Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;
проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
4
Сущность и основные понятия инклюзивного образования
4
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования
13
2.1. Организация и структура урока
16
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии
19
Заключение
2

Файлы: 1 файл

проект ВУЗа.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)

Важно, чтобы часть сигналов могла быть использована при составлении характеристики нескольких систематических групп животных или целого ряда биологических процессов, например, как на уроке-обобщении по теме "тип Членистоногие".  Начинаю со стихотворения: «Восемь ног у паука, шесть у майского жука, десять ног у рака». Здесь задействованы сразу три систематические группы – класс Паукообразные, класс Насекомые и класс Ракообразные.  Дети легко запоминают нехитрые строчки, повторяют их. Затем я рисую схему на доске, а учащиеся воспроизводят её у себя в рабочих тетрадях (Приложение 1).

Особо хочу выделить значение опорных графических конспектов для учащихся с ОВЗ. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого учащегося  [2, 8].  Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний, а значит и растет уровень мотивации.

Опыт показывает, что наиболее эффективно в активизации мыслительных процессов помогает  игровая деятельность  [10].

В игре раскрываются  творческие способности личности. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», а В.Ф. Шаталов утверждал, что «в играх и в труде, в задорных выдумках проявляются характеры и способности детей» [16].

Для активизации процесса обучения иногда применяю настольную игру-электровикторину  «Тайны зеленого мира», которая рассчитана  на детей от 7 до 12 лет. Игра знакомит  учащихся с разнообразием растительности, расширяет их представления об окружающем мире. Отвечая на вопросы, дети знакомятся с дикими растениями и местами их обитания, лучше узнают комнатные и садовые цветы, виды плодов и побегов, части цветка, виды соцветий, изучают строение растительной клетки, ядовитые растения. Всего в комплект электровикторины входит набор из десяти двусторонних карточек. Таким образом, в игре представлено 20 разных тем, на каждой карточке – от 8 до 12 вопросов. 

Суть игры  заключается в том, что учащийся с помощью проводящих ток проводков ищет правильный ответ на вопрос. Элементом самопроверки служат световой и музыкальный сигналы, благодаря чему электровикторина может применяться при обучении детей с нарушением слуха.  Она может использоваться для работы в парах.  За правильные ответы игроки получают красочные жетоны, которые делают игру более динамичной и создают положительную мотивацию у обучающихся.

При  снижении  работоспособности у детей  использую аудиозаписи, как средство переключения внимания и снятия напряжения, обеспечивая охранительный режим. В моей аудиотеке в основном минусовые записи. И это вполне целенаправленный ход. В результате прослушивания записи дети отгадывают песню, вспоминают её слова. Записи в основном  связаны  с биологическими объектами, например: «Во поле береза стояла», «Пропала собака», «Где баобабы вышли на склон», «Песенка про жирафа», «33 коровы», «Калинка-малинка», «Жили у бабуси».  При прослушивании дети могут активно двигаться, подпевать.

Особое место в моей практике занимает  обучение с применением презентаций Microsoft Power Point, которые всегда очень тщательно составляю: подбираю наиболее важный для запоминания материал, использую красочное оформление, анимацию, разнообразные схемы, рисунки, фотографии, словом всё то, что может привлечь внимание ребенка, пробудить в нем интерес к изучаемой теме. В моей коллекции более 50 собственных презентаций.  

На уроках биологии широко применяю методы естественных наук: наблюдение в природе, в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Также практикую просмотр обучающих фильмов  по различным темам из курсов «Зоологии», «Анатомии», «Ботаники».

Для закрепления изученного  материала и обобщения знаний  часто применяю desktop-версию программы Тестер 2.0, перфокарты, дидактические карточки, тесты  различной степени сложности, кроссворды и ребусы (Приложение 2).

Большое значение в овладении биологическими знаниями имеют практические занятия. Здесь также находят применение  наглядные средства обучения – коллекции минералов и горных пород, полезных ископаемых, удобрений, металлов и их сплавов, волокон, насекомых, гербарии, влажные препараты птиц и млекопитающих, объемные макеты органов человека.

При подготовке практических занятий возможно использование исследовательского набора «Юный биолог», который поможет провести интересные биологические опыты: прорастить семена овощных и злаковых культур, изучить химический состав семян, вырастить культуры бактерий, плесневых грибов и почвенных микроорганизмов, а на настое сена получить культуру инфузории туфельки.  Практическая работа организует детей, учит их работать в группе и самостоятельно, выполнять инструкцию, обобщать, развивает практические навыки и умения, активизирует деятельность на уроке  (Приложение 4). 

        Ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы, недоразвития аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности для учащихся с ОВЗ  необходимо инструктировать любой вид деятельности.  Инструкции составляются подробно, доступно, задания дозируются, материал для осмысления тщательно подбирается.

       Поскольку  у детей с ОВЗ наблюдается  несформированность произвольного внимания, инструкции помогают им избежать значительное количество ошибок;   помогает напоминание о том, что аналогичные задания выполнялись на прошлом уроке.   Детям необходимо организовать поток мысли, научить их быть внимательными – значит дать им в руки набор стандартных приемов, которые позволят мысленно видоизменять объект внимания.   Известный советский психолог П.Я.Гальперин  подтвердил правоту  этой идеи на практике. Он давал «невнимательным»  детям  специальные карточки, на которых была описана  необходимая последовательность действий.  Ребенок должен был зачитать каждый пункт вслух, выполнить его, отметить это на карточке  и перейти к следующему.  Через несколько занятий  ребенку разрешалось  читать последовательность действий про себя. Со временем учащийся соблюдал заданную последовательность  действий автоматически, карточку убирали, а качество выполнения заданий при этом полностью сохранялось.   Подобные карточки  с планом  письменного или устного  ответа, планом работы над текстом – эффективный  метод формирования внимания  у рассеянных  детей [1].

        При использовании инструкций обычно использую такой активный метод  обучения, как  работа в малых группах, парах.  Учащиеся объединены общей целью,  в совместной работе просматривается соревновательный момент, имеет место ожидание результата деятельности (Приложение 5).

Важное значение в овладении мыслительными умениями имеет возможность для учащихся наблюдать за тем, как я сама подхожу к решению той или иной задачи. Если начинаю искать ответ на вопрос, рассуждая вслух, учащиеся получают возможность принять участие в этом процессе и увидеть, какие мыслительные действия связаны с поиском ответа. Обстановка открытости и доброжелательности, в которой учащийся не боится задавать вопрос, дать ответ, пусть «глупый». Я обычно  не тороплюсь оценивать, помогаю учащемуся самому определить, что правильно, а что нет. Давно доказано, что когда снимается состояние напряженности, возникающее у учащихся из-за боязни ошибиться, из-за того, что их могут высмеять, повышается творческая активность, улучшающая понимание материала. Ведь атмосфера доброжелательности, поощрения старания, любознательности школьника – непременное условие развития его мышления, творческой активности.

 

 

 

 

 

Заключение

В наше время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе становится массовым явлением. В связи с этим  становится актуальной проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с особыми образовательными потребностями. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования  в том числе, приводят к переосмыслению процесса обучения и воспитания, поиска новых подходов к осуществлению образовательной деятельности. При таком аспекте современному учителю необходимо постоянно  совершенствоваться, пересматривать свой стиль работы.  

 Каждый учитель имеет право избирать такие формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, от активности учащихся, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.

Я сделала свой выбор в сторону  активных форм и методов обучения, практическая реализация которых показывает их эффективность в условиях инклюзивного образования.  Моя профессиональная компетентность преподавателя, кроме определенного набора знаний, включает функциональный компонент. Он предполагает развитие умения проектировать и конструировать образовательный процесс по биологии, акцентировать внимание на специфике организации учебного процесса в группе или классе [9].

         Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение  с основной массой обучающихся,  способствуя эффективному решению  проблем    их  успешной   социальной адаптации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. При правильной организации учебно-воспитательного   процесса наблюдается   успешное   или удовлетворительное     включение    выпускников    в    трудовую    жизнь    общества, соблюдение ими культурно-этических норм, возможность формирования системы правильного отношения к окружающему  миру.

 Применение активных  методов обучения и воспитания  способствуют развитию приоритетных  ценностей -  самостоятельности, критичности  мышления, толерантности, положительной  активной жизненной позиции. а специально организованная учебно-познавательная деятельность на основе использования форм и методов активного обучения содействует формированию необходимых знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, более полноценной их интеграции в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №2, 1999 год, стр.24.

2.  Васильева Е.В. Еще  раз об опорных конспектах // Биология  в школе. М.,  «Школа-Пресс», №3, 1989, стр. 41-46.

  1. Воронкова В.В., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011г., 224стр.

4. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М., Изд-во АПН ССР, 1956. – 320 с.

5.  Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., Педагогика, 1985. – 167 с.

6.  Давыдов В. В. Проблемы  развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с.

7.   Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., Владос, 2008. – 320 с.

8. Никишов А.И., Теремов  А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №4, 1987,  стр. 44-48.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. М.: Народное образование, 1998. – 105 с.
  2. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя М.: Владос, 2007. -  256 стр.

11. Титов В.А., Дефектология, учебный курс, Московский Университет имени С.Ю.Витте, Электронный курс , 2013 год, 167 стр.

12. Ушинский К. Д., Избранные педагогические сочинения: В 2.-х т.— М., 1939. Т. 2, с. 156.

13. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.

14. Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение пониманию // Биология в школе, 1998. – № 3. – С. 30-35.

15. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Метод Шаталова и как его применять на уроках биологии // Биология в школе. – 1987. – №5. – С. 43-49.

16. Шаталов В. Ф Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1979. С. 4, 154.  

 

 


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования