Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории
Введение
Актуальность темы. В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Перед современным
учителем истории вот уже
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории
Предметом исследования является игра как форма учебного процесса
Методы исследования: метод обобщения передового опыта учителей истории, метод теоретического анализа, сравнительно-сопоставительный анализ использованных источников и материалов, диалектический.
Степень изученности: Большой вклад в теорию игры внесли такие педагоги и психологи как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.С.Спиваковская, Г.А.Кулагина, Л.П.Борзунова, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. В их работах освещаются проблемы переосмысления традиционных форм учебно-воспитательной работы в школе. Комбинированный урок, школьная лекция, лабораторные и практические занятия - предстают в новом свете. Среди оригинальных форм учебных занятий, отдельно отмечены уроки-презентации, уроки-брифинги, уроки пресс-конференции. Особое место выделено описанию игровых уроков истории.
Например, в работе Л.П. Борзовой
«Игры на уроках истории» говорится
о теоретических подходах к игровой
деятельности в обучении. В ней
обобщён опыт методики организации
игр в обучении истории, сделана
попытка отразить разнообразные
возможности дидактических игр,
при этом особое внимание уделяется
тем из них, которые можно с
успехом применять
Для освещения психологического аспекта нашей курсовой работы используются исследования Д.Б. Эльконина «Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу» и С.Л.Рубинштейна «Основы детской психологии». Эти работы говорят о возрастных особенностях учащихся, дают практическую помощь учителям.
Большую помощь в написании работы оказали статьи, опубликованные в журналах: «Преподавание истории в школе», «Білім», «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА: Преподавание в школах и ВУЗах». Их Практическая значимость в том, что они предлагают множество вариантов проведения игровых уроков истории.
В целом, резюмируя материал использованных источников и литературы по нашей проблеме, следует отметить, что действительно существует огромная база психолого-педагогической литературы по данной тематике, но необходима систематизация сведений по рассматриваемым нами вопросам. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы нашей курсовой работы «Применение игры в обучении истории».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведена систематизация психолого-педагогической литературы по рассматриваемому вопросу, а также раскрыты принципы построения дидактической игры на уроках истории. Также разработаны новые методические варианты применения игры на уроках истории.
Практическая значимость исследования:предложенные нами формы игровых занятий могут быть использованы на практических занятиях в курсе методика преподавания истории, а также результаты и выводы курсовой работы будут мною использованы в ходе педагогической практики с 21.01.13 по 03.05.13 в школе, так как работа Кроме того, работа содержит конкретный материал по применению игр на уроках истории.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
С древности игра использовалась как средство обучения детей. Передовые русские педагоги XIX века не раз высказывали мысль о том, что в процессе преподавания необходимо опираться на интересы учащихся, на понимание учащимися полезности приобретаемых ими знаний.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.С.Спиваковская, Г.А.Кулагина, Л.П.Борзунова, О.И.Капица. В их работах освещаются проблемы переосмысления традиционных форм учебно-воспитательной работы в школе. Они затрагивают проблему поиска новой содержательной парадигмы исторического образования и анализу вариативных форм обучения. В принципе, они претендует на решение одной из серьёзных педагогических проблем: рационального соединения в общеобразовательной школе обобщённого и конкретно-прикладного знания.
Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Еще в XVIII веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому концептуально-экспрессивному миру. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребёнка является игра и разнообразная деятельность» [1, c.115].
Можно утверждать с полной
уверенностью, что современная отечественная
практика редко включает игровой
элемент в учебный и внеурочный
процессы, не готовит учительство
к профессиональному осмыслению
игры в целях расширения возможностей
обучения. И все это происходит
несмотря на то, что на значение игры
в воспитательном процессе обращали
специальное внимание еще классики
советской педагогики Н. К. Крупская
и А.С Макаренко. Н. К. Крупская писала:
«Увязка воспитательного
А. С. Макаренко писал: « Есть еще один важный метод - игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело.… У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра…» [2, c.94].
Большое значение игре уделял и выдающийся нидерландский мыслитель начала XX века Иохан Хейзинга, утверждавший, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как « человек созидающий». Он считал, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в игре. Во многих своих работах Хейзинга понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры [3, c.161].
Замечательный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явления культуры, Юрий Федорчук, так оценивает детскую игру : «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем [4, c.88].
Прекрасный исследователь
игр школьников Д. Б. Эльконин так
писал о значении игры в жизни
личности: « Дело не только в том,
что в игре развиваются или
заново формируются отдельные
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности в целом. Кроме того, он подводит к мысли, что игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и « практика развития» [6, c.201].
Школа игры такова, что ребенок в ней - и ученик и учитель одновременно. Об этом писал поклонник игры - К. Д. Ушинский, утверждавший, что для ребенка игра – это « действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зрелый человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [7, c.89].
О большом значении игры в развитии личности говорит в своей книге « Воспитание игрой» А. С. Спиваковская. «В игре дети овладевают навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных исследований в педагогике и психологии» [8, c.11].
Значительное внимание игре уделяли и такие известные психологи как Д.Б.Эльконин, А Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и другие. Они рассматривали игру как ведущую деятельность детей, т.е. деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Исследования этих психологов свидетельствуют о том, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д.
Эта проблема интересует и педагогов. Педагоги - практики обращаются к игре, как методу активизации учащихся на уроках истории и делятся своим опытом. Этому подтверждение на страницах таких журналов как «Преподавание истории в школе» и «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА: Преподавание истории в школах и ВУЗах» по поводу применения игры на уроках.
В 1980-1990-х годах интерес к игре возрастает, в связи с переменами в образовании, которые явились следствием перемен в нашем обществе. О применении проблемных игр на уроках истории Казахстанские педагоги Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров отмечают: «Проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах, где используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. Но в среднем звене преподавание истории остается в целом монологичным. Опыт экспериментального обучения с использованием проблемных уроков в среднем звене школы показал, что проблемные уроки в этих классах нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям [9, c.21].
Об использовании