Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;
проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
4
Сущность и основные понятия инклюзивного образования
4
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования
13
2.1. Организация и структура урока
16
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии
19
Заключение
2

Файлы: 1 файл

проект ВУЗа.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет»

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

 

 

Активные методы обучения на уроках биологии

в условиях инклюзивного образования

 

 

Выполнил: слушатель курсов

повышения квалификации

Шалагина Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2014

Содержание

 

Введение

2

Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования

4

    1. Сущность и основные понятия инклюзивного образования

4

    1. Особенности обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

6

Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

13

2.1.    Организация и структура урока

16

2.2.    Опыт практической работы  по применению       активных методов  обучения на уроках биологии                     

19

Заключение

28

Список используемой литературы

30

Приложения (в электронном виде)

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших задач реформирования российского образования является подготовка просвещенной, творческой личности, формирование ее физического и морального здоровья. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности учащегося. В связи с этим педагоги испытывают потребность во введении таких методик, которые бы помогли реализации личностного подхода к ребенку. И именно поэтому приобретает значимость такая организация образовательного процесса, при которой процесс становления личности учащегося будет целенаправленным и эффективным. Выбор форм и методов обучения зависит от мастерства и профессионализма педагога, его творческого потенциала. 

 Тема эта достаточно интересна и многогранна, так как затрагивает рассмотрение вопроса методов и приемов активного обучения,  которое своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно вовлекаются в ход урока. Слово «все» хочу выделить особо, так как с внедрением инклюзии в систему общего образования педагоги  должны и обязаны удовлетворять образовательные потребности каждого ребенка, приходящего в массовую школу.

Преподавание   биологии  в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие  учебно – воспитательные, но  и  специфические  задачи, обусловленные особенностями  развития  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательной задачей преподавания  биологии в таких условиях является  формирование  элементарных  представлений  и  понятий, коррекция  недостатков  психофизического  развития  обучающихся.

 В таких условиях организация активного обучения просто необходима для решения этой задачи, так как предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывает его активную деятельность.

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, базирующийся на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству, хорошо известен из работ таких знаменитых педагогов, как  Л. Выготский [4], В.Шаталов [6],  П.Гальперин [5], В.Дьяченко [7].

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения  на уроках биологии   в условиях инклюзивного образования.

 В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. изучить особенности обучения  детей с особыми образовательными потребностями  в общеобразовательных школах;

  1. проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

  1. поделиться опытом практического применения активных методов обучения  на уроках биологии   в условиях инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой.

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". В статье 24 Конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека".

 

1.1. Сущность и основные понятия инклюзивного образования

 

Термин "инклюзивное образование" пришел к нам из Европы. В переводе с французского он значит "включающий в себя".

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Основная идея включения - это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах. Европейские страны уже давно работают по программам социализации детей-инвалидов. Например, один из видов инклюзивного обучения - "мейнстриминг". Он предполагает общение детей с ограниченными способностями с другими детьми на праздниках и во время каникул.

На сегодняшний день в России ведется активная работа по реализации Государственной программы "Доступная среда". Согласно Программе школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми.

Проблема развития инклюзивного образования находится в центре внимания педагогического сообщества. К 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране.

Инклюзивное образование на современном этапе призвано обеспечить равный доступ к получению образования, и создать необходимые условия для  всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры и их физических возможностей.  Такие гарантии дает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где  в  статье 5 говорится:

 «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

  1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [13].

Распространение в России процесса внедрения инклюзивного образования в учреждения государственного воспитания является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

1.2. Особенности обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в общеобразовательной школе

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

        Так, например, на начало 2013-2014 учебного года  в  МБУОШИ «Ляминская СОШИ» из 93 обучающихся было 24 ребенка с ОВЗ, из них  18  учащихся с рекомендациями об обучении по программам VIII вида  и 6 учащихся – по программам  VII вида, что составило 25,8%  от общего количества обучающихся. 

       Прежде чем рассматривать индивидуальные программы обучения,  педагогам школы-интерната пришлось  изучать особенности данного контингента обучающихся.

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности [11].

Характерные особенности детей с ЗПР:

-отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);

-неравномерность проявлений недостаточности развития;

-несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

-снижение работоспособности;

-неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

-низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

-недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;

-отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;

-отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря);

-несформированность произвольной регуляции поведения;

-отсутствие или слабость учебной мотивации;

-несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).

Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития (зону ближайшего развития).

Образовательный процесс осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе:

-учета актуальных возможностей ребенка;

-охраны и укрепления его здоровья;

-создания благожелательной образовательной среды;

-взаимодействия с родителями.

По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР – только в условиях коррекционного класса.

Информация о работе Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования