Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа
Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;
проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.
Введение
2
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
4
Сущность и основные понятия инклюзивного образования
4
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования
13
2.1. Организация и структура урока
16
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии
19
Заключение
2
ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Активные методы обучения на уроках биологии
в условиях инклюзивного образования
Выполнил: слушатель курсов
повышения квалификации
Шалагина Наталья Геннадьевна
Сургут 2014
Содержание
Введение |
2 |
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования |
4 |
|
4 |
|
6 |
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования |
13 |
2.1. Организация и структура урока |
16 |
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии |
19 |
Заключение |
28 |
Список используемой литературы |
30 |
Приложения (в электронном виде) |
5 |
Введение
Одной из важнейших задач реформирования российского образования является подготовка просвещенной, творческой личности, формирование ее физического и морального здоровья. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности учащегося. В связи с этим педагоги испытывают потребность во введении таких методик, которые бы помогли реализации личностного подхода к ребенку. И именно поэтому приобретает значимость такая организация образовательного процесса, при которой процесс становления личности учащегося будет целенаправленным и эффективным. Выбор форм и методов обучения зависит от мастерства и профессионализма педагога, его творческого потенциала.
Тема эта достаточно интересна и многогранна, так как затрагивает рассмотрение вопроса методов и приемов активного обучения, которое своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно вовлекаются в ход урока. Слово «все» хочу выделить особо, так как с внедрением инклюзии в систему общего образования педагоги должны и обязаны удовлетворять образовательные потребности каждого ребенка, приходящего в массовую школу.
Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие учебно – воспитательные, но и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательной задачей преподавания биологии в таких условиях является формирование элементарных представлений и понятий, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся.
В таких условиях организация активного обучения просто необходима для решения этой задачи, так как предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывает его активную деятельность.
Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, базирующийся на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству, хорошо известен из работ таких знаменитых педагогов, как Л. Выготский [4], В.Шаталов [6], П.Гальперин [5], В.Дьяченко [7].
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". В статье 24 Конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека".
1.1. Сущность и основные понятия инклюзивного образования
Термин "инклюзивное образование" пришел к нам из Европы. В переводе с французского он значит "включающий в себя".
Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Основная идея включения - это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах. Европейские страны уже давно работают по программам социализации детей-инвалидов. Например, один из видов инклюзивного обучения - "мейнстриминг". Он предполагает общение детей с ограниченными способностями с другими детьми на праздниках и во время каникул.
На сегодняшний день в России ведется активная работа по реализации Государственной программы "Доступная среда". Согласно Программе школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми.
Проблема развития инклюзивного образования находится в центре внимания педагогического сообщества. К 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране.
Инклюзивное образование на современном этапе призвано обеспечить равный доступ к получению образования, и создать необходимые условия для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры и их физических возможностей. Такие гарантии дает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где в статье 5 говорится:
Распространение в России процесса внедрения инклюзивного образования в учреждения государственного воспитания является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
1.2. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Информация о работе Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования