Система комплексной помощи
детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего
обучения в условиях общеобразовательной
школы, авторы – В. И. Лубовский, Н.А. Никашина,
Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер,
Г.И. Капустина и др.
Дети с нарушениями
интеллектуального развития
Термином «умственная отсталость»
в отечественной специальной педагогике
обозначается стойко выраженное снижение
познавательной деятельности, возникшее
на основе органического поражения центральной
нервной системы, которое может быть различным
по тяжести, локализации и времени наступления.
Разнообразие форм умственной
отсталости вызвало необходимость создания
их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер,
В.В. Ковалев и др.) [11].
В настоящее время наиболее
широко используется классификация Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии
с которой умственная отсталость включает
определенные степени снижения интеллекта
в зависимости от коэффициента интеллектуального
развития – IQ (1994):
легкая умственная отсталость
– IQ = 40-69;
умеренная умственная отсталость
– 35-49;
тяжелая умственная отсталость
– 20-34;
глубокая умственная отсталость
– ниже 20.
Нормой считается показатель
IQ 71 и выше.
Существуют также другая умственная
отсталость и неуточненная умственная
отсталость.
Виды умственной отсталости:
деменция и олигофрения.
Деменция (от лат. Dementia – безумие,
слабоумие) – стойкое ослабление познавательной
деятельности в результате органических
или функциональных нарушений деятельности
головного мозга.
У дементных детей, в отличие
от олигофренов, наступлению нарушения
в деятельности мозга предшествует период
нормального развития.
Олигофрения (греч. Оligos – малый
+ рhгеп – ум) – вид недоразвития психической
деятельности, в основе которого лежат
остаточные явления перенесенного органического
поражения центральной нервной системы
(преимущественно коры полушарий головного
мозга).
Термин «олигофрения» был введен
немецким психиатром Э.Крепелином в 1915
г.
По степени выраженности дефекта
олигофрению делят на 3 группы:
-дебильность – относительно
легкая, неглубокая умственная отсталость;
-имбецильность – глубокая
умственная отсталость;
-идиотия – наиболее тяжелая,
глубокая умственная отсталость.
В общеобразовательной школе-интернате
обучаются дети с легкой формой умственной
отсталости.
Дети с дебильностью (дебилы)
не в состоянии овладеть программой общеобразовательной
массовой школы ввиду сниженного интеллекта
и особенностей эмоционально-волевой
сферы. У таких детей:
-недоразвитие аналитико-синтетической
функции высшей нервной деятельности;
-нарушение функции абстрактного
мышления;
-недостаточное развитие способностей
к установлению и пониманию временных,
пространственных и причинно-следственных
отношений между объектами и явлениями;
-соматические нарушения, общая
физическая ослабленность, нарушения
моторики;
-затруднена последующая профессионально-трудовая
деятельность.
Основные особенности
образовательного процесса:
-создание наиболее благоприятного
гигиенического и охранительного режима;
-индивидуальный и дифференцированный
подход;
-единство и постоянство требований
школы;
-приобщение детей к организованному,
посильному для их здоровья и возраста
труду;
-расширение чувственного опыта
ребенка;
-развитие его речи и познавательных
интересов;
-организация предметно-практической
(рисование, лепка, конструирование и т.
п.) и трудовой деятельности;
-рациональное использование
словесных, наглядных, практических методов;
-на ранних этапах обучения
- значительная по времени пропедевтическая
(подготовительная) работы (для развития
у детей внимания, обогащения чувственного
познания, формирования фонематического
слуха, исправления недостатков произвольных
движений
и т. д. - дети учатся выполнять правила
поведения, обращаться с учебными принадлежностями,
работать в коллективе);
-сочетание упражнений, развивающих
сенсорную и двигательную сферу ребенка,
с остальными звеньями учебно-воспитательного
процесса.
Сложности в организации образовательного
процесса требовал тесного взаимодействия
с педагогом-психологом школы-интерната.
Именно он дал рекомендации по обучению
детей с ОВЗ:
1. Использовать методы, активизирующие
познавательную деятельность обучающегося,
развивать его устную и письменную
речь и формировать необходимые
учебные навыки;
2. Обучать различным техникам
запоминания, которые позволяют значительно
улучшить мнемонические способности обучающейся
(группировка слов и картинок, установление
связей и т.п.);
3. Предотвращать наступление
утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование
умственной и практической деятельности,
преподнесение материала небольшими
дозами, использование интересного
и красочного дидактического материала
и средств наглядности).
4. Применять индивидуальный
подход с учетом эмоционально-волевой
сферы (игровые ситуации; игровые
тренинги, способствующие развитию
умения общаться с другими.
5. Создавать ситуацию
успеха в учебной деятельности;
6. Применять смену
деятельности во время занятий
(физминутки, смена положения ребенка:
работа стоя, сидя);
7. Дозировать учебную
нагрузку;
8. Контролировать регулярное
посещение уроков обучающимся;
9. Осуществлять постоянный
контроль над выполнением домашнего
задания (требуемый объем, соответствие
заданному материалу).
Таблица 1
Методы
и приемы коррекции, используемые на уроках
Дисциплины |
Методы и приемы коррекции |
Основные предметы
|
- Графические и зрительные
диктанты;
- Рисование орнаментов;
- Штриховка в различных
направлениях;
- Работа со зрительно-двигательными
тренажерами;
- Работа с планом, схемой;
- Работа с незаконченными
изображениями, восстановление по
неполному изображению целого. |
Изо
Технология
|
- Нахождение сходства
и отличий предметов, явлений, событий;
- Работа с бумагой, ножницами,
пластилином (вырезание, оригами, аппликация,
танграм). |
Физкультура,
Физминутки на уроках
|
- Развитие пространственной
ориентировки;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения для развития
ориентации в схеме собственного
тела. |
Глава 2. Практическое применение активных методов
обучения на уроках биологии в условиях
инклюзивного образования
Биология как учебный предмет
в общеобразовательной школе с инклюзивным
образованием включает те же разделы,
что и в коррекционной школе VIII вида:
«Природоведение» (5 класс), «Неживая природа»
(6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7
класс), «Животные» (8 класс), «Человек»
(9 класс). По этим разделам предусматривается
освоение элементарных сведений знаний
о живой и неживой природе, об организме
человека и охране его здоровья.
Рабочие программы были разработаны
на основе учебного плана, утвержденного
приказом школы, в соответствии с годовым
календарным учебным графиком, утвержденным
приказом школы, а также в соответствии
с положением о структуре, порядке разработки
и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей)
в МБУОШИ «Ляминская СОШИ».
Рабочие
программы по биологии составлены
на основе учебной программы для специальных
(коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,
«Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва,
2011г., 224стр. и допущенной Министерством
образования Российской Федерации[3].
Рабочие программы по биологии
составлены с учётом особенностей психофизического
развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и способствуют
их умственному развитию.
Основными задачами преподавания
биологии для детей с ОВЗ являются:
1. Сообщение учащимся
знаний об основных элементах
неживой природы (воздухе, воде, полезных
ископаемых, почве) и живой природы
(строении и жизни растений и животных,
а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного
понимания таких природных явлений
как дождь, снег, ветер, туман, осень,
зима, весна, лето в жизни растений
и животных;
3. Проведение через весь
курс экологического воспитания
(рассмотрения окружающей природы
как комплекса условий необходимых
для жизни растений, грибов, животных
и людей), бережного отношения
к природе;
4. Первоначальное ознакомление
с приемами выращивания некоторых
растений (комнатных и на школьном
участке) и ухода за ними; с
некоторыми животными, которых можно
содержать дома;
5. Привитие навыков, способствующих
сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено
на коррекцию недостатков умственного
и физического развития учащихся. В процессе
знакомства с живой и неживой природой
у учащихся развиваются наблюдательность,
речь и мышление, они учатся устанавливать
простейшие причинно –следственные отношения
и взаимозависимость живых организмов
между собой и с неживой природой, взаимосвязи
человека с неживой природой, влияние
на неё.
При проведении уроков активно
используются информационно-коммуникативные
технологии. Учащимся предлагаются для
просмотра мультимедийные презентации,
учебные документальные и художественные
фильмы.
Кроме этого, при проведении
уроков используется разнообразный дидактический
материал:
• таблицы и плакаты, карточки,
иллюстрации по темам программы,
• объемные плакаты
• муляжи овощей, фруктов, грибов,
• модели строения растений,
природных объектов,
• гербарии;
• коллекции насекомых, полезных
ископаемых;
• скелеты животных.
Учебные занятия проводятся
2 раза в неделю в специализированном кабинете
химии и биологии, экскурсии - в
окрестных природных местах.
Для успешного обучения умственно
отсталых детей в обычном классе
необходимо обеспечивать не
только правильное соединение
методов и средств обучения,
но также определять оптимальную
продолжительность и целесообразность
организации деятельности школьников
в течение всего урока, т.е.
иметь ясное представление о
работоспособности учащихся, так
как нарушение работоспособности
ведёт к снижению познавательной
активности.
При снижении работоспособности
у детей теряется интерес к деятельности,
появляется желание бросить
начатое дело, возникает неуверенность
в себе, снижается способность
к запоминанию, к концентрации
внимания, появляются сонливость,
головные боли и т.д. Известно,
что при регулярном переутомлении
у одних детей возникает
торпидное состояние – характеризующееся
общей вялостью, истощаемостью,
у других – напротив, наблюдаются
гипердинамические реакции, выражающиеся
в повышенной раздражительности,
излишней подвижности. Поэтому
необходимо планировать самую
трудную работу в первые
10-25 минут. После этого периода
времени обычно наступает снижение
работоспособности.