися и её результат стоят затраченных усилий. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи и программные установки политических партий и движений России, отличают на основе выступлений их лидеров негативные процессы в социально-экономической сфере, падение жизненного уровня населения, неоднозначность преобразований начала 1990-х гг. Опора на знания по истории нашей страны конца 1980-х - начала 1990-х гг. позволяет школьникам объяснить появление многочисленных политических объединений, не имевших в своем большинстве опыта участия в предвыборной борьбе.
Семинар как форма активизации познавательной деятельности.
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.
Семинар - это:
• «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;
• «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».
Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения истории: оно не всегда отвечает потребностям исторического образования. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.
При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.
Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.
Использование компьютерных технологий.
Сегодня, когда информация и международное
разделение труда являются неотъемлемыми
чертами мировой экономики, образование
продолжает оставаться основой персонального
и профессионального успеха любого человека.
Его влияние на возможности трудоустройства
и жизненный уровень стало намного выше,
чем раньше. Очевидно, что уже сегодня
надо готовить и себя и нынешних школьников
к встрече с теми возможностями, которые
предоставят информационные технологии
в ближайшем будущем.
Требования, предъявляемые к образованию,
изменились: помимо базовых знаний и постоянного
овладения новыми, современный работник
должен уметь продуктивно использовать
информационные ресурсы, грамотно вести
поиск, обработку и использование необходимой
информации средствами информационных
технологий (информационная компетентность).
Сегодня от него требуется умение творчески
мыслить, принимать решения и учиться
на протяжении всей жизни.
Технологии, используемые для связи учащихся
с сообществами и друг с другом, могут
сделать процесс обучения более интересным,
отвечающим реалиям сегодняшнего дня,
предоставляя нужную информацию в нужное
время. Этот процесс во многом определяется
ранее полученными знаниями, ожиданиями
и получаемыми результатами, которые формируют
среду обучения. Информационные технологии
могут сыграть ключевую роль в этой реформе.
Имеются многочисленные примеры, показывающие,
как компьютерные и сетевые технологии
используются для того, чтобы:
– лучше приспособить обучение к потребностям
и способностям обучающегося;
– обеспечить доступ всем учащимся к информационным
ресурсам за пределами школы, как обогащая
их обучение, так и увеличивая время, посвященное
самостоятельному обучению;
– реально оценить успехи учащихся в образовании;
помочь школам в управлении и руководстве
учебной деятельности учащихся.
При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:
§ для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
§ какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
§ какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
§ как организовать занятия с использованием компьютера.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в
2) с использованием в
3) с использованием в
Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
- для успешного преподавания
истории в 5 - 9 классах необходимо
знание психологических
- подростка привлекают
- важная задача учителя - обучить
подростков способам
- одним из резервов повышения
эффективности обучения
- существенное значение при
положительном отношении
- в целях качественного
- на основе предложенного
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 2004.
2. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М., 2001.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
4. Интернет-ресурсы.